Совсем недавно в "Аккую" развевался российский флаг. Но после того, как Турция поссорилась с Россией, флаг спустили. Строительство площадки первой турецкой АЭС в окрестностях города Мерсен приостановлено на неопределенный срок.
Местные телеканалы демонстрируют кадры, на которых видны котлованы для будущего фундамента. Еще недавно турецкие власти обещали возвести на этом месте Атомград для десяти тысяч человек. На "стройку века" стекался народ. Новости о возможных рабочих местах вызвали ажиотаж среди безработного курдского населения с приграничного юго-востока страны, где вот уже который год продолжаются более или менее откровенные боевые действия. Курды разбивали палаточные городки у строительной площадки, жили в них месяцами вместе с семьями в ожидании возможного трудоустройства. Сейчас этот палаточный городок пустует – из-за остановки строительной деятельности и полной неизвестности люди разъехались кто куда в поисках средств для пропитания. Хозяин турецкой строительной компании Мехмед рассказывает, что даже неквалифицированным рабочим обещали заработные платы в размере трех тысяч долларов, что в пять раз превышает средние показатели по стране.
Турецкие подрядчики ожидали выгодных заказов на строительно-монтажные работы на общую сумму более чем пять миллиардов долларов. Но теперь сплошная неясность.
Закон "об оливковых рощах"
Переговоры с российскими специалистами о строительстве первого ядерного реактора в Турции начались в 2010 году, когда было подписано межправительственное соглашение о возведении четырех реакторов мощностью более тысячи мегаватт и стоимостью около двадцати миллиардов долларов. Турецкой экономике не хватало энергоресурсов. Однако строительство атомной станции продвигалось с большим трудом. После аварии на японской АЭС турецкие власти спешно отказались от идеи строительства потенциально опасного объекта на территории Турции, но потом передумали и начали строительные работы. Однако Министерство по защите окружающей среды долгое время не утверждало план по экологической защите местности. "Росатом" три раза отправлял документ в министерство, но его возвращали – из-за серьезных недоработок. Несмотря на это, российские строители начали вырубку близлежащих лесных массивов на площади более пяти тысяч квадратных метров.
Местные экологические организации потребовали прекратить работы, поскольку они проводились вопреки турецкому законодательству. Активисты обещали подать иск в суд и добиться открытия уголовного дела. "Представители компании отказывались комментировать ситуацию и разговаривать с турецкими журналистами", – говорит мне стамбульский журналист Джем Кемаль. Он поясняет, что турецкий закон "об оливковых рощах" запрещает строительство сооружений в радиусе трех километров от оливковых рощ и ближе чем на сто метров от берега моря. Российский проект не вписывается в эти требования. "Турецкий парламент должен был изменить действующий закон, – говорит Кемаль. – Однако рассмотрение его в парламенте совпало с политическим кризисом между Россией и Турцией, который начался после того, как турки уничтожили российский военный самолет, нарушивший наше воздушное пространство. Турецкий парламент отложил это дело до лучших времен. Но надо учесть, что против изменения законопроекта выступали экологи и турецкая общественность".
Центральная газета "Хюрриет" сообщала, что после введения жестких экономически санкций против ряда турецких компаний в России – в Турции началась ответная кампания по выдворению работающих на территории страны россиян. "Турецкие компании заморозили строительство крупных объектов в российских городах. Тысячи турецких строителей вернулись обратно на родину. Многим не выплатили заработной платы. Они были вынуждены покупать билет на самолет и ехать сюда", – сказал в интервью телеканалу НТВ турецкий чернорабочий Абдуррахман. Вернувшиеся турецкие рабочие влияют и во многом даже формируют общественное мнение в стране. По опросам, после начала кризиса между Россией и Турцией все большее количество людей выступают против строительства ядерного объекта на Средиземноморском побережье Турции. В крупных турецких городах проходят немногочисленные акции протеста. Участники акций требуют разорвать межправительственные контракты и запретить работу российских специалистов на территории страны.
Противник сотрудничества с Россией, эколог Чары Озтюрк говорит, что организация "Гринпис" обещает собрать более миллиона подписей против строительства опасного ядерного объекта на территории Турции и передать это дело в Международный суд. "Мы считаем, что возведение ядерного объекта в наиболее экологически чистом туристическом районе страны нанесет вред не только миру животных, но и разрушит сельскохозяйственную индустрию", – отмечает Озтюрк.
Эксперты убеждают власти организовать общенародный референдум по вопросу о прекращении строительства опасного объекта и обнародовать доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) об угрозах первой АЭС в Турции, который был подготовлен агентством по просьбе нынешнего правительства и, как полагают, содержит в себе предостережения иностранных специалистов. Однако министерство энергетики отказалось публиковать материалы, несмотря на протесты экологов-активистов и ученых, которые неоднократно запрашивали эти документы в качестве доказательства в ходе судебных процессов о возможных рисках будущей АЭС. "Правительство не хочет обнародовать этот доклад, заявляя, что это нанесет непоправимый урон национальной безопасности", – говорит стамбульский журналист Джем Кемаль. Он наблюдал, как местные жители в районе "Аккую" уезжают в соседние регионы – станция будет располагаться в сейсмически опасной зоне. Этот регион расположен на стыке больших тектонических плит. В ста километрах от берега соприкасаются Анатолийская и Черноморская литосферные плиты. В 1999 году их движение привело к сильнейшему землетрясению, во время которого погибли десятки тысяч человек. "К тому же площадка АЭС "Аккую" состоит из известняковых пород, которые размываются и крайне неустойчивы к агрессивной внешней среде", – отмечает Джем Кемаль.
