Ссылки для упрощенного доступа

Встреча на Кубе


Событие, о котором так много говорилось ещё со времён Алексия II и Иоанна-Павла II, наконец состоится. На следующей неделе должны встретиться папа римский и московский патриарх.

Об этом говорится в совместном заявлении, выложенном на официальном сайте РПЦ:

Московский Патриархат и Святой Престол с радостью сообщают, что по благодати Божией Его Святейшество Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, и Его Святейшество Папа Франциск встретятся 12 февраля с.г. Встреча состоится на Кубе, куда Патриарх прибудет с официальным визитом и где Папа сделает остановку по пути в Мексику. Встреча будет включать в себя личную беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием Совместной декларации.

Готовившаяся в течение долгого времени встреча Предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами. Московский Патриархат и Святой Престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают всех христиан к горячей молитве о том, чтобы по благословению Божию предстоящая встреча принесла добрые плоды.

Многих позабавило место, выбранное иерархами для встречи.

Наталья Геворкян:

Жизнь никогда не будет прежней)) На Кубе!!!! Так и хочется добавить Карл

Фёдор Крашенинников:

...Пляж Варадеро. Маленький бар. Два пожилых джетльменов в шортах и гавайках.
- Вот и встретились, Фрэнк!
- Да, Кир!
- Бармен, два куба либре! Надо отметить это!

Но уже появляется и серьёзный (хотя не всегда) анализ.

Катерина Гордеева:

Франциск -- святой. Я всегда знала. Ну, как говорится, дай нам всем Бог теперь.

Сергей Марков:

Ясно, что за этой короткой встречей последуют другие. Лидеры православной и католической церквей вместе будут бороться с попыткой мировой олигархии провести расхристианизацию мира, с выталкиванием религии из общественной в частную жизнь, с моральным разложением современного общества.

Кирилл Шулика:

Историческое событие в истории не только РПЦ, но и России. Это успех РПЦ на самом деле. Понятно, что, скорее всего, связанный с желанием Кремля хоть как-то присутствовать в международной политике. И надо признать, что такой прорыв стоит дорогого, особенно на фоне ссоры практически со всем миром.

Встреча Патриарха и Папы всячески собатировалась мракобесами в РПЦ, долгие годы еще со времен Алексия II. Но сейчас понятно, что не по своей воле, однако об этом никто в учебниках истории не вспомнит. Кроме того, это настоящий дипломатический успех митрополита Илариона, одного их авторов и подвижников идеи такой встречи. Так что в целом для церкви это хороший знак.

Сакен Аймурзаев:

Итак, что знаем. Кирилл прилетит на Кубу с визитом, папа по дороге в Мехико остановится в Гаване. Место встречи - аэропорт Хосе Марти. Поговорят, сфотографируются, подпишут документы, скорее всего, декларативного характера. Много лет этой встрече мешал вопрос Украины. Сложно представить, чтобы о ней в аэропорту Марти не говорили. Будут говорить. Важно, что папа прекрасно обо всем информирован, глава Греко-католической церкви Святослав регулярно говорит с ним, рассказывает. Нунций, что прежний, что нынешний, замечательно все понимают и неустанно делятся со Святым престолом иноформацией. На возможность визита указывали в первую очередь частые (по несколько раз в год) визиты митр. Илариона в Рим и то, что в Гавану Кирилл повезет солидную делегацию, к приезду которой уже месяц идет подготовка. Не уверен, что встреча приведет прямо к прорыву, патриарх изменит свои позиции или папа свои. Пусть хотя бы поговорят. Ну и, конечно, от встречи выигрывает Куба. Куба, как место событий исторических, Куба, которая из страны закрытой становится страной встреч и надежд. Это подарок ей от папы Франциска, который любит Кубу и много для нее делает.
И ждем фоточек в инстаграмме, которые на Кубе делают с особой легкостью. Ждем, ждем.

О том, как стала возможна встреча Франциска и Кирилла, пишет Станислав Минин в "Независимой газете":

Было время, когда кардинал Вальтер Каспер раз или два за год заявлял примерно следующее: "Папа Римский готов встретиться с Патриархом Московским". В тот же день протоиерей Всеволод Чаплин, тогда зампред Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отвечал: "Такая встреча станет возможной, когда будут решены проблемы, существующие во взаимоотношениях двух Церквей". Мы, журналисты, наблюдали за этим ритуальным словесным танцем и писали, писали, писали...

