После резкого падения мировых цен на нефть в пятницу прогнозы дальнейшего развития на этом рынке не отличались разнообразием - нефть должна продолжать падение (с чем согласился и министр Силуанов, отметив, что цена может упасть и ниже 30 долларов за баррель).
"А при коммунизме все будет хорошо" - как некогда пел сам Кашин на Болотной площади - но пока ситуация все больше напоминает финал "развитого социализма", когда СССР не выдержал резкого падения цен на нефть.
Много шуток про достижение нефтью отметки 36,6.
Нефть. Больной, наконец, выздоровел. 36,6
Но предела, кажется, нет.
А вообще уже надо спорить, видимо - опустится нефть ниже 35 до конца недели или нет. Или до конца недели она может и до 30 дойти?? Нет, я такого пока предположить не могу - это как-то уж очень головокружительно. Нет, такого быть не может!
А вот 35 - вполне. Что соответствует курсу доллара "немного выше 100".
Есть, конечно, разные предположения о том, кто виноват.
Но не совсем понятно, что делать.
Конечно, эти три новости нужно читать вместе. Они создают стереоскопический эффект:)
Ссылки Кудрявцева ведут на новости о возможном снятии запрета на экспорт нефти из США, начале серийного выпуска автомобилей, ездящих на водороде, и успехах Германии в термоядерном синтезе. Впрочем, если бы проблемы России исчерпывались только нефтяной зависимостью экономики... Многие в выходные прокомментировали новость об открытии "Нового шелкового пути" - транзитного коридора из Китая в Европу в обход России.
Это без политики, без оценок Крыма, войны в Украине и прочих геополитических загогулин. А просто в жанре технической констатации. Так уж случилось, что в последние годы Владимир Путин стал настоящим экономическим бедствием для России.
У нас была возможность использовать транзитное положение страны. Транзита не будет (см. ниже). Были планы использовать возможности единого экономического пространства и экономического союза - он не будет приносить нам дивидендов, скорее наоборот - в силу асимметричности нынешних торговых режимов с внешним миром Белоруссии и Казахстана, с одной стороны, и РФ, с другой. У нас не будет даже толковой сырьевой экономики, потому что отставание в технологиях в нефтяном секторе (из-за недостатка инвестиций и технологических санкций) и ненадежность России как поставщика в газовом отправляют нас на обочину энергетических рынков. Наше преимущество в образовании не может быть реализовано, потому что все наши образованные и научные кадры бегут из страны пачками.
Про все остальное уж умолчим.
Все это все знают, конечно, но это просто вопль патриота вот к этой новости. Вы вдумайтесь в нее, прочитайте ее. Речь идет о формировании интегрированного экономического пространства от Атлантики до Тихого океана, в котором нет места России.
Тут самое время почитать расследование Forbes.ru о том, какие российские компании успели заработать на строительстве (оказавшихся виртуальными) "Южного" и "Турецкого" потоков. Ба, знакомые все лица.
На отмененном "Южном потоке" друзья президента освоили почти 140 млрд рублей. На отмененном "Турецком потоке" - еще 60 млрд. Итого, 200 млрд рублей или пять лет сборов с системы "Платон" (причем осваивали все те же Ротенберги).
Правительство пока держится "стойко".
Предупреждения Минфина о возможном падении доходов бюджета приняты к сведению, но бюджет 2016 г. решено пока не менять. Таковы итоги совещания у премьера Дмитрия Медведева в пятницу, рассказали два федеральных чиновника и подтверждает участник совещания - сообщают "Ведомости". Цитата министра Силуанова о том, что нужно готовиться к "непростым временам", на прошлой неделе обошла Сеть.
Об одном из прогнозов пишут те же "Ведомости":
По расчетам Минфина, снижение среднегодовой цены до $40 за баррель в 2016 г. увеличит бюджетный дефицит до 5,2% ВВП, резервный фонд исчерпается за год почти полностью. По прогнозу Минэкономразвития, при такой цене нефти экономика сожмется еще на 1%, среднегодовой курс доллара составит 72,6 руб., спад реальных зарплат и доходов продолжится.
