Ничто не вечно под луной… Каждая новая технология обещает нам вечные звуконосители: от винила до CD или пленок DAT. А с чего все начиналось? С картонных раскладушек для шарманок, с железных игл, нарезавших дорожку в воскообразном тесте… Нынче же мы сохраняем музыку на крошечных картах или же просто на твердых дисках. Вот об этом сегодня и разговор – возможно ли вообще что-то в серьезном смысле сохранить? Ибо все же оно «не вечно под луной»…
Но сначала, дамы и господа, лицеистки и военнослужащие, напоминание: вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на частотах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Современный звук? Современное качество? Вот пример:
Anat Cohen - Cry – 4:37 (Anat Cohen & The Anzic Orchestra - Noir - Anzic Rds)
«Cry», «Крик» - композиция Чёрчила Колмана. Израильская кларнетистка, саксофониста и лидер оркестра (The Anzic Orchestra) – Анат Коэн, занявшая первое место среди мастеров кларнета в прошлом году. Ее диск, выпущенный в Нью-Йорке в 2006 году под французским названием «Noir» - «Черное».
Этот звук - современной студии звукозаписи.
Еще один пример:
Regina Carter - I'll Be Seeing You - 5:09 (Regina Carter - I'll Be Seeing You - A Sentimental Journey - Verve)
«I'll Be Seeing You», «Ты мне будешь видеться повсюду». Музыка Сэмми Фэйна, слова (грядут) Ирвинга Кэхала. Хит 1938 года. В данном случае так же победительница прошлогоднего конкурса «Даунбита» скрипачка Реджина Картер.
Зэйвьер Дэйвис – рояль; Мэтью Парриш – контрабас и Алвэстэр Гарнет – ударные. Одноименный альбом Реджины Картер, вышедший на «Verve» .
В 1986 году лондонский журналист Стив Харрис стал четвертым редактором журнала «Hi-Fi News». Через год он выпустил в издательстве «Саламандра» первый серьезный гид по компактным дискам. Я привожу в тексте передачи сноску на, ставший сетевым, журнал для тех, кто интересуется самым качественным оборудованием: от вертушек, плееров до динамиков и усилителей (http://www.hifinews.co.uk/news/article/meet-the-team;-steve-harris/9911 ). Стив Харрис писал, что не смотря на революционность перехода на компактные диски, многие CD менее интересны, чем винил или даже некоторые редкие пластинки на 78 оборотов. Почему? Из-за слишком большого энтузиазма звукорежиссеров при многоканальной записи или при реставрации. Один пример: оператор ставит микрофон так, что он берет звук скорее струн контрабаса, чем всего его резонирующего корпуса.
Однако, вот обязательный мантрам: вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы», со спутников AsiaSat-3 и Hotbird, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.
Вот, перенесенный с пластинки на 78 оборотов на CD и «почищенный» голос Билли Холидей:
Billie Holiday - I'll Be Seeing You – 3:37 (Billie Holiday - The Complete Commodore Recordings)
«I'll Be Seeing You», «Ты мне будешь видеться повсюду: в этом маленьком кафе, в парке, что через дорогу, возле детской карусели. Я смотрю на луну, а вижу тебя»… Песня-стандарт Сэмми Фэйна и Ирвинга Кэхала. Билли Холидей, 1 апреля 1944 года, Голливуд. Док Читэм – труба; Вик Дикерсон – тромбон; Лёрн Дэйвис – альт-саксфон; Эдди Хейвуд – рояль; Джон Симмонс – контрабас и Сид Кэтлет – ударные.
Это еще даже не винил на 33 и одну треть оборота. Его фирма «Columbia» освоила лишь в 1948 году. Но это мудреный ремастеринг фирмы «Commodore», которая смогла удержать голос певицы на первом плане, не потеряв ни пианиста, ни остальных аккомпаниаторов. Подобные чудеса иногда были возможны, когда фирма сохраняла не только запас пластинок в более-менее качественном состоянии, но и саму матрицу записи. Тогда оцифровывание было действительно качественным. Увы, это случалось не часто.
Стив Харрис пишет, что пионером оцифровки и реставрации был австралийский собрат Виллиса Коновера Роберт Паркер, который перезаписал несколько пластинок Луи Армстронга, Джелли Ролла Мортена и Бэсси Смис на PCM-F1, дигитальное записывающее устройство (магнитофоном его не назовешь), которое «Сони» начало выпускать в 1981 году. Чувства Стива Харриса на этом месте в его предисловии к гиду «Джаз на компактных дисках», чувства его раздаиваются. С одной стороны он отдает должное Роберту Паркеру, пионеру оцифровки, с другой стороны он порицает искусственное искажение («улучшение» в кавычках) звука Паркером: чистка звука, добавление мощной реверберации, перевод моно довоенных годов в искусственное стерео.