Если не Россия, то Япония
На фоне растущего политического кризиса между Россией и Турцией раздаются призывы найти других возможных кандидатов для партнерства. Ранее вице-премьер Турции Нуман Куртулмуш заявил, что страна полностью независима от России в вопросе строительства АЭС и не хочет быть заложником технологий одного государства в сфере строительства атомных станций. Реализовать проект возведения АЭС способны и представители других международных компаний, в частности опытные японские специалисты, которые также выиграли тендер на строительство второй АЭС в Синопе на побережье Черного моря.
А что случится, когда у русских в руках окажется турецкая атомная станция?
Согласно достигнутой договоренности, Турция фактически отдает свои земли России. "Росатом" будет строить, владеть и эксплуатировать станцию в ближайшие тридцать лет. В Турции мало кто разбирается в атомной энергетике, подобных специалистов просто нет. Пару лет назад на обучение в Россию отправились около сотни турецких студентов, однако после кризиса многие из них заявили о своем желании вернуться на родину из-за крайне негативного отношения к туркам со стороны местного российского населения. "Складывается впечатление, что российские власти намеренно провоцируют дипломатический и военный конфликты и хотят посмотреть на ответные действия НАТО, – говорит турецкий эколог Чары Озтюрк. – Российские власти называют Турцию своим противником и призывают отказаться от турецких продуктов питания, у турецкого посольства в Москве сожгли турецкие флаги, многие проживающие в России турки возвращаются домой из-за антитурецкой пропаганды. А что случится, когда у русских в руках окажется турецкая атомная станция"?
Страх диверсии
В этой ситуации возникает слишком много вопросов. Как поведет себя российский обслуживающий персонал в случае возможного обострения политической ситуации между странами? Не станет ли турецкий ядерный объект использоваться российской стороной в качестве одного из инструментов политического шантажа в случае возникновения какого-то конфликта между Россией и странами НАТО? Стамбульский инженер-энергетик Айдын Полат не исключает, что в свете последних
Мы не можем с уверенностью сказать, что какой-нибудь российский инженер не нажмет на "кнопку" и не превратит в реальность самый жуткий кошмар
политических событий управляющий станцией персонал может организовать любую диверсию или устроить так называемые "технические неполадки", которые могут привести к непрогнозируемым последствиям. "Российский ядерный шантаж может обойтись слишком дорого доверчивым туркам, – предостерегает инженер. – Ядерные угрозы России – последние козыри обанкротившегося российского правительства. Цена на нефть упала. Бюджет в дефиците. Сокращается международная торговля и ассортимент товаров на внутреннем российском рынке. Санкции усугубляют ситуацию. Перед тем как рухнуть, российский режим может нанести удар по всей Европе. Мы не можем с уверенностью сказать, что какой-нибудь российский инженер не нажмет на "кнопку" и не превратит в реальность самый жуткий кошмар".
К тому же до сих пор не решен вопрос хранения ядерных отходов и транспортировки ядерного топлива. По некоторым данным, отработанные ядерные отходы будут направляться для хранения в Россию – морским путем, через Босфорский пролив, который считают наиболее уязвимым для транспортировки опасного топлива. Пролив разделяет Стамбул на Европейскую и Азиатскую части. В случае возгорания судна с ядерным топливом может возникнуть сильный пожар и заражение местности, то есть центра города.
Однако оппозиция считает, что даже несмотря на разразившийся кризис между Анкарой и Москвой строительство станции может прекратиться только после ухода от власти нынешнего исламистского правительства. По утверждению оппозиции, строительством АЭС занимаются подконтрольные нынешней исламистской власти компании. Центральная газета "Джумхуриет", орган главной оппозиционной Народно-Республиканской партии, утверждает, что строительные и гидротехнические работы ведет крупный строительный холдинг "Ченгиз иншаат", который также строит в Стамбуле третий международный аэропорт и другие промышленные объекты. Владельца холдинга Мехмеда Ченгиза считают доверенным лицом нынешнего президента Реджепа Эрдогана и другом его сына Биляля. Строительная империя Ченгиза была образована во времена развала СССР и торговала текстильными изделиями с Россией. За десять лет правления Партии справедливости фирма превратилась в огромный холдинг с оборотами в миллионы долларов. Ранее Мехмед Ченгиз вместе с директором крупнейшего турецкого банка проходил по делу – по подозрению в мошенничестве и крупных взятках – в ходе операции "Большая взятка", которая расследовала коррупционные связи представителей крупного бизнеса и правительства. Позже он был освобожден за недостатком улик.
Турецкие источники утверждают, что и российская сторона тоже вряд ли захочет остановить строительство станции – и из-за жестких условий соглашения и возможной неустойки в случае расторжения договора, и из-за того, что уже потратила около трех миллиардов долларов на осуществление этого проекта.