Ситуация изменилась. Патриарх Кирилл и Папа Римский Франциск встретятся 12 февраля на Кубе. Многие считают, что лед тронулся. На самом деле, он тронулся давно. Встреча предстоятелей двух Церквей символична. Она отражает состояние отношений, подчеркивает, что проблемы, быть может, не преодолены, но оставлены в стороне ради чего-то более значимого.

Под ковер загнали тему католического прозелитизма в России и на территории СНГ. Она была очень острой на рубеже столетий, когда в России были созданы 4 католические епархии, и в РПЦ сочли, что католики перешли в наступление. Тогда еще был жив Иоанн Павел II, польский Папа. От него все ждали, что сейчас он, воспользовавшись постсоветской неразберихой, понесет к нам по развалинам СССР римский крест. В каждом принявшем католицизм студенте-гуманитарии видели агента Ватикана, проводника чуждой нам версии христианства.

Сейчас об этом уже почти не говорят и не пишут. Иоанн Павел II отошел в мир иной. Бенедикт XVI почти совсем не занимался Россией. С Франциском же и вовсе грех бодаться. Он баловень масс-медиа, ему прощают любые ошибки, к тому же он любит Достоевского. Одновременно со сменой Пап приходило и осознание того, что епископ в Новосибирске, церковь с органными концертами в Москве и снятые под католический монастырь несколько квартир не подрывают православную гегемонию в России. Прозелитизм ушел с газетных полос.

На сайте "Православие и мир" новость комментирует историк религии Алексей Юдин:

С начала 1990-х годов таких «невстреч» было несколько в прошлое патриаршество и в прошлый понтификат. Но уже во времена понтификата Папы Бенедикта XVI заявления с православной стороны относительно перспективы встречи звучали более оптимистично.

Папа Франциск же заявлял, что готов встретится с Патриархом Кириллом в любое время. Но православие и католицизм – два разных мира. Различные процедуры и протоколы могли быт причинами того, что встреча не состоялась ранее.

На "Актуальных комментариях" - геополитический анализ от Егора Холмогорова:

Новый папа Франциск представляет собой парадоксальную смесь традиционалиста и обновленца, является энергичным дипломатом, а главное – он представитель нового основного региона Католицизма – Латинской Америки. Именно там, а не в Европе, сегодня жив католический дух. И есть основания надеяться, что Франциск далек от того узкого фанатизма и дрязг, которые заставляли папу-поляка поддерживать наступление унии и раскола на Россию.

При этом, будучи в известном смысле либералом, Франциск менее болезненно относится и к главным доктринальным различиям между православием и католицизмом – примат и непогрешимость Римского Папы, прибавка к Символу Веры filioque и т.д. В нем не чувствуется фанатизма поколений и поколений Римских Пап в подчинении всех христиан мира своей власти. А значит, дорога для дипломатического диалога – не униатства, не уступок в вере, а сотрудничества по болевым для христиан всего мира вопросам, – открыта.<...>

Есть еще один немаловажный аспект – влияние этой встречи на внутриправославные отношения. Патриарх Кирилл вернется с Кубы безусловным лидером православного мира, его фактическим неформальным главой. До сих пор на этот статус пытался претендовать «стамбульский патриархат» кир Варфоломея – абсолютно западническая, проамериканская, одновременно протурецкая структура. Вот уже почти столетие Фанар (так называется квартал в Стамбуле, где расположена резиденция Патриарха) не ставит Православие практически ни во что, зато очень активно занят борьбой за власть, прежде всего перехватом канонической территории у Русской Церкви, попытками «отжать» Украину, Белоруссию, Прибалтику, Финляндию. Эта борьба с наскоками фанариотов, не стеснявшихся поддерживать самые дикие расколы, такие как филаретовский, теперь еще и окрасивший себя кровью Донбасса, невероятно изматывала русскую церковную дипломатию.

XS
SM
MD
LG