После того как 18 декабря из-за утечки пара в турбинном цехе на ЛАЭС был остановлен энергоблок, жители Соснового Бора начали спешно снимать деньги с банковских карт, некоторые уезжали из города, резко возрос спрос на йод, так что во многих аптеках его запасы иссякли.
В соцсетях тоже поднялась паника, которую не смогли прекратить сообщения чиновников о том, что радиационный фон находится в норме.
Люди больше верят экологам, которые выступили со специальным сообщением. В нем они подтверждают, что радиационный фон в Сосновом Бору в норме, но объясняют это не тем, что в выбросе пара совсем не было радиации, а тем, что, по счастливой случайности, ветер в момент аварии дул не в сторону города, а в сторону Финского залива.
Председатель общественной благотворительной экологической организации "Зеленый мир" Олег Бодров не удивился, что люди не верят официальным сообщениям чиновников – они знают, что чиновникам важно отрапортовать, что все в порядке, а не сообщать об опасности, независимо от того, есть она или нет.
– Все, кто хоть что-то понимают в атомной энергетике, знают, что это попытка выдать желаемое за действительное. В этом реакторе вода превращается в пар, который поступает на турбину, и этот пар, конечно, радиоактивный. На этот раз повезло, реактор сразу остановили, но все равно происходит остаточное парообразование, и поскольку турбина остановлена, этот пар нужно куда-то девать. Его выбрасывают через трубы. По счастью, ветер был нетипичного направления для этого региона – юго-юго-восточный и выброс ушел к Финскому заливу, в направлении Выборга.
Олег Бодров предполагает также, что люди, которые в момент выброса пара работали на ЛАЭС, могли подвергнуться воздействию повышенной радиации, но, по его словам, чтобы утверждать это с точностью, нужны специальные медицинские исследования. В то же время эколог не сомневается, что в случае другого направления ветра радиационный фон в Сосновом Бору был бы выше, чем сейчас.
В специальном сообщении "Зеленого мира", посвященном аварии на ЛАЭС, говорится: "Восточная часть Финского залива вступает в десятилетнюю полосу повышенных рисков аварий на ядерных объектах. В этот период до 2026 года с одной стороны будут вырабатывать продленный ресурс и иметь более высокую вероятность аварий реакторы РБМК-1000 Ленинградской АЭС.
В тот же период планируемые к вводу в эксплуатацию новые энергоблоки ЛАЭС-2 (ВВЭР-1200) также будут иметь повышенные риски аварий из-за ошибок проектировщиков, строителей и еще неопытного персонала. Так что впереди "резонансный" рост числа аварийных ситуаций на сосновоборском ядерном кластере".
Олег Бодров считает, что эти риски можно было бы минимизировать, отказавшись от строительства 3 и 4-го энергоблоков ЛАЭС, как можно скорее выведя из эксплуатации энергоблоки, работающие в режиме продленного ресурса, а также – вплотную занявшись энергосбережением и альтернативными источниками энергии, например так, как это делается в соседней Эстонии.