Российские средства массовой информации обсуждают причины отмены визита Владимира Путина в Самарскую область, где во вторник должно было состояться заседание Госсовета. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, планы президента нарушила погода. Однако издание Znak.com предполагает: поездка могла быть отменена из-за скандала, связанного с губернатором Самарской области Николаем Меркушкиным. В отношении Меркушкина, который руководит регионом более 3 лет, проводится проверка.
По данным портала, вместо президента в Самару приехали представители российских силовых ведомств. Проверка губернатора Меркушкина началась после ареста работавшего на власть блогера Дмитрия Бегуна, обвиняемого в вымогательстве. Он якобы признался, что по заказу губернатора писал посты, в которых критиковал действия разных чиновников, в том числе и высокопоставленных политиков из окружения Владимира Путина – первого замглавы президентской администрации Вячеслава Володина, секретаря президиума генсовета "Единой России" Сергея Неверова, главу ГК "Ростехнологии" Сергея Чемезова и других.
"Было принято решение проверить и всю прочую деятельность губернатора, особенно хозяйственную, в связи с чем в регион прибыла группа силовиков из Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФСБ", – сообщил изданию источник. Теперь в Самаре ждут отставки впавшего в немилость Меркушкина и вспоминают его "подвиги" за 3 года пребывания на губернаторском посту. Бывший глава Республики Мордовия ранее публично заявлял, что "кидать людей" – это "по-самарски". А летом этого года призвал россиян помолиться, чтобы "в России не перестали платить пенсии".
Вот суть дела обвинений против самарских блогеров Дмитрия Бегуна, Натальи Умяровой и Олега Иванца, задержанных 29 октября: их подозревают в том, что они вымогали более трех миллионов рублей у директора компании "Современные медицинские технологии" бизнесмена Сергея Шатило "за нераспространение в интернете компрометирующей информации".
О "деле блогеров" и будущем губернатора Самарской области Николая Меркушкина говорит руководитель самарского отделения "Партии Прогресса" Алексея Навального Катерина Герасимова:
– Я бы разделила этих трех блогеров. Дмитрий Бегун – это одиозная фигура в Самарской области. Он долгое время был одним из главных исполнителей заказов губернатора и правительства Самарской области, работал под контролем регионального правительства и в последнее время даже этого не отрицал. Примерно полгода назад он сменил направление своих информационных атак и активно участвовал в кампании вокруг сотрудничества губернатора Меркушкина и Сергея Шатило, компания которого практически взяла на себя весь государственный заказ в области здравоохранения. Собственно, Шатило так работал со всеми губернаторами, а не только с Меркушкиным. Когда Олег Иванец стал выкладывать материалы налоговой проверки в отношении "Современных медицинских технологий", Дмитрий Бегун почему-то к этому подключился. Я предполагаю, что это вызвало недовольство Николая Меркушкина. А Олег Иванец долгое время писал про "бандитскую Самару", у него даже была одноименная книга. Иванец последовательно выкладывал информацию, которая была неудобна региональной власти. Бегун долгое время сотрудничал с региональной властью при любом губернаторе, но полгода назад тоже стал активно выкладывать материалы проверок и даже критиковать Меркушкина. А завершилось это тем, что в конце октября их арестовали за то, что они якобы вымогали 3 миллиона рублей у Шатило, чтобы не выкладывать информацию о нем. Насколько я знаю, Иванца при передаче денег не было, тем не менее, он тоже задержан.
– А есть общее понимание, за что они пострадали? Или они стали разменной картой в борьбе федеральных властей против Меркушкина?
Их задержали за то, что они выкладывали информацию о коррупционной составляющей деятельности Меркушкина
– Я не исключаю такого варианта – но это мои предположения, что изначально их задержали, поскольку они полгода выводили в информационное пространство сведения о коррупционной составляющей деятельности Меркушкина, выкладывали материалы проверок в отношении Шатило. Там не только про Шатило, кстати, материалы, но и данные других проверок правоохранительных органов, в том числе налоговых: действовала-де группа лиц, в том числе чиновники областного правительства, чиновники Министерства здравоохранения, которые формировали технические задания к аукционным конкурсам на закупку оборудования таким образом, чтобы побеждала только компания Шатило. Поэтому, конечно, это не могло нравиться областному правительству. А вот уже в ходе оперативных мероприятий, скорее всего, информация стала поступать каналам федеральных силовиков.
– Чем вам запомнится правление Николая Ивановича Меркушкина?
Николай Иванович Меркушкин – это погружение в беспросветный совок
– Погружением в беспросветный совок! Никогда региональная власть Самарской области не была так далека от общества, как во время его руководства. Он долгое время сознательно выстраивал стену между властью и обществом. Символ его правления – это бетонная стена стоимостью в несколько миллионов рублей, которую Меркушкин воздвиг на фоне площади Славы в Самаре. Это чисто советский арт! Вот эта стена лишила самарцев одной из любимых видовых площадок, она полностью закрыла вид на Волгу, говорит Катерина Герасимова.
Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев уверен, что проверка губернатора Николая Меркушкина накануне избирательной кампании 2016 года – это сигнал всем руководителям регионов "вести себя правильно" и избавиться от серьезных политический амбиций:
– Конфликты Николая Меркушкина с представителями партийной элиты "Единой России", господами Володиным и Неверовым, относятся к периоду избирательных кампаний, которые проходили в регионе. Меркушкин сделал ставку не на авторитет партии "Единая Россия", а на свой личный авторитет, который он посчитал существенно превышающим авторитет партии. Поэтому практически вся реклама кандидатов, которые шли от "Единой России", велась не под брендом "Единой России", а под брендом команды губернатора. Меркушкин обладает определенными привычками, приобретенными в бытность руководства национальной республикой, Мордовией. Как у многих руководителей национальных субъектов Федерации, у него сложился стереотип клонирования, копирования президента страны. Они выступали с собственными посланиями, у них были какие-то атрибуты власти, вроде личных резервных фондов, которыми они распоряжались. Возможно, для национальных республик, в силу определенной ментальности населения, местный феодал – всегда более значимая фигура, чем мощная, но находящаяся далеко, в Москве, партия. Местные царьки достигали, как правило, результатов, лично возглавляя различные партийные списки и позиционируя кандидатов, которые идут в различные органы власти, как свою команду, команду местного феодала.
Николай Иванович не избавился от привычек феодала
И я думаю, что Николай Иванович сделал серьезную ошибку, когда приехал в другой регион и не избавился от этих привычек. Ему стало казаться, что Самарская область – это его новая вотчина, культ своей личности он сделал стратегией информационной политики правительства Самарской области. Все мероприятия были посвящены в основном восхвалению губернатора Меркушкина. На каком-то этапе он утратил чувство самосохранения, стал корректировать результаты партийных праймериз. То есть те кандидаты, которые победили в партийных праймериз "Единой России", были заменены кандидатами губернатора Меркушкина, которые в этих праймериз либо не участвовали, либо не сумели набрать достойного результата, но губернатору они больше нравились. На этой почве произошел первый публичный конфликт между Неверовым и Володиным.
– Что ждет Николая Меркушкина после этой проверки – почетная отставка, перевод в другой регион или уголовное преследование?
– На самом деле возможны все три варианта. О том, что губернатор Меркушкин выработал свой потенциал и может быть заменен