Это так называемый "шоковый" сценарий - но ведь цена на нефть уже ниже 40 долларов! И это в преддверии предвыборного года. Андрей Воробьев в "Новой газете" напоминает:
Через консолидированный бюджет у нас распределяется около 40% ВВП, и во многих регионах бюджетные расходы являются основным фактором, поддерживающим уровень жизни людей. Бюджетный кризис, таким образом, приведет к резкому обострению социально-экономической напряженности в таких регионах.
Прогноз Владимира Милова на Forbes.ru:
Путину уже не удастся дотянуть до президентских выборов со старым уровнем расходов, и придется наносить болезненные удары по целому ряду бюджетополучателей.
Минфин в своих алармистских сценариях вновь, хотя и осторожно, заговорил о необходимости существенного сокращения госрасходов. На первый план там выводится идея дополнительной приватизации на сумму до 1 трлн рублей. Однако реалистичность пополнения бюджета за счет приватизации — большой вопрос <...> раз госмонополии имеют мощные рычаги для блокировки приватизации, призрак масштабного сокращения расходов вновь появляется на горизонте. Это заставляет пересмотреть стратегию «ничего не менять до выборов», что грозит президенту серьезными политическими последствиями в виде недовольства пострадавших от триллионного сокращения расходов групп. Ситуацию осложняет и то, что ближайшие девять месяцев пройдут под знаком федеральной парламентской кампании — уж точно не время, когда удобно сокращать расходы.
Насколько Путин готов к этому, большой вопрос.
Ситуация полного паралича вокруг решения о покрытии убытков ВЭБа на сумму 1,5 трлн рублей показывает: действующая власть вообще не готова к принятию решительных мер, ломающих устоявшиеся за много лет подходы. Она может работать только в режиме business as usual. Это делает падение цен на нефть ниже $40 колоссальной угрозой для всей действующей системы, хотя в целом в такой ситуации нет совершенно ничего катастрофического. Мы еще раз имеем возможность убедиться: катастрофическим является не падение нефтяных котировок, а непомерно разросшийся за последнее десятилетие размер государства, который уже не прокормить даже при довольно умеренных нефтяных ценах, не то что при низких.
Постоянно приходится проводить параллели с поведением советских властей во второй половине 1980-х годов и подчеркивать: само по себе падение мировых цен на нефть не могло убить СССР, потому что у советского руководства оставался выбор — начать масштабные реформы, резко сократить размеры государства, провести приватизацию. Развалило СССР не падение цен на нефть, а нежелание делать все это. Сегодня мы наблюдаем фантастически похожую ситуацию — и она, вероятно, будет иметь схожие политические последствия.
Милов, как видно, оптимист, а вот Яков Миркин - пессимист:
а) Резко повышается градус недоверия бизнеса к правительству
б) По ощущению, это – вой
в) Апелляции – к царю – батюшке, у которого слуги – мрак и ужас
г) Дайте нам другое правительство!
д) Это значит, выкиньте нам кого-то на крыльцо для растерзания
д) Что случится, если додавят правительство?
е) В чем риски?
ж) Уклон в командную экономику
з) Уклон в ВПК, в башню танка, торчащую среди среднерусских равнин
и) Уклон в аппетиты только бизнеса (февраль 1917 г.)
к) Уклон в сторону выпускников военно-политических училищ
л) Уклон – в крайность, в которой снова не будет интересов – уже навязло на зубах – «роста имущества, доходов, качества и продолжительности жизни населения»
м) Населением там и не пахнет
н) Уклон в нерыночность, который кончится уклоном в никуда
о) Это – прогноз на 2016 – 2017 гг.
Во всяком случае, "крымское" политическое единство ощутимо начинает дробиться. Вот, например, "охранитель" Игорь Караулов в охранительских "Известиях" формулирует так:
Пожалуй, самое время проститься с иллюзиями. Не дождемся мы подмоги от барреля в 2016 году, а по семнадцатым годам у нас и подавно ничего хорошего не бывает. «Энергетической империи» из нас не вышло, и нам не на что рассчитывать, кроме как на свои руки и свои мозги.
И даже вот как смело:
Наверное, государство должно по-иному реагировать на сведения, бросающие тень на высокопоставленных чиновников. Например, не стоит изо всех сил искать формальные лазейки, позволяющие считать то или иное лицо порядочным человеком. Это лишнее. Иногда проще уволить, чем объяснить обществу, почему не увольняем. <...>
Привычно говоря о «дорогах и дураках», мы не осознаем в полной мере куда более актуальную российскую беду — коммуникативную недостаточность. Мы не умеем говорить друг с другом, государство не умеет говорить с обществом, а общество — с государством.
