Центральное Черноземье, декабрь 2015, середина дня, у здания районной администрации встретились двое: она – местный управленец, он – гость из Москвы по делам своей агрофирмы. Они, давние знакомые, обрадовались друг другу, обнялись и, как водится, посыпались вопросы. Он: "Как дела?" Она: "Нормально, осталось только Сирию разбомбить, и тогда вообще все будет отлично!" Он: "И тогда за пахоту?" Она: "Это уже лишнее, и без нее проживем". Оба рассмеялись, и дальше пошли обыденные расспросы о детях, работе и прочих делах.
Это случайное наблюдение вызвало странные ассоциации и воспоминания почти полувековой давности. В рабочем поселке подрастал юноша с красивой фамилией Родина. Симпатичный был парень, веселый, беззлобный, но с кое-какими странностями. Про таких говорят, что у них чего-то не хватает, что у них не все дома. Жители посмеивались над деревенским дурачком, а мать сердилась на своих знакомых, любила сына, считала его нормальным, только с особенностями, унаследованными от случайного отца. Кто ее надоумил на смелые действия – не знаю, однако она сумела преодолеть медицинские барьеры и добиться, чтобы Серегу взяли на службу в армию, по призыву.
Служба ему понравилась, но он, Сергей Родина, не подошел на роль защитника Родины. Вскоре вернулся домой с подтвержденным диагнозом и с отметкой о том, что заболевание получено в период прохождения военной службы. Мать была довольна, а сын так себе. Он бы еще послужил, только вот офицеры в части оказались плохими, задолбали его своими глупостями. Тут Серега оживлялся и с упоением рассказывал, как он им отомстил. Это был главный подвиг в его жизни, которым он гордился. Домой его вез командир взвода, который из своих денег доплатил ему за билет (и они ехали в купе), да еще и кормил три дорожных дня. Ночью, подъезжая к своей малой родине, Сергей Родина взял сапоги спящего лейтенанта, пошел с ними в туалет и справил в них большую нужду. Главное было утром, когда офицер спросонья сунул ноги в оба сапога сразу, как учат в армии, встал и остолбенел, ничего не понимая. Тут герой заливался смехом от избытка переполнявших его чувств, так как офицер даже не ударил его, он испугался мщенья Сереги!
Только и хвастаются друг перед другом внезапно навалившимся счастьем и величием от гибридных войн: и Крымнаш, и пармезан в канаву, и бомбы в Сирию, и много еще чего будет у них из мягкого и твердого ментального дерьма
Серега Родина был малахольным и поэтому не додумался до того, что сделала наша больная Родина – слила свой вторичный продукт не столько в сапоги проклятых врагов, пиндосов, укро-фашистов и прочих иноземных чмо, сколько в самую что ни на есть родную российскую обувь. Ее владельцы только и хвастаются друг перед другом внезапно навалившимся счастьем и величием от гибридных войн: и Крымнаш, и пармезан в канаву, и бомбы в Сирию, и много еще чего будет у них из мягкого и твердого ментального дерьма. Однако есть и такие, кому это не нравится, они прямо-таки руки потирают в предвкушении скорого Гаагского трибунала. Остыньте, господа, не будет трибунала, не доживете вы до него, пока великие слуги нашей Родины продолжают пакостное дело Сереги Родины. Что делать?
Надо воспользоваться способом, успешно апробированным в мировой культуре – смехом и балаганом по правилу подобия. В гомеопатии это исходный посыл: подобное лечится подобным. В христианстве это главный принцип воскрешения: смертию смерть поправ. В нашем варианте указанное действие звучит так: глупостью глупость побеждая.
Современные технические возможности позволяют открыть интернациональную "палату №6". Этот чеховский образ стал нарицательным в русской культуре; так обозначают что-либо ненормальное. В виртуальную палату можно беспрепятственно помещать международных деятелей со статусом и заводить на них "истории выздоровления". Напомню читателям, что в реальных историях болезней нет места для эмоций и пустопорожних рассуждений. В медицинские документы врачи беспристрастно вписывают факты своего обследования, результаты инструментальных исследований и анализов, которые помогают им обосновать диагнозы и способы лечения пациентов.
Этот принцип нейтральности необходимо ввести в правила документации международной "палаты № 6": вписывать деяния "реабилитантов" сухим языком фактов. Например, такой-то "народный избранник" публично (дата) призывал к действиям, которые позволят российским солдатам вымыть ноги в Индийском океане. В другом своем выступлении он предлагал сбросить ядерную бомбу в Босфор, чтобы взрывной волной разрушить город Стамбул. Второй реабилитант из числа заслуженных деятелей культуры публично (дата) обещал "превратить в радиоактивный пепел" целые страны. Третий реабилитант всемирной "палаты № 6" обещал (дата) всех "мочить в сортире".
Справа от этих записей следует разместить три столбца, в ячейки которых активные члены международного сообщества смогут выставлять оценочные суждения по известному правилу: (+) нравится, (+/-) неопределенно, (-) не нравится. В итоге мы получим сухие рейтинги поинтереснее, чем в Forbes и других аналогичных агентствах. На основании статистически обоснованных результатов с учетом доли национальных голосов, как это делается на конкурсе "Евровидение", можно формировать групповые номинации по принадлежности к сфере публичной деятельности, например, "лейтенант… генералиссимус – спаситель Родины" или "лейтенант… генералиссимус – законодатель", Открывается безбрежное море для творчества народной диванной инициативы по выбору новых номинаций и званий, и в пикеты ходить не надо.
Пройдет какое-то время, и количество гибридной мерзости в стране и в мире пойдет на спад. Вряд ли вменяемому, но заблудившемуся в дебрях личных морально-этических выборов публичному деятелю понравится сертификат о присвоении ему звания "маршал вторичного ментального продукта". Ясно, что процент сельских, городских и международных сумасшедших от этого не уменьшится, но вполне вероятно, что увеличится осознаваемое противодействие их "спасительным" и "мстительным" порывам. Вспомните великий призыв: спасение утопающих – дело рук самих утопающих, иного не дано.
Георгий Юрьев – эксперт по биосоциальным проблемам личности, доктор медицинских наук, кандидат психологических наук