И это лишь часть проблемы, потому что переход на дигитальную студийную технологию позволил мэтрам записи создавать некое космическое, несуществующее в музыке, но заманчивое звучание, которое убило живой джазовый звук. Он остался лишь LIVE для тех счастливчиков, что ходят в те самые клубы, но не для посетителей, не для слушающей аудиторий больших фестивалей на открытом воздухе, где микрофоны, усилители и динамики создают нечто мощное интересное, но опять же являющееся искажением звучания, поражением для настоящих фанов, знающих, КАК звучит джаз.
Я был дико рад тому, что Стив Харрис отдал должное лишь одному звукорежиссеру, умудрившемуся сохранить искусство записи и воспроизведения настоящего звука. Это, уверен что вы догадались, Руди ван Гельдер.
Benny Golson - Alone Together - 7:30 (Benny Golson - Turning Point – Mercury)
«Alone Together», «Одиноки Вместе» Хоуарда Дайтца и Артура Шварца. Бенни Голсон – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные. Винил фирмы «Mercury», ставший компактным диском – метаморфоза прошедшая на ура. Запись была сделана 30 октября 1962 года.
Ничто не вечно под… Факт. Из моих четырех с половиной тысяч компактных дисков за пятнадцать лет сдохло, заскрипело, зашипело, что твоя сковородка, больше половины. Теперь приходится оцифровывать свежедобытые CD в двух форматах (Wave & MP3) на внешних дисках и постоянно их дублировать. Ибо и внешние, хороших фирм, винчестеры, летят, как журавли на юг или на сервер. Пардон, на север… Отсюда и неизбежная досада, раздражение на рекламу 90-х – «Компактные диски – вечны!».
Как-то я участвовал в местной дискуссионной телепередаче и хитрый ведущий спросил меня, чем отличается вранье в СССР (я уехал не из Российской федерации, а из СССР) – от вранья французского? Ответить было не трудно: совковое вранье было простым, тотальным и стабильным. Местное вранье лучше продуманно, лучше загримировано и более эффективно. Почему? Школа вранья начинается для французов в 3 года. Это телевиденье и реклама. То есть школа вранья – это реклама. Как писал Маршал Маклюэн, реклама устроена точно так же, как промывание мозгов. Бесплатных завтраков не бывает. Вечных CD – тоже.
Вполуха или в четыре вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на частотах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Hawk & Carter – Avalon – 3:02 (Coleman Hawkins & Benny Carter - CDSW)
«Avalon» - несколько раз, упоминая Insula Avallonis, я говорил о мифическом острове кельтских легенд. Именно там был похоронен король Артур и жила Фея Моргана… Но скорее всего авторы этого стандарта (и песни) Эл Джолсон и Бадди ДеСилва, имели в виду курортный городок на острове Каталина, что полтора года в ясную погоду возникал у меня в окне, так как я жил на пляже в Орандж-Каунти в Лос-Анджелесе. Этот курортный городок был любимым местом отдыха голливудских звезд, среди которых были свои короли Артуры и свои феи под разными псевдонимами
В данном случае это единственный компактный диск, который, по мнению Стива Харриса идеально был скопирован с пластинки на 78 оборотов, сохранив именно джазовое звучание: глубину звука, атаку солистов, энергию оркестра и детали исполнения. И хотя сам CD называется «Коулмэн Хокинс и оркестр Бенни Картера», в данном случае гитаре Джанго Рейнхардта аккомпанировал оркестр Мишеля Варлопа, а на фортепьяно играл скрипач Стефан Граппели.
Джанго Рейнхардт родился 23 января 1910 года. Стефан Граппели – 26 января 1908 года. Он прожил 89 лет.
Вот, с этого же диска оркестр самого Коулмэна Хокинса (тенор-саксофон), с Бенни Картером – альт и труба; с Граппели, которого слышно и Джанго, который указан в составе, но который не слышен вообще. Честно говоря, диск действительно отличного джазового звучания, но в описании составов путаница большая. Не говоря уже об отсутствии дат.
Coleman Hawkins & Benny Carter - Crazy Rhythm – 2:58 (Coleman Hawkins & Benny Carter - CDSW)
«Crazy Rhythm», «Сумасшедший Ритм», мной не обнаруженный, Сэйзара и Кана. Оркестр Коулмэна Хокинса «All Stars» с Бенни Картером – альт-саксофон и труба; со Стефаном Граппели – рояль. Звук да, информация – квадратный ноль…
Вернемся в наши времена. Гитарист Джо Пасс так же числится в моем январском календаре. Джозеф Энтони Джэкоби Пассалаквуа родился в Нью Брансуике, штат Нью-Джерси на старый Новый Год: 13 января 1929 года.
Joe Pass - Easy Listening Blues – 7:46 (Peterson, Pass, Pedersen - The Trio – Pablo)
«Easy Listening Blues», «Блюз, который легко слушать» Надин Робинсон. Трио Оскара Питерсона (рояль) с Джо Пассом – гитара и NHO Педерсеном – контрабас. Клуб «London House», Чикаго, 1973 год. Ремастеринг был проведён в1998 году Филом де Ланси.
Прежде, чем Стив Харрис воздал должное домашней студии звукозаписи Руди ван Гельдера, он сказал несколько слов об американской пианисте, композиторе и продюсере Дэйве Грузине: «… некоторые талантливые продюсеры и инженеры научились эффективно использовать дигитальную технологию. Дэйв Грузин с «GRP Records» никогда, видимо, и не стремился к воспроизведению естественного акустического звука, а вместо этого создавал впечатляющее, отполированное, клинически чистое и искусственное звучание, не имеющее ничего общего с джазом. Немецкая фирма «ECM» (Edition of Contemporary Music) выпускает диски великолепно чистого звучания, без тяжелых резких перепадов, используя всё ту же «искусственную» технологию (многоканальные фонограммы), умудряясь при этом создавать глубину звукового пространства, впечатляющую стереофоничность, добиваясь эффекта явно воображаемого мира, а не современной джазовой сцены».
Это весьма ценные замечания, так как они могут помочь слушателям найти свой звук, свое звучание и следить за эволюцией звукозаписывающих фирм.
Louis Armstrong - My Heart – 2:28 (LOUIS ARMSTRONG The Hot Fives – CBS)
«My Heart», «Моё сердце» пианистки, жены Сатчмо – Лил Хардин. «Мое сердце» не в кардиологическом все же смысле, а в смысле «моё сердечко….»
Тот самый не подчищенный джазовый звук. Луи Армстронг – труба; Кид Ори – тромбон; Джонни Доддс – кларнет; Лил Хардин – пианино; Джонни Сент Сир - банджо. 12 ноября 1925 года, Чикаго. «Горячая Пятерка» Сатчмо.
«Джаз и настоящее недеформированное звучание» – я впервые взялся за эту тему. И сегодняшнее ее освещение – не последнее. Впереди у нас рассказы самих джазменов о том, как их записывали. Один единственный пример. Руди Блэш, музыковед джаза, писал:
«…Играть нужно было в длинную оловянную трубу, которая узким своим концом была соединена со стальной иглой, которая рисовала дорожку на вращающемся диске, покрытым пчелиным воском. На диске получались волнообразные полосы.
Креольский оркестр Кинга Оливера собрался на историческую запись и сгрудился возле колокола этой самой трубы. Но две трубы полностью заглушали весь оркестр. Кинг Оливер и Луи Армстронг были отодвинуты на второй план, подальше от колокола трубы, а кларнет Джонни Доддса был нацелен прямо в саму трубу. Басовый барабан его брата Бэйби Доддса невозможно было использовать вообще. Вместо этого он постукивал двумя деревянными кирпичиками. Но когда приступили к записи, оказалось, что Кинга Оливера не слышно и Сатчмо отодвинули еще на пять шагов. Его жена, Лил, вспоминала: - Луи был так далеко от всех нас, что его не было видно.»
Расстанемся мы на композиции еще одного январского юбиляра – трубача Роя Элдриджа. Его композиция называется «Melange»:
Roy Eldridge – Melange – 13:10 (Roy Eldridge - What It's All About – Pablo)
«Mélange», «Смесь» по-французски. Композиция и комбо трубача Роя Элдриджа по кличке «Little Jazz». С ним играли: Бад Джонсон – тенор-саксофон; Норрис Тёрни – альт-саксофон; Норман Симмонс – рояль; Милт Джексон - вибрафон; Тэд Стёрджис – контрабас и Эдди Лок – ударные. 16 января 1976 года студия «RCA», Нью-Йорк. Запись сделана для фирмы Нормэна Грэнца «Pablo».
Вот и всё на сегодня. Приятных вам розовощеких морозов и удачи. Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До встречи через неделю! Всех вам благ, незлого снега, чао, бай-бай!