Еще храбрее высказался Егор Холмогоров:
"Нужно готовиться к непростым временам" - деловито сообщают разные инстанции.
В прессе тоже идет соответствующая накачка: курорты людям не нужны, машины не нужны, жрать хорошо - вредно, скоро видимо будут следующие шаги: отдельная квартира - зло, мыться горячей водой надо раз в неделю в общественной бане. <...>
Требуется новая формула - трудные времена, кругом враги, а вы все это терпите...
Вопрос только в том РАДИ ЧЕГО?
И вот здесь-то и кроется главная подлянка...
Отчаяние певца "русской весны" можно понять:
Симптомом грядущего "слива Донбасса" многие (не исключая и Холмогорова) сочли убийство знаменитого командира казаков "ЛНР" Павла Дремова. Подробности напоминают плохой боевик: "Батю" взорвали, когда он ехал на собственную свадьбу, бомба была заложена в машине, которую ему на эту свадьбу подарили.
Оу, Дремова положили.
Удивительно долго продержался.
По всем впечатлениям, ещё раньше Мозгового должен был уйти.
Взорвали на собственной свадьбе. Последнего зачистили, хотя после Мозгового это было ожидаемо
Sergey Markov винит во всем карателей хунты:
Многие полагают, что убийство Павла Дремова, одного из самых ярких командиров ополчения восставшего Донбасса совершено украинскими спецслужбами, является терактом и грубым нарушением минских соглашений Киевом и так, убивая командиров, Киев готовит наступление на Донбасс, которое может состояться в ближайшее время.
Но эта пластинка, кажется, уже настолько заезжена, что ее никто не слушает. Более волнительны выводы, к которым приходит Dmitry Stechin:
внутренняя смута в республиках, разброд среди гражданских и военных властей + самое главное - недоверие и даже открытая ненависть к Москве. К ее черной, злодейской руке, которая убивает лучших людей Донбасса. А кроме ненависти в самой Новороссии, начинается брожение и в России - хомячки-патриоты с хомячками-либералами уже радостно форсят эту тему по интернету. К понедельнику вылезет в большую прессу.
Это даже не американский стиль работы. Это англосаксы.
Ну хоть не рептилоиды. Впрочем, есть и другая версия:
Плотницкий -герой Украины! Орден Богдана Хмельницкого дадут! Столько серьезного народа замочил украинским РГД и не снилось...
Мирный процесс идет потихоньку.
Глава "ЛНР" Плотницкий в интервью "Комсомольской правде" объясняет, что все в целом хорошо, несмотря на отдельные недостатки:
- Игорь Венедиктович, означает ли убийство Павла Дремова то, что в ЛНР и в целом в Донбассе начинается новый виток военной напряженности?
- Непонятно, чем вызвано такое ваше заявление…
Кому-то жаль Дремова:
Дремов был хороший человек. И парни у него - хорошие ребята. Знала лично. Очень жаль.
В их числе и Юнна Мориц:
Ехал на свадьбу казак молодой,
Старым казак не бывает!
Был он убит кровожадной средой,
Подло она убивает.
Кто-то меланхолически замечает:
Одни хорошие люди убили другого хорошего человека)))
А кто-то пишет такую эпитафию:
В итоге всё упирается в наличие мозгов и обыкновенную порядочность. Был очередной "политический проект" Кремля (как и Крым, и Сирия) в чужой стране, куда разными способами (включая пропаганду) были направлены исполнители. Проект завершился неудачей (так будет и с остальными), он закрыт, идёт зачистка свидетелей. Лучшим выходом были протест либо неучастие, а теперь - остальных ждёт то же самое: убийства, бедная повседневность, гибнущие заводы, могилы и телевизор.
Valery Solovei считает убийство Дремова событием знаковым:
Боливар не вынесет двоих
Похоже, контроль над российско-украинской границей будет постепенно возвращен Украине, как это записано в минских соглашениях. (Вот вам и объяснение гибели Павла Дремова.)
Это вызвано необходимостью сосредоточить тающие ресурсы на помощи "братской Сирии". Там - всерьез и надолго.
Телевидение поработало настолько успешно, что население России просто не обратит внимание на уход с Донбасса.
