Александр Генис: После праймериз в Айове предвыборная кампания в США вступила в новую фазу. Сегодня в историческом репортаже Владимира Абаринова мы познакомимся с музыкальным сопровождением президентских выборов.
Владимир Абаринов: Недавно во Флориде публика, собравшаяся на предвыборную речь Дональда Трампа, увидела в качестве эпиграфа выступление художественной самодеятельности. Три девочки в звездно-полосатых костюмах исполнили хип-хоп со словами, прославляющими кандидата и обличающими врагов Америки. Прыгающие ангелочки пели, например, такое:
Враги свободы,
Услышьте эту музыку!
Вперед, парни,
Уделайте их!
Президент Трамп знает,
Как сделать Америку великой!
Ролик с этой песней понравился далеко не всем американцам. В Америке не любят, когда детей ввязывают в политику. Создатель патриотического ансамбля и автор текста Джеффри Попик, отец одной из девочек, по профессии агент по продаже недвижимости, в одном из интервью признался, что обратился в избирательный комитет Трампа потому, что опасался проблем с авторскими правами. Дело в том, что мелодия его опуса американцам хорошо известна. Это песня Over There, – «Там, вдали» или «В далекий путь» - написанная в 1917 году композитором и поэтом Джорджем Коэном в связи с началом Первой мировой войны:
Джонни, бери свою винтовку и отправляйся в поход!
Слышишь – зовут тебя и меня,
Каждого сына свободы!
Пусть услышат повсюду в мире:
Янки идут, гремит барабанный бой!
Вот эта песня, записанная одним из первых исполнителей – Артуром Филдсом.
Песни, написанные специально для предвыборной кампании – совсем не редкость. Когда появилась звукозаписывающая аппаратура, их стали распространять в записи. Первая такая запись сделана в 1900 году. Она сочинена Дэном Лонгом в модном тогда стиле рэгтайм и прославляет президента Уильяма Макинли и Тедди Рузвельта, который вместе с ним избирался тогда в вице-президенты. Маккинли выиграл войну с Испанией, а Рузвельт в чине полковника командовал добровольческим кавалерийским полком, воевавшим на Кубе – неофициально полк прозвали Rough Riders - «Удалая конница» или «Лихая кавалерия». Песня называется «Ура Биллу Маккинли и лихому кавалеристу Теду».
Сочинители предвыборных песен очень любили каламбуры с именами кандидатов – они понимали, что такой слоган публика обязательно запомнит. В 1924 году на второй срок избирался президент Калвин Кулидж. Сопровождавшая его кампанию песня называлась Keep Cool and Keep Coolidge – «Сохраняй хладнокровие и оставь Кулиджа».
Куча политиков только и делает, что болтает,
Но Калвин Кулидж – человек дела, а не слов.
Франклин Рузвельт сделал музыкальным сопровождением своей первой президентской кампании песню «Счастливые времена настали снова». По иронии истории, композитор Милтон Эйджер и автор текста Джек Йеллен выпустили пластинку с ее записью через два месяца после краха Нью-Йоркской биржи, ставшего началом Великой Депрессии. Вскоре на экраны вышла музыкальная комедия Чарльза Райснера «В погоне за радугой» - там тоже была эта песня. Рузвельту она очень нравилась, и он велел ставить пластинку на всех предвыборных мероприятиях – обычно это делается в начале, пока публика томится ожиданием, или в конце, когда она расходится по домам. Но совершенно ошеломительный успех песня имела уже после избрания Рузвельта. По инициативе новоизбранного президента Конгресс отменил сухой закон – и во всех ресторанах и барах страны американцы весело распевали со стаканом виски в руке «Счастливые времена настали снова». Поет Лу Левин в сопровождении оркестра Лео Райзмана.
Авторы песни как будто не возражали против ее использования в избирательной кампании демократов, да и законодательство об авторском праве тогда было далеким от совершенства. Вполне вероятно, что правообладатели получили причитающуюся им мзду – во всяком случае, песня превратилась в гимн Демократической партии и звучит по сей день на партийных съездах уже в исполнении Барбары Стрейзанд. А вот республиканцам часто приходится сталкиваться с возражениями музыкантов, причем не по юридическим, а по политическим мотивам. Самый известный случай произошел в сентябре 1984 года с Рональдом Рейганом, который тогда избирался на второй срок и в своей речи в штате Нью-Джерси сказал следующее:
Рональд Рейган: Залог будущего Америки – мечты, которые вы храните в тысячах ваших сердец, в послании надежды, которое несут песни восхищающего столь многих молодых американцев сына Нью-Джерси, Брюса Спрингстина.
Владимир Абаринов: Журналисты сразу же предположили, что президент попросту никогда не слышал песен Спрингстина – их тексты плохо гармонируют с речами Рейгана. Это скорее послание социального протеста, чем надежды на президента-республиканца. Брюс Спрингстин публично отмежевался от оратора. В интервью для программы CBS «60 минут» он заявил, что никоим образом не поддерживает политику Рейгана.
Брюс Спрингстин: Это провальная политика. Эффективность экономики как-то не очень заметна. Да и о стране судят не по ее достижениям, а по тому, проявляет ли она сострадание, по самочувствию и благосостоянию ее граждан. Именно это порождает ее дух.
Владимир Абаринов: В нынешней кампании отличился опять-таки Дональд Трамп. На митинге, где он объявил, что намерен участвовать в президентской гонке, прозвучала одна из самых знаменитых композиций известнейшего рокера Нила Янга Rockin’ in the Free World.
Нил Янг тотчас заявил, что не давал своего разрешения на использование песни. Однако Трамп опубликовал в твиттере фото, на котором улыбающиеся Янг и Трамп пожимают друг другу руки, и сообщил, что Янг приезжал к нему в офис и просил денег на свой проект, поэтому он крайне удивлен претензией.
В очередном публичном выступлении Трамп сказал об этом так.
Дональд Трамп: Вдруг ни с того ни с сего Нил Янг типа выражает свой протест Трампу. Само собой, говоря по совести, он супер-пупер-либерал, а я - совсем даже наоборот. Его менеджер говорит: «Какой ужас, Дональд Трамп использует нашу музыку!» А я себя спрашиваю: «Это вообще с какой стати?» Парень постоянно звонит мне, любит меня. И вдруг откуда ни возьмись такая штука. Просто диву даюсь.
Владимир Абаринов: Нил Янг на это ответил, что он просил денег у Трампа, когда тот еще не был кандидатом, да и денег-то он не дал, да и вообще он канадец, и не его дело встревать в американские выборы. А потом оказалось, что с антрепренером Янга был заключен договор по всей форме, так что юридически придраться не к чему.
Когда музыкант предъявляет подобную претензию, политики ведут себя по-разному. Они или прекращают использовать музыку, или платят правообладателю отступное, или продолжают пользоваться записью без всякой компенсации и извинений. Однако до суда дело пока еще ни разу не доходило. Нынешнее законодательство позволяет защитить авторское право при использовании музыки в агитационных видеороликах, потому что они подпадают под закон о рекламе. А музыка, звучащая до или после мероприятия, как бы не имеет отношения к самому мероприятию.
И еще один инцидент, тоже с участием Трампа. В последнее время самоуверенности у него поубавилось – его ближайший конкурент, другой кандидат республиканцев Тед Круз, вплотную приблизился к нему, а в некоторых опросах и обогнал его. И тогда сторонники Трампа изобрели аргумент против Круза: поскольку в Конституции сказано, что президентом может быть избран только урожденный гражданин США, а Круз родился в Канаде, хотя и от матери-американки, он не имеет права на этот пост. На теледебатах модератор дискуссии поднял этот вопрос, и Круз исчерпывающе ответил на него.
Модератор: Начнем с вас, сенатор Круз. Вы, разумеется, сторонник строгого соблюдения Конституции. А Конституция, как вам известно, гласит, что только урожденные граждане могут претендовать на пост президента Соединенных Штатов. Вы родились в Канаде, ваша мать – американка. Так что вы считаетесь американским гражданином. Но парень, который стоит рядом с вами, Дональд Трамп, и другие говорят, что человек, родившийся в Канаде, не является урожденным американцем, и отсюда возникли вопросы о вашем праве на избрание. Хотите ли вы сейчас раз и навсегда закрыть эту тему?
Тед Круз: Я рад, Нил, что вы сегодня поднимаете важные вопросы. Не далее как в сентябре мой друг Дональд заявил, что он попросил своих юристов изучить вопрос, и оказалось, что никакой проблемы с местом моего рождения нет. Конституция с тех пор не изменилась. А вот рейтинги – да. Я понимаю, Дональда это тревожит. О факты и закон тут совершенно ясны. По закону ребенок гражданина США, родившийся за границей, считается урожденным гражданином. Если у военнослужащего родился ребенок за границей, это урожденный американец. Поэтому Джон Маккейн, родившийся в Панаме, имел право избираться в президенты. Если у американского миссионера рождается ребенок за границей, он урожденный американец. Поэтому отец Митта Ромни имел право избираться, хотя он родился в Мексике. Закон абсолютно однозначен, но я бы еще заметил, что юридические теории, которым доверился Дональд, в своей более крайней версии утверждают, что надо не только самому родиться на территории США, но и оба родителя должны на ней родиться. По этой теории не только меня следует дисквалифировать, но и Марко Рубио, и Бобби Джиндала, а самое интересное – и Дональда Трампа, потому что его мать родилась в Шотландии. Она натурализована.
Владимир Абаринов: Несмотря на этот грамотный и юридически безупречный ответ, Трамп продолжает троллинг Теда Круза. На каждой его встрече с избирателями крутят хит Брюса Спрингстина «Рожденный в США». Спрингстин молчит – по основаниям, о которых я уже сказал.
Кандидат демократов Берни Сандерс недавно тоже сделал свой музыкальный выбор. В его агитационном ролике публика услышала одну из самых популярных песен дуэта «Саймон и Гарфанкел», чей пик славы пришелся на 80-е годы – это песня «Америка». Телекомпания CNN пригласила Арта Гарфанкела, чтобы выяснить, давал ли он разрешение на использование песни. И он ответил, что он и его партнер не только дали разрешение, но и поддерживают кандидатуру Берни Сандерса.
Арт Гарфанкел: Мне нравится, что Берни так недоволен разрывом между богатыми и бедными. Думаю, это главный вопрос – власть денег. Берни говорит: Хиллари произносит речь и получает за это 275 тысяч долларов. Надо произнести гениальную речь, чтобы заработать такие деньги. Все мы знаем, как устроена власть, и кто стоит за Хиллари, и кому она обязана. Так делаются дела в Америке - до тех пор, пока кто-то не говорит: только не при мне.