В этом году исполняется 20 лет со дня судьбоносных для России выборов губернатора Санкт-Петербурга, на которых мэр Анатолий Собчак вместе со своей командой, включавшей в себя Владимира Путина, Алексея Кудрина, Людмилу Нарусову и многих других известных сегодня политиков, потерпел сокрушительное поражение, и губернатором Санкт-Петербурга был избран Владимир Яковлев.
Судьбоносными для России эти выборы можно назвать хотя бы потому, что именно после них в Москве высадился десант петербургских политиков, через три года захвативших власть в стране. После этих выборов Анатолий Собчак, серьезно рассматривавший возможность своего участия в будущих выборах президента России, был вынужден под угрозой ареста уехать во Францию, закончив свою политическую карьеру.
Сегодня мы вспомним особенности этих выборов, когда судьбу страны, сами того не подозревая, решили несколько тысяч петербуржцев, отдавших свои голоса за Владимира Яковлева. У нас в гостях Алексей Шустов, петербургский политолог, член предвыборного штаба Анатолия Собчака в 1996 году.
– Алексей, как вы попали в штаб Анатолия Собчака?
– Случайно, через своего знакомого я стал заниматься избирательной кампанией Александра Владимировича Прохоренко, который был, что называется, "человек от науки", он работал в петербургском центре РАН. Он баллотировался в Законодательное собрание Санкт-Петербурга (ЗАКС), я вел его избирательную кампанию. Он выиграл, стал депутатом ЗАКСа 1-го созыва. Я продолжал с ним работать. Через год были выборы в Государственную думу. Александр Владимирович принимал участие в работе блока "Наш Дом – Россия", более того, он был председателем исполкома Санкт-Петербургской организации этого блока. А председателем политсовета этой организации был Владимир Путин. И, зная о моих способностях проведения избирательных кампаний на практике, Александр Владимирович привлек меня для того, чтобы делать какие-то работы в рамках кампании блока "Наш Дом – Россия". Моя команда вела агитацию, хотя я работал и с другим кандидатом, Виктором Ивановичем Харченко. Именно тогда, в рамках той кампании, я был представлен Владимиру Владимировичу Путину.
Именно после этих выборов в Москве высадился десант петербургских политиков, через три года захвативших власть в стране
– Как был организован и как работал штаб Анатолия Собчака? Предвыборная губернаторская кампания ведь началась сразу после выборов в Государственную думу 2-го созыва, Анатолий Собчак даже вступил в партию "Наш Дом – Россия"?
– Прежде всего, надо упомянуть о том, что еще во время кампании партии "Наш Дом – Россия" в списках по Санкт-Петербургу в ней была Людмила Борисовна Нарусова. Вот она и была склонна проявлять определенную публичную активность, выступать на телевидении, встречаться с определенной категорией граждан, и она хотела, чтобы ей помогли профессионалы в подготовке к этим публичным выступлениям (кстати, замечу, что это было правильное желание). Анатолий Собчак в последующей кампании, уже через полгода совершенно не был склонен специально готовиться к выступлениям и, в частности, к дебатам с Владимиром Яковлевым во втором туре губернаторских выборов. А Людмила Борисовна хотела получить определенную дополнительную подготовку.
Анатолий Собчак в последующей кампании, уже через полгода совершенно не был склонен готовиться к выступлениям
Я рекомендовал своего товарища, политолога Александра Ершова, выпускника кафедры политической психологии ЛГУ, который к этому моменту имел богатый опыт работы с ведущими 5-го канала ТВ. Он провел с Людмилой Борисовной несколько встреч, и, насколько я знаю, она была за это благодарна. "Наш Дом – Россия" показал высокий результат, но не такой, какой от него ожидали, не самый блестящий. Но так как все это было результатом того, как проходила кампания на федеральном уровне, то вопросов к нам конкретно не возникало, и мы плавно перешли к подготовке к выборам губернатора Петербурга.
