"2016-й Россия проползет на коленях. Жизнь будет хуже, но не принципиально хуже. В 2017-м резервные деньги у страны закончатся. Дыры штопать будет уже нечем. Экономика начнет резко проседать. Поэтому представителям деловых кругов надо жестко резать расходы, не расширять бизнес, если это требует больших инвестиций, и ни в коем случае не увеличивать долговую нагрузку. Бизнес ориентировать на средний нижний сегмент населения. Оборонка и военные живут сейчас роскошно. Принципиально ничего не изменится и в 2016-м. А вот в 2017, думаю, придется и им затягивать пояса. Всем желательно копить деньги и создать подушку безопасности на период жесткого приземления экономики. Конечно, в долларах. Скорее всего, в коробке из-под ксерокса. Неплохо иметь какой-то бизнес за рубежом. Это некая гарантия доходов в кризисные времена. Или хотя бы какие-то денежные средства вдали от горячо любимой Родины. Может, в соответствии с чаяниями наших чиновников подорожает нефть и жить станет легче. Но я не знаток в ценах на энергоносители, поэтому считаю, что подорожает так подорожает. Легче проползем по этому кризисному полю. Но на этот фактор я бы не рассчитывал. Советую вести здоровый образ жизни. На эти непростые времена потребуется богатырское здоровье".
Такой прогноз дал в своем фейсбуке математик, финансист, в недавнем прошлом банкир Владимир Фролов.
После продажи банка "Северная казна" владельцам Альфа-банка Владимир Фролов занимался банковским проектом "Инбанк", затем занимал пост в совете директоров "Банка24.ру". Сейчас он занят запуском платежной системы на основе технологии блокчейн.
О своем видении экономической ситуации в России Владимир Фролов рассказал Радио Свобода.
– Не знаю, как вы относитесь к Степану Демуре и доверяете ли его прогнозам, но он недавно говорил в нашем эфире примерно то же, что написали в фейсбуке вы: 2016 год еще кое-как удастся протянуть, в 2017 году будет хуже.
Что делать обывателю? Глубоко вздохнуть. Его карман будет скудеть и скудеть
– Да, сейчас пока еще запасы, все эти резервные фонды. Но по всем расчетам при том уровне цен на нефть, которые сейчас существуют, они закончатся к началу 2017 года, и в этой ситуации штопать дыры уже будет нечем. Естественно, когда закончатся наскирдованные деньги, будут очень большие сложности со сведением бюджета. Это арифметика. Здесь не "прогноз" – мне привиделось, я подумал, у меня есть ощущение, – а тривиальные вещи, расчет, примитивный простой расчет.
– Что делать обывателю? Наш разговор слушает пенсионер. Как ему спасаться?
– Что делать обывателю? Глубоко вздохнуть. Его карман будет скудеть и скудеть, денег, может быть, станет больше, но они обесцениваться будут. В этой ситуации покупательская способность, конечно, будет падать, жить будет тяжело. Но в моей заметке акцент сделан не на обывателе, а на малый и средний бизнес. Этот текст появился по той причине, что мой сын, который занимается бизнесом, спросил меня, что ему надо делать. У него были планы по расширению бизнеса, я ему сказал: на заемные средства бизнес расширять нельзя. В связи с этим родилось то, что вы и читали.
То есть если ты умеешь получать прибыль даже в это время – флаг в руки, барабан на шею. Если у тебя не получается, то ни в коем случае нельзя залезать в долги, потому что доходность бизнеса будет падать и возвращать кредиты будет нечем, платить проценты тоже.
– И еще один ваш совет: не держать деньги в рублях. Всё срочно переводить в доллары?
