Общероссийский народный фронт (ОНФ) создал серию мультфильмов, в которых президент России Владимир Путин убивает коррупционеров. Мультпроект называется "На приеме у Путина". На всех роликах чиновники и руководители компаний приходят к Путину и докладывают о своих коррупционных преступлениях. На каждом видео президент молчит, а затем делает фейспалм (жест, изображающий неловкость за собеседника) и избавляется от очередного коррупционера. Путин убивает их при помощи циркулярной пилы, рыб-пираний, бетонной плиты и другими способами. Героями мультиков стали подрядчик строительства космодрома "Восточный" Виктор Гребнев, министр ЖКХ Калининградский области Максим Федосеев, генеральный директор компании "Росгеология" Роман Попов и еще несколько десятков проворовавшихся и попавшихся чиновников.
В интернете доступен ролик со смертельными концовками всех мультфильмов:
Радио Свобода обратилось в ОНФ с просьбой подробнее рассказать о концепции мультфильмов – по какому принципу выбирали его героев, почему среди нет фигурантов наиболее одиозных коррупционных скандалов последнего времени (к примеру, Евгении Васильевой и Анатолия Сердюкова), почему Путин не судит, а убивает попавшихся коррупционеров, а также на какую целевую аудиторию рассчитан этот проект. Вот ответы на наши вопросы, предоставленные в письменном виде.
– Почему ОНФ решил снять ролики о том, как Путин убивает коррупционеров? Это часть какой-то специальной программы или что-то еще?
– Мультфильмы снимает не ОНФ, а активисты. Это их предложение и их идеи.
– Этот проект – ваша собственная инициатива или сделан по заказу администрации президента?
– С предложением снимать мультики выступили активисты, которые присылают их нам для размещения на нашем канале на YouTube.
– По какому принципу подбирались чиновники-коррупционеры, которых убивает Путин? Почему в ролике нет наиболее актуальных персонажей, связанных с коррупцией, – к примеру, генпрокурора Чайки, экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, бывшей чиновницы Евгении Васильевой?
– Все сюжеты мультфильмов основаны на расследованиях наших активистов, экспертов, создатели мультиков берут их за основу. Конечно же, в основном это расследования проекта Народного фронта "За честные закупки". Если активисты решат снимать мультфильмы по другим сюжетам, то это их желание и право.
– Почему Владимир Путин не судит, а убивает коррупционеров – это какая-то аллегория или призыв к действию? Кто целевая аудитория вашего ролика, для кого он снят?
– Безусловно, все способы, обрисованные в мультфильмах, – это гипербола. Их цель не показать методы борьбы с коррупцией, а скорее обратить внимание людей на проблемы коррупции и расточительства, а чиновников – на неотвратимость наказания.
Руководитель отдела расследований ФБК Алексея Навального Георгий Албуров тоже посмотрел мультики, в которых Путин убивает коррупционеров, и поделился своими впечатлениями:
– Я посмотрел этот ролик, и мне все еще очень смешно. Имеет ли он отношение к реальности? Конечно, не имеет. Давайте посмотрим, что случилось с госпожой Евгенией Васильевой, которую там не упомянули. Нам рассказывали, как она будет долго сидеть, но она уже спокойно ходит по магазинам, с ней все в порядке.
– Кого вам еще не хватает в этих роликах?
Кто в России главные коррупционеры? Ротенберги, Шамаловы, Ковальчуки и прочие. Их в этом ролике нет
– Кто у нас в России главные коррупционеры? Друзья Путина – Ротенберги, Шамаловы, Ковальчуки и прочие. Их в этом ролике нет. Кто у нас получает подряды на строительство дорог и взимание платы с дальнобойщиков? Семья Ротенбергов. Никого из таких коррупционеров там нет. Там привели какие-то случаи с региональными замами министров, а их по стране тысячи, и кого-то иногда будут сажать. Но никаких серьезных успехов в борьбе с коррупцией в этом ролике не упомянуто. В этом его, скорее, даже антипропагандистский стиль. Потому что любому человеку, который выдержит эти две минуты, станет понятно, что никто серьезный там не упоминается.
– А почему именно сейчас организация, поддерживающая Путина, ОНФ, решила сделать этот проект? Решили выслужиться, освоить бюджет или это все-таки часть какой-то программы – готовятся к выборам, скажем?
У них там куча охламонов, которым нужно получать поддержку от государства
– У них там куча охламонов, которые любят получать поддержку от государства, и им в рамках своей деятельности надо демонстрировать перманентную активность. Они подобную чушь выдают регулярно, по 10 раз в год – ролики, митинги, футболки, пикеты... Все это происходит регулярно, в разных форматах и очень неплохо оплачивается государством. Так что это просто часть их ежедневной деятельности.