Значит, Сирия, которая, впрочем, с недавнего времени неотделима от конфликта с Турцией. Этот конфликт в воскресенье еще больше обострился - после инцидента с кораблем "Сметливый".
Правильно ли я всё понял?
Российский военный корабль обстрелял турецких рыбаков в нейтральных водах, где турки имели полное право плавать, никому ни в чем не отчитываясь, как и куда плывут.
После этого Россия делает Турции "крайне жестское предупреждение о возможных последствиях «безрассудных действий официальной Анкары в отношении российского воинского контингента, выполняющего задачи по борьбе с международным терроризмом в Сирии».
Воля ваша друзья, но если кто-то очень сильно заиграется в войнушку, войнушки -- не миновать.
Забавный диалог в комментах.
- А какие правила нарушили турецкие рыбаки в нейтральных водах?
- Перед российским кораблем вражеский сейнер был обязан приветственно затонуть.
Вот, отличный способ избегать столкновения - просто затопил другое судно и даже отворачивать не надо...
Видимо, именно так:
Есть, впрочем, и мнение, что "Сметливый" все сделал правильно.
Иронию многомудрых блогеров на тему "маленький турецкий сейнер угрожал большому российскому сторожевику" можно отразить в не менее ироничном "некоторые верят, будто хрупкая барышня может разнести в щепки целый поезд". Почти забавно, если не уточнять, что хрупкая барышня - шахидка.
Известно, что усредненный российский блогер является признанным специалистом в военном деле и аэронавигации, взрывчатых веществах и обеспечении безопасности. К большому сожалению, это не имеет ценности, потому что усредненный российский блогер, как правило, еще и безнадежный дурак.
Аркадий Бабченко как бы и согласен - но, как говорится, есть нюансы:
Вот, казалось бы - "Сметливый" все сделал правильно. Не к чему докопаться. На тебя идет судно, на радио не отвечает, черт его знает, чем оно там начинено, ты отгоняешь его очередью из стрелкового оружия "на дистанции гарантированного непоражения", после чего оно изменяет курс и уходит. Ну все же грамотно. Все по правилам. По закону. Еще пару месяцев назад из этого инцидента вообще даже темы для разговора не было бы. Созвонились, выяснили, взаимно извинились - все, проехали.
Но то, что прокатывало пару месяцев назад, сегодня уже больше не прокатывает. Отжимаешь Крым, бомбишь направо и налево каких-то там туркоманов, о существовании которых ты даже и не знал, высылаешь турецких студентов, запрещаешь помидоры, вызываешь военного атташе в МИД, тут же, на следующий же день, каким-то катером ФСБ "отгоняешь" турецкий сейнер от нашей буровой платформы - и опа-опа, раз-два-три, следим за руками - обычное рядовейшее морское недоразумение превращается в реальную мировую проблему.
Одни провоцировали в воздухе - допровоцировались.. Другие провоцируют на море.. Те, кто провоцировли в воздухе просто глупо и бездарно подставились.. Те, кто провоцирует на море, имеет за плечами мощный военный флот, во много раз превосходящий провоцируемого.. А ещё у него есть мощные союзники..
И все это - вынося за скобки саму Сирию, где тоже все не слава Богу. Владимир Фролов на "Слоне", впрочем, пишет, что Кремлю пока невыгодно заканчивать операцию в Сирии - еще есть шанс добиться каких-то уступок от американцев:
«сирийский гамбит» Кремлю удался – Россия почти вырвалась из «капкана украинского кризиса» и открыла принципиально новую повестку для взаимодействия.
Но не слишком ли это мало в сравнении с тем, что лежит на другой чаше весов. Татьяна Становая на Карнеги.ру настаивает на том, что сирийская кампания обходится Путину дорого:
Сирийскую кампанию становится все труднее хоть продолжать, хоть закончить. А не закончить – значит ежедневно рисковать не только жизнями российских пилотов или служащих российских баз, но и новыми терактами, и новыми военными инцидентами. Война требует все больше ресурсов. В Сирию доставлен комплекс С-400, а самолеты оснащаются ракетами. Против кого воюем? От кого защищаемся? Геополитическое противостояние обретает выраженный, но разновекторный фронт. Раньше у Путина не было союзников, а теперь – слишком много врагов.