Радио Свобода начинает цикл программ и интервью, посвященных главным знаковым событиям и датам наступающего 2016 года. В их числе, безусловно, предстоящие 18 сентября, в единый день голосования, выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва. Они пройдут по смешанной избирательной системе, из 450 депутатов 225 будут избраны по пропорциональной системе (по партийным спискам по единому федеральному округу), и еще столько же – по мажоритарной системе (по одномандатным округам).
Вариант переноса этих выборов, сначала намеченных на 4 декабря 2016 года, на более ранний срок рассматривался нынешними депутатами Госдумы начиная с весны уходящего года. По мнению многих оппозиционных политиков и политологов, эта инициатива объясняется желанием Кремля не допустить победы неподконтрольной оппозиции.
Единые дни голосования в России проводятся в сентябре начиная с 2013 года, и их опыт показал, что многие избиратели в это время не могут еще появиться на избирательных участках, так как находятся на отдыхе. Та же часть электората, которая участвует в голосовании, традиционно делает выбор "по старинке", в пользу "Единой России" или же "Справедливой России", КПРФ и ЛДПР, так как большая часть агитационного периода приходится на летние отпуска, когда большинству населения просто не до политики и оно не стремится узнать что-то о новых кандидатах и партиях.
Об этом Радио Свобода беседует с российским оппозиционным политическим деятелем, основателем партии "Яблоко" Григорием Явлинским:
– Особых надежд на то, что выборы в Думу 18 сентября будут честными и прозрачными, нет. Стоит ли в таких условиях участвовать в них представителям демократической оппозиции?
– Да, вы совершенно правы, действительно, таких особых надежд нет. Но и другого политического решения – без насилия и без кровопролития – тоже нет. Поэтому надо участвовать.
– Могут ли эти выборы потом что-нибудь изменить в нынешнем политическом курсе Кремля?
– Мы с вами говорим тогда, когда до выборов – еще целая эпоха. Если вы посмотрите все оценки, прогнозы, какие есть сейчас, то, как хорошо известно, они описываются такими словами – нефть будет стоить от 20 до 40 долларов за баррель, война какая-нибудь вполне вероятна, протесты неизбежны, кризис будет существенно углубляться. В таких условиях сегодня сказать, что будет происходить на выборах, как это все будет выглядеть, не может никто. Например, есть мнение, что будут большие электоральные положительные результаты у КПРФ. Но это вовсе не обязательно! Если действительно все эти процессы будут развиваться, то ситуация к сентябрю изменится довольно существенно. Ближе к этому времени будет понятно, на что можно рассчитывать. Потому что фальсификации очень хорошо работают, если у вас 6% голосов – вам сделают 4%, или если у вас 5,5%, то вам напишут 3 или 2. Но если вдруг вы получаете 25%, вам их все равно снизят, и у вас будет 17% – но все-таки будет 17! И если такое произойдет, то атмосфера в стране очень сильно будет меняться. Кроме того, она будет меняться независимо даже от выборов. Она будет меняться просто из-за того, что абсолютно очевидно, что люди во власти, которые принимают сегодня в России решения, не вполне понимают, что происходит в стране. А в таких условиях это означает, что кризисные явления будут очень глубокими и очень быстрыми.
Люди во власти, которые принимают сегодня в России решения, не вполне понимают, что происходит в стране
– Кремль боится ли сам предстоящих выборов, учитывая ту сложную экономическую ситуацию, которую вы упомянули, постоянные провалы во внешней политике и т. д.?
– Я об этом не задумывался. Это как бы не моя забота – боятся они или не боятся. Я бы на их месте еще как боялся бы!
– Но вы не думаете, что действия властей по мере приближения выборов в Госдуму будут ужесточаться, во всем?
– Вполне может быть. Совершенно не исключаю. Мало того, вообще, могут быть какие-нибудь новые военные авантюры, какие-нибудь политические авантюры, военно-политические, любые.
– Всем демократическим силам в России следует объединяться, любой ценой, перед выборами 18 сентября? Будет ли "Яблоко" вступать в коалицию с кем-то?
– Обязательно! Мы всегда будем во всех коалициях, в которых только возможно.
– Нужен ли оппозиции в России какой-то один яркий лидер, вокруг которого можно было бы объединиться? Об этом сейчас идет очень много споров.
Всем, кто занимается политикой, все мои ответы совершенно ясны
– Это было бы неплохо. Может быть, такая фигура уже есть, просто про нее никто ничего не знает, такая секретная фигура... Все, что я мог, я вам ответил. Я думаю, что вам совершенно все понятно. Всем, кто занимается политикой, все мои ответы совершенно ясны. Конечно, хорошо бы, чтобы такая фигура была! Секретной такая фигура быть не может. У некоторых есть большое желание, чтобы она появилась дня за 2–3 до выборов. Но я сомневаюсь, что она тогда успеет стать достаточно известной.
– Вы как ветеран российской политической сцены, чего бы пожелали своим избирателям и, вообще, всем жителям, гражданам России в 2016 году? Естественно, мы говорим не об обычных новогодних пожеланиях, а пожеланиях политических.
– Я всем желаю мира. Это теперь самое главное пожелание. Я желаю, чтобы не было кровопролития, чтобы был мир. Если не будет кровопролития, не будет насилия и будет мир, то есть шансы на то, что кроме этого еще что-то будет. А если будет кровопролитие, насилие и снова какая-нибудь агрессия, как в Украине или еще где-нибудь, то тогда не будет ничего. И желать тогда будет нечего, – говорит Григорий Явлинский.
Еще в июне 2015 года руководство партии "Яблоко" в своем "Меморандуме политической альтернативы" объявило, что будет выдвигать Григория Явлинского в качестве кандидата на выборах президента Российской Федерации в 2018 году.
На выборах же депутатов 18 сентября 2016 года для попадания в Государственную думу по пропорциональной системе партиям необходимо будет преодолеть 5-процентный барьер, а кандидатам в округах – набрать простое большинство голосов. На 1 июля 2015 года в Российской Федерации, включая аннексированные Крым и Севастополь, было зарегистрировано примерно 109 миллионов 902 тысячи избирателей, а с учетом зарегистрированных за пределами России – почти 112 миллионов. Выборы 2016 года будут признаны состоявшимися при любой явке, так как порог ее не установлен.