Более того, эти выборы сдвинули ближе, для того чтобы у Анатолия Собчака были несколько лучшие позиции по сравнению с возможными конкурентами. Хотя, в общем, на тот момент грамотно проведенная избирательная кампания должна была дать позитивный результат и при той поддержке, которая имелась у Собчака, несмотря на то что по отношению к нему уже формировался определенный негатив. Но позитивный задел был все-таки очень большим.
Тем не менее этот перенос выборов все-таки произвели, назначили их на 19 мая. Нам надо было готовить избирательную кампанию. Уже в январе 1996 года мою команду пригласили для того, чтобы делать полевую часть работы (пикеты и т. д.) в рамках кампании Анатолия Собчака.
– Кто возглавил этот штаб?
У Людмилы Нарусовой было странное представление о том, как ведется эта работа
– Было не очень ясно, как формируется штаб. Где-то к концу января было сформулировано так, что, в частности, его формирует Александр Прохоренко, а возглавляет Людмила Нарусова. Так как я не понимал, кто и как будет проводить избирательную кампанию, я подготовил свой проект ее проведения, свою концепцию. Я передал этот документ через Прохоренко Людмиле Нарусовой – возможно, с ним был ознакомлен и Анатолий Собчак, но в дальнейшем никакой реакции на этот документ не последовало. К сожалению, в дальнейшем не было и никакой другой концепции, с которой можно было бы ознакомиться нам как участникам кампании. Это один из элементов, объясняющих, почему кампания шла так странно.
Второй момент: у Людмилы Нарусовой было странное представление о том, как ведется эта работа. У нее (как и, я думаю, у Анатолия Собчака) было представление о том, что в городе существует огромное количество людей, которые готовы массу своего свободного времени тратить на агитацию за Собчака, на соответствующую предвыборную работу. Но на дворе уже был не 1989-й и не 1991 год, когда его первый раз избрали мэром. Реалии изменились: люди, пережившие трудный в экономическом смысле период, стали много времени тратить на себя. И, конечно, те люди, которые работали на выборах, работали за деньги. На этом раннем этапе у меня была встреча с Людмилой Нарусовой, которая поинтересовалась, есть ли у меня команда, готовая работать на Анатолия Собчака. Я ответил, что есть, что с этой командой мы работали на думских выборах два месяца назад, причем наш кандидат Виктор Харченко занял второе место, и это тоже было неплохо, потому что в шести из восьми округов города победили "яблочники", и это тоже был результат федеральной избирательной кампании. Григорий Явлинский был очень популярен в 1995 году в Петербурге.
В шести из восьми округов города победили "яблочники". Григорий Явлинский был очень популярен в 1995 году в Петербурге
Команда у нас была, и она была готова работать. Но Людмила Нарусова, видимо, решила, что есть команда, готовая работать на весь город. А я по неопытности не сообразил, что у неё может возникнуть непонимание того, что у нас народу только на одну восьмую города. Мы начали дополнительно добирать людей. И первая эмоциональная реакция Людмилы Нарусовой была следующая: она на повышенном тоне говорила, что я ее обманул, сказал, что у нас есть команда, а ее, оказывается, нет. Я ответил, что команда есть, но ее надо расширять, так как стоит задача другого масштаба.
– Какие еще ошибки были совершены в штабе Анатолия Собчака?
– Долго не решался вопрос о финансировании этой работы. Наши коллеги, которые "вели" Владимира Яковлева, в частности, Владимир Большаков, который вел всю полевую работу, вывели людей на улицы агитировать за своего кандидата уже в первых числах марта. А публичная активность Владимира Яковлева началась еще раньше, в середине февраля. К сожалению, мы смогли выйти на улицы с нашей агитацией только после пятого мая, когда был сформирован штаб во главе с Алексеем Кудриным и Михаилом Маневичем. Но это было позже. А первоначально руководителем штаба была назначена Людмила Нарусова.
Долго не решался вопрос о финансировании этой работы
Тогда же, в феврале, проходили встречи в кабинете Анатолия Собчака в Мариинском дворце. Там заседания штаба проводила сама Людмила Нарусова. Собчака на этих заседаниях либо не было, либо он приходил через полчаса после начала. Все сидели за длинным столом для совещаний, как это положено, а Анатолий Собчак устраивался отдельно за стол руководителя. Людмила Борисовна приглашала его участвовать в работе штаба, но он отказывался, смотрел какие-то бумажки, а потом уходил. В работу штаба он не включался. И, кстати говоря, это было правильно. Кандидату в текущей работе штаба участвовать не стоит.