Если ты хочешь делать бизнес, делай бизнес для нижнего среднего класса
– В доллары, в золото. Хотя в золото в России переводить нельзя, много сложностей. Первая сложность – налог на добавленную стоимость. Если ты купил слиток золота по одной цене, а потом сдал его в банк, ты теряешь 18%. Во-вторых, в России действует налог на переоценку драгметаллов. То есть если вы купили золото дешево, а оно стало стоить дорого, вы стали продавать, вы заплатите налог. Конечно, золото малоликвидно в России. В других странах оно достаточно ликвидно, а в России нет. Совет давать в России по золоту было бы, конечно, абсурдно.
– То есть доллар остается единственной защитой?
– Доллар остается долларом, пока у него нет эффективного конкурента.
– А евро?
– Дело в том, что евро не является конкурентом доллара по двум причинам. И доллар, и евро находятся в одной группе фиатных, то есть ничем не обеспеченных валют. Второй момент: все же экономика Америки посильнее, чем экономика Европы, поэтому, конечно, доллар предпочтительней, чем евро.
– И как быть бизнесу?
– Есть разные ситуации. У меня сын занялся бизнесом относительно недавно. Когда он решил заняться бизнесом, я ему сказал простую вещь: "Андрей, жизнь будет складываться в экономике плохо, экономика будет становиться хуже и хуже. Если ты хочешь делать бизнес, делай бизнес для нижнего среднего класса". То есть те, которые сейчас высший средний, средний средний, они все равно отползут в нижний средний. Он этому совету последовал и достаточно эффективно работает во время кризиса. Он облетел весь земной шар, везде побывал, в Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Токио, посмотрел, как организован коворкинг, сделал коворкинг и за два года попал в десятку лучших коворкингов мира – это раз, и попал в десятку лучших офисов мира – это два. И вдруг неожиданно для меня занялся в наше непростое время в мае прошлого года ресторанным бизнесом. И в первый месяц сделал свой бизнес прибыльным. Такого не бывает никогда, потому что этого не может быть. Но он сделал.
– А какая кухня?
Проблема номер один – коррупция. Если есть коррупция, то в экономике ничего сделать нельзя
– Он умный мальчик, он сидит и все время размышляет. Он пришел к ряду выводов. Первое: он попытался выбрать модель, которая эффективна. В ресторанном бизнесе какая модель эффективна? Там, где мало разнообразие блюд. Если разнообразие блюд велико, то что-то портится, что-то не съедают. Есть у вас меню на 150 блюд, какие-то вы продукты закупаете: если клиент потребовал какое-то блюдо, вы должны его сделать. Но эти же продукты портятся. Он сделал очень узкое меню: бургер. Бургеры с мясом, бургеры с рыбой, бургеры с овощами, у него линейка бургеров достаточно широкая. Казалось бы, по бургеру спорить здесь с монстрами невозможно, но все знают, что "Бургер-Кинг" и "Макдоналдс" делают низкокачественное. Поэтому Андрюша сделал высококачественный с точки зрения здоровья продукт, он делает котлету из натурального мяса, он делает булочку из качественных зерен. Кроме всего прочего он продумал все до мелочей, как должен быть организован бизнес. То есть он специалист по бизнес-процессам, конечно, он отладил идеально. Плюс он достаточно активно использует интернет для этих целей, в том числе и "Фейсбук". В принципе, он сейчас открыл второй ресторан, я его притормозил – больше не открывай пока, второй ресторан у него стал прибыльным на второй месяц.
– Вы посоветовали россиянам "вести здоровый образ жизни". Это вы так вежливо советуете затянуть пояса?
– Да, конечно. Есть три проблемы, которые надо срочно решать. Проблема номер один – это коррупция. Потому что если есть коррупция, то в экономике ничего сделать нельзя. Второй вопрос – это налоги, третий вопрос – это бюджет. Налоговая система, которая действует в России с 2001 года, была разработана нашей командой. Участвовал большой коллектив, который я возглавлял. Были построены продвинутые математические модели для подбора структуры налогообложения. Хотя эту систему написала в свое время наша команда, сейчас я ее очень сильно критикую, потому что прошло очень много лет, и она, конечно, очень одряхлела. Реально она была написана в 1994 году.