– Кто целевая аудитория этих мультфильмов?
– Это только те люди, которые за них платят. Кроме как накруткой просмотров на YouTube этих роликов, никак популярность не показать. В лучшем случае этот ролик в "Твиттер" кинут с комментарием "посмотрите поржать". Никто, конечно, всерьез это смотреть не будет, никакой серьезной агитации там нет.
– А как вам уровень креатива?
– Я как человек близкий к искусству могу оценить уровень креатива как нулевой. Чем хороший карикатурист отличается от плохого? Плохой карикатурист подписывает, кто где и кто что делает, потому что так это непонятно. Вот этот ролик примерно такого же характера – обязательно надо все подписать и указать, где именно коррупционер и что с ним случилось. С точки зрения творчества, конечно, это сложно оценивать. Это, наверное, к психиатрам надо идти, чтобы они дали заключение.
Вице-президент международной организации Transparency International Елена Панфилова напоминает о том, что коррупционеров в России – пруд пруди, и даже если вдруг кто-нибудь начнет их уничтожать физически, как в мультике про Путина, коррупцию этим не победить:
– Ситуация такая, что системной коррупции в стране на самом высшем уровне, о которой говорит главный герой мультиков, очень много. Это означает, что и коррупционеров очень много, и не хватит никаких героев в блестящих латах, чтобы перебить их всех. Просто перебить их всех невозможно!
– Как же бороться с российской коррупцией?
Перебить их всех просто невозможно. Главное в борьбе с коррупцией – сокращение кормовой базы коррупционеров
– Главное в борьбе с коррупцией – сокращение "кормовой базы" коррупционеров, выстраивание системы управления, в которой отсутствует возможность для злоупотреблений конфликтом интересов. Не должно быть кумовства, тайных "серых" схем откатов при заключении государственных контрактов, нужно создавать прозрачную систему реализации крупных инфраструктурных проектов. Вот если этого не сделать, можно хоть с ножиком, хоть с пистолетом бегать до скончания времен и отстреливать их, и они не будут кончаться, а только воспроизводиться. Соответственно, реально работающие механизмы лежат все-таки в плоскости предотвращения. Безусловно, наказание должно воспоследовать, но это наказание не должно выглядеть так: сейчас мы отстрелили этого, и на место Васи Пупкина придет Ваня Сидоров. Наказание должно быть четко по закону, суды должны быть свободны от коррупции, судебная система должна работать как часы, прокуратура и следствие должны все выявлять, то есть должна быть выстроена нормально работающая антикоррупционная система. А кавалерийскими наскоками в исторической перспективе, с точки зрения истории антикоррупции, никому никогда не удавалось победить никакую коррупцию.
– Что общего у героев этого мультпроекта? Это Гребнев, Панов, Чикалюк, Куйба, Яркулов, Вдовин, Федосеев, Федоров...
Куда страшнее коррупция, которая гнездится в связях зама мэра с его лучшим другом – прокурором
– Поверьте, вот абсолютно все равно! Это вообще не имеет никакого смысла. Эти все фамилии – это не самое страшное, что есть в нашей коррупции. Самое страшное – это безымянная сеть людей, связанных родственными, дружескими, иными связями, которые, ускользая раз за разом от правоохранительной системы, от системы гражданского антикоррупционного контроля, выводят, вытаскивают из бюджета Российской Федерации огромные суммы. Потому что эти индивидуально пойманные товарищи, ну, да, они неприятные, ужасные, мы про каждого из них можем сложить оду, но речь идет о том, что куда страшнее коррупция, которая гнездится в совершенно невидимых связях некоего, условно, зама мэра с его лучшим другом – прокурором, с его супругой, которая отвечает за контракты, с двоюродной сестрой супруги, которая является судьей... И они создают в разных местах, в разных городах, в разных регионах нашей Российской Федерации устойчивые связи, которые очень трудно порушить и в которые очень трудно ткнуть пальцем. Это такой вот дракон о многих головах. Ну, пускай делают мультики. И у нас тоже есть серия мультиков, можно зайти и посмотреть. Мы создали азбуку коррупции – мультики про то, что такое наша коррупция. С нашей точки зрения, рассказывать людям, с чем они имеют дело, значительно важнее, чем называть конкретные фамилии.
Не так давно самого российского президента Владимира Путина вновь заподозрили в коррупции. Министерство финансов США открыто обвинило президента РФ Владимира Путина в участии в коррупционных схемах. Такое заявление 25 января в интервью Би-би-си сделал заместитель министра финансов США, отвечающий за реализацию антироссийских санкций, Адам Шубин. По его словам, США "уже много, много лет" знали о причастности главы российского государства к коррупционным схемам. 26 января вышел фильм Би-би-си о состоянии Путина, нажитом, по мнению авторов, не вполне законным путем.