Людмила Нарусова этот штаб физически возглавляла. В этой работе принимали участие и социологи, и представители городских комитетов, организаций. Через какое-то непродолжительное время было формально объявлено, что штаб возглавляет Людмила Нарусова, а ее заместителем по штабу был Александр Прохоренко. С этого момента меня подключали к полевой работе по городу, хотя были еще и другие команды пикетчиков, которые частично закрывали город и пересекались с нами. Моя команда закрывала город целиком. У нас стояло двести пикетов, но это с мая, а весь март и апрель мы к этому готовились и ждали, когда будут решены финансовые вопросы, когда можно будет вывести на улицы этих 1200 человек.
– А кто в штабе Анатолия Собчака курировал работу СМИ?
Собчак в работу штаба не включался. И это было правильно. Кандидату в текущей работе штаба участвовать не стоит
– Эту работу в значительной степени курировал Александр Беспалов, который в то время возглавлял соответствующий профильный комитет, а сейчас трудится на почтенной должности в "Газпроме". Он входил в штаб и курировал эти вопросы. Что касается Владимира Путина, то он имел отношение к этим вопросам, хотя я с этим напрямую не пересекался, потому что работа со СМИ и работа напрямую с населением – это разные вещи. Социолог Татьяна Протасенко рассказывала мне о том, что она, в частности, присутствовала на просмотре фильма режиссера Игоря Шадхана об Анатолии Собчаке. Владимир Путин был знаком с Игорем Шадханом, с уважением к нему относился – он и организовал этот просмотр и пригласил Татьяну Протасенко, чтобы она как социолог высказала свое мнение о фильме.
В период избирательной кампании вся тяжесть управления городом легла на плечи Путина
Владимир Путин каким-то образом участвовал в работе избирательной кампании. По моим впечатлениям это участие было не очень большим. И это косвенно подтверждается тем простым фактом, что в период избирательной кампании вся тяжесть управления городом легла на плечи Путина.
Сейчас многие оппозиционеры и критики Путина имеют обыкновение говорить: "Ниоткуда взялся, никому не известный кагэбэшник, которого знали его полтора друга-сослуживца!" Это не так. Путин действительно управлял городом и в период обычной его работы, потому что Собчак, конечно, в большей мере занимался представительской деятельностью, к этому у него больше лежала душа. Конечно, он принимал важнейшие решения, но огромный объем рутинной работы лежал на Путине. И конечно, такой опыт ему существенно помог, когда он стал президентом. Всю эту рутину управления пятимиллионным городом он на кончиках пальцев чувствовал и в 1991-м, и в 1992-м, и в 1993-м, и в 1994 году.
В период самих выборов на Путина, насколько мне известно, было возложено текущее управление городом. Времени на то, чтобы заниматься чем-то еще, у него не оставалось, поэтому его участие в избирательной кампании был столь малозаметно. Я думаю, что он курировал еще и вопросы безопасности, так как традиционно отвечал за связь с силовыми структурами как заместитель мэра.
Путин действительно управлял городом и в период обычной его работы, потому что Собчак в большей мере занимался представительской деятельностью
Еще один момент, о котором надо упомянуть в связи с подготовкой избирательной кампании Анатолия Собчака. Почему-то я не видел упоминаний об этом в СМИ. В годы, предшествующие этим выборам, Путин курировал отношения мэрии с Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Перенос этих выборов на более раннюю дату, на 19 мая 1996 года – это непосредственный результат деятельности Путина в Законодательном собрании. Именно он вел переговоры с депутатами и формировал большинство, которое нужно было для того, чтобы весьма оппозиционно и критично настроенное по отношению к мэру Законодательное собрание проголосовало за перенос даты выборов. Конечно, ЗАКС созыва 1994 года был не столь оппозиционен, как Ленсовет, но все же там приходилось работать. И эту работу провел Путин.
