Сразу после того, как турецкие военные сбили на границе с Сирией российский бомбардировщик, в сознание россиян стали внедрять образ нового врага – турка, вчерашнего друга и брата. Внедряли разными средствами – от выпусков новостей до сувенирной продукции.
Подобное в России происходит не впервые. Началось в 2008 году с грузинской войны. Телевизор рассказывал о зверствах грузин, а моя подруга Манана боялась, что у нее заберут ее российского ребенка.
Тогда многие мои знакомые в качестве мер контрпропаганды надели самодельные майки "Я грузин".
Создание образа врага в наше время отточилось до мгновенной рефлекторной реакции. Каждый новый внешнеполитический конфликт, которые множатся в арифметической прогрессии, сопровождается немедленной пропагандистской кампанией. Верных врагов – "пиндосов" и "бандеровцев" – месяц назад проапгрейдили до более актуальных – турков в карикатурных фесках.
Дизайнер Александр Конасов, чьи магазины футболок разбросаны по всей Москве, а один даже находится на Тверской, отозвался принтом настолько агрессивным, что его содержание вполне могло бы заинтересовать Следственный комитет на предмет разжигания межнациональной розни. На футболке изображен Владимир Путин с автоматом и связанный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, поставленный на колени.
Конасов, таким образом, не просто потакает вкусам публики, но формирует их, взывая к самым низменным человеческим чувствам – желанию насилия и мести.
Разжигание вражды посредством "сувенирки" тем циничнее, что происходит за счет покупателя: в магазине Konasov на Тверской такая футболка стоит 1300 рублей со скидкой.
В результате стараниями дизайнера Конасова страдает вовсе не турецкий президент, а российско-турецкие семьи. Отцы теряют работу, а иногда даже дом, как случилось с 46-летним жителем Турции, жившим в Череповце и работавшим в швейном ателье "Сафари": сегодня он депортирован из страны, где прожил большую часть жизни, где остались его жена и сын.
Из Краснодара выслали 39 турецких бизнесменов, приехавших на агропромышленную выставку. В Воронеже из института высоких технологий исключены 19 турецких студентов. В московской Библиотеке иностранной литературы закрыт Российско-турецкий научный центр – личным распоряжением Вадима Дуды, нового директора, сменившего легендарную Гениеву. Прежде Дуда, инженер-механик по образованию, занимался авиаперевозками в Дубай, работал в IT-компаниях и был директором по развитию бизнеса. В интервью "Коммерсанту" Дуда сказал, что закрыл центр "отчасти по политическим мотивам". В Турецком научном центре можно было бесплатно изучать османский язык; также они организовывали визиты турецких писателей в Россию.
Сегодня связь разорвана – усилиями чиновников, единственным качеством которых является исполнительность, а желанием – угодить власти, даже не разобравшись в ее запросе. "Cкажите и государю, что вот, мол, ваше императорское величество, в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", – взывает к воображаемому государю их коллективное сознание. Но даже чиновники Бобчинские выглядят симпатичнее дизайнера Конасова, манипулятора, извлекающего из собственной угодливости прямую коммерческую выгоду.
В 2008 году майки с надписью "Я грузин", которые москвичи носили для того, чтобы поддержать своих грузинских друзей, называли "майками, меняющими мир". Про майки дизайнера Конасова вполне можно сказать то же самое. За последнее время русский мир действительно изменился: в нем хотят связывать, угрожать и ставить на колени. Когда турецкого мальчика, рожденного в Москве, побьют за то, что он турок, а его русской маме негде будет взять денег, потому что турецкого отца уволили из закрывшейся фирмы, их проблемы вряд ли коснутся дизайнера Конасова. Он в этот момент будет отдыхать где-нибудь на Сейшелах – рядом с главой "Ростуризма", советующим россиянам не отдыхать за границей.