– Вопрос не только в том, как собирать налоги, но и в том, на что они идут. Если они идут на строительство автострад или больниц – это одна история, если они идут на строительство дворцов для чиновников на Лазурном берегу – совсем другая.
– Вы абсолютно правы. Если налоги неправильные, то экономика хиреет, рушится, не хватает денег ни на дворцы, ни на автострады. Налоговая система, как это ни странно, может носить и стимулирующий характер. Не только снижение налогов стимулирует развитие экономики, но и сама структура налогов может быть разная. Может быть такая структура налогов, которая подталкивает развитие вперед. Сейчас я написал новую концепцию налоговой реформы. Концепцию по борьбе с коррупцией нам написал Алексей Букин: у него так сложилась жизнь, что он занимался защитой от коррупционных наездов, в том числе за рубежом. Так что сегодня концепция по налогам, по бюджету и по искоренению коррупции имеется. В 2014 году я встречался с Андреем Клепачем – это был замминистра экономразвития России, я ему все эти документы передал, он очень бурно поддержал. А через три дня его отстранили от дел, поэтому инициатива и заглохла. Так что я знаю, какая должна быть налоговая система в России. И знаю, что она не будет принята и почему она не будет принята. Те предложения, которые я делаю, ущемляют определенные группы населения. Но когда в экономике дела становятся очень плохими, тут не до спасения статусных групп населения, а надо страну вытаскивать из дерьма. В прошлый раз, когда мы делали налоговую систему, я исходил из посыла, что экономику нужно просто сделать эффективной. Я предложил отменить прогрессию, потому что сбор прогрессии стоит дороже, чем собираемые деньги, – это раз. Во-вторых, прогрессию нельзя собрать с богатых людей, потому что есть масса абсолютно законных способов ухода, например, через дивиденды, где нет прогрессии ни у кого. В тот период принимались любые решения, потому что экономика валилась, а сейчас она еще окончательно не валится, поэтому многие вопросы являются дискуссионными, то есть народ пока не соглашается идти на жертвы.
– Вы считаете, что спасти российскую экономику может реформа, которая ударит по сверхбогатым?
– Я в 1992 году написал брошюру, где описывал механизмы, каким образом можно стимулировать развитие экономики. Я там вводил такое немодное сегодня определение, как "паразитическое потребление". Вот человек зарабатывает деньги и тратит их на паразитическое потребление. В этой ситуации экономика развивается неэффективно. Я предлагал на паразитическое потребление ввести очень жесткие налоги. Есть какой-то минимум, который необходим человеку для жизни, – квадратные метры, автомобиль и так далее, – а если он этот минимум превышает, то с этого нужно брать жесткие налоги. Так как у нас этот минимум превышает наша бюрократия, то, понятно, это непопулярная идея.
Введение налога на дорогую недвижимость обязательно приведет к падению цен на нее
Налог на роскошь намного проще для формализации, чем налог с продаж. Ставку этого налога и налогооблагаемую базу надо делать единой для всей России. Что подпадает под налог на роскошь? Автомобили. Скажем, как предлагает Навальный, можно вывести из-под налогообложения автомобили до полутора-двух миллионов рублей. Плюс дорогое жилье. Конечно, этот вопрос несколько сложнее. Начиная с необлагаемого минимума, оценки стоимости недвижимости и заканчивая количеством проживающих там людей. Сто метров на человека, может быть, и роскошь, а вот двое в стометровой квартире к роскоши уж явно никакого отношения не имеют. А в бараке и двести метров не роскошь. Кроме того, отдельно надо рассматривать и смерть члена семьи. Вряд ли налогом на роскошь следует добивать пожилого человека после смерти супруга.