– Как вы думаете, появился бы у Анатолия Собчака шанс стать президентом России на следующих президентских выборах, если бы он выиграл эти выборы губернатора Санкт-Петербурга в 1996 году?
Собчаку не удалось бы собрать достаточно сильную группу поддержки для того, чтобы баллотироваться на пост президента
– Эти губернаторские выборы были практически в одно время с президентскими. Первоначально дату их проведения депутаты ЗАКСа перенесли на день выборов президента, на 16 июня 1996 года, и только потом по требованию Москвы перенесли на более ранний срок, на 19 мая, чтобы не совмещать губернаторские выборы с президентскими.
На этих выборах уже избирался президент, следовательно, у Анатолия Собчака могли быть шансы участвовать в выборах через четыре года. Но, на мой взгляд, хоть он и собрал вокруг себя блестящую команду профессионалов, таких как Алексей Кудрин и Михаил Маневич, но выстроить политические отношения так и не смог. Если проанализировать историю его отношений в политической среде, то можно увидеть, что ему никогда не удавалось создавать альянсы с какими-то крупными фигурами.
Я думаю, ему не удалось бы собрать достаточно сильную группу поддержки для того, чтобы баллотироваться на пост президента. Я полагаю, что он отработал бы еще один срок в качестве губернатора Петербурга, а что было бы дальше, загадывать сложно. Мы видели, что есть проблемы с рейтингом, что, судя по результатам социологических исследований, Владимир Яковлев стремительно догоняет Анатолия Собчака, но никому не верилось, что может произойти такое поражение. На старте избирательной кампании тучки не было на горизонте. Почему-то сложилась эта трагическая последовательность событий. Но это было неожиданностью для всех.
Я помню последнее совещание в пятницу, перед дебатами, когда мы уже все проанализировали, все, что смогли, сделали. Разъезжались с этого совещания у Алексея Кудрина, и все надеялись и верили, что второй тур закончится победой Анатолия Собчака. Потому, наверное, когда этого не произошло, все были в шоковом состоянии.
Мы видели, что Владимир Яковлев стремительно догоняет Анатолия Собчака, но никому не верилось, что может произойти такое поражение
У меня до сих пор стоит перед глазами одна картинка с того совещания. Совещание закончилось, мы все расходимся, чтобы заниматься своими задачами. А Алексей Кудрин отправлялся на телевидение, где в этот вечер должны были состояться дебаты Собчака и Яковлева. И кто-то спросил Кудрина: "Алексей Леонидович, а Анатолий Александрович к дебатам-то готовился?" И как сейчас вижу – Кудрин показывает толстую пачку листов бумаги и говорит: "Мы ему подготовили справку о том, что было сделано и произведено в городе за последние годы. Он просил ее подготовить, сказал: "В машине посмотрю!". Так Собчак ехал на дебаты – полистав в машине двести страниц текста о результатах развития города за последние годы, в период его работы мэром. У него, конечно, была великолепная память, и он пытался излагать эти цифры в рамках дебатов. Но проблема в том, что Яковлева готовили по-другому, и готовил его к дебатам тот самый Александр Ершов, который за полгода до этого работал с Людмилой Нарусовой перед выборами в Госдуму. Его не позвали в команду Собчака, хотя он долго этого ждал. В итоге его позвали в команду Яковлева, и он пошел работать туда. И он очень хорошо подготовил Яковлева к этим дебатам. Они проанализировали психологию Собчака, определили, как можно добиться нужного эффекта на этих дебатах, и результат был для них замечательный. Когда избиратели Яковлева, которые думали, голосовать за него или нет, увидели, как он "надавал" этому профессору Собчаку, это их очень обрадовало, и они пошли голосовать за Яковлева. А когда избиратели Анатолия Собчака, рафинированная питерская интеллигенция, увидели, как Собчак ничего не может ответить на достаточно мощный напор Яковлева, а затем и сам срывается на эту перепалку, они разочаровались и не пошли на выборы. И вот тут-то мы это все и потеряли, – отметил в интервью Радио Свобода петербургский политолог Алексей Шустов, член предвыборного штаба Анатолия Собчака в 1996 году.