Введение налога на дорогую недвижимость обязательно приведет к падению цен на нее. А то в Москве и Подмосковье цены кратно выше, чем в Европе или США. А на промышленной окраине Екатеринбурга под заводскими трубами недвижимость стоит намного дороже, чем на морском побережье в Болгарии, Греции или Испании.
Петербург завозит продукты нефтепереработки из Финляндии, которая в одночасье стала нефтяной державой, а трейдер Геннадий Тимченко – ее гражданином
И второй момент: я предлагал отменить возврат НДС при вывозе из страны сырья. Это тоже задевает многие интересы, но в этой ситуации экономика была бы более эффективной. У нас же дошло до смешного: Петербург завозит продукты нефтепереработки из Финляндии, которая в одночасье стала нефтяной державой, а трейдер Геннадий Тимченко – ее гражданином.
Конечно же, нам надо кардинально менять политику при возмещении НДС. Возвращать лишь при экспорте продукции высокой степени переработки. В этом случае наши сырьевые олигархи притормозят свое восхождение в рейтингах списка "Форбса". Но Россия от этого только выиграет.
– Что стало причиной нынешних неудач в экономике? Только падение цен на нефть?
В 1998 году я назвал число, когда рухнет рубль
– Если бы экономикой занимались своевременно и управляли правильно, то России было бы абсолютно наплевать на нефтяные цены. Если бы была правильная экономическая политика, то у нас развился бы мощный малый бизнес и инновационные направления. Сейчас ситуация такая: вот дети моих друзей окончили математические школы, элитные вузы, МИФИ, МФТИ, МГУ, выиграли кучу олимпиад, и все прямиком уезжают за рубеж. Даже не потому, что здесь денег мало платят, а причина в том, что, если у нас развивается инновационный мощный бизнес, он становится экономически значимым, то, к сожалению, нынешняя власть его с удовольствием отрейдерит. Я сам попадал под рейдерскую атаку и знаю, что это такое.
– Дело не только в нефтяных ценах, есть ведь еще и санкции.
– Если бы была правильная экономика, то России на эти санкции было бы абсолютно наплевать. Например, санкции сейчас вводит Россия против Европы или Америки. А Америке и Европе от этого не холодно и не жарко, потому что у них более здоровая экономика, чем в России.
– Вы меня предупредили, что не хотите беседовать на политические темы, но фейсбук у вас очень смелый, даже поразил меня резкостью оценок, которые сейчас не все себе позволяют.
Пока есть деньги на первоочередные социальные нужды, а в 2017 году и на это не будет денег
– Я профессиональный экономист, я должен прогнозировать экономическую ситуацию. Прогноз по 1998 году я сделал в марте 1998 года. Я скажу вам больше: когда я давал интервью на телевидении, я назвал число, когда рухнет рубль. В марте или в апреле 1998 года я сказал, что рубль рухнет 24 августа 1998 года. Он рухнул 17 августа, я ошибся ровно на неделю. Меня многие люди спрашивали: как я догадался, когда он рухнет? Тогда была пирамида ГКО, она рукотворная, так как заимствования были в рублях, то обрушить ее можно было в любой момент, когда пожелает сделать это власть. Так как все значимые люди уезжают в отпуск, с 15 по 30 августа возвращаются, им дадут недельку расслабиться, а после этого обрушат. Но обрушили раньше, не дали им расслабиться. Я ошибся всего лишь на неделю.
– А ваш прогноз на 2016 год, с каким рублем мы его закончим?
– Я не знаю, с каким рублем закончим, потому что это в первую очередь зависит от нефти, рубль тесно спаян с нефтью, а я не специалист по нефти. Если нефть начнет хиреть, то понятно, что рубль начнет слабеть. Я говорю о другом: не удастся свести бюджет в 2017 году.
– Его уже секвестируют.
– Понимаете, сейчас еще можно корректировать – по крайней мере, выплачивать пенсии, пособия и так далее. Потому что есть деньги, по крайней мере, на первоочередные социальные нужды, а в 2017 году и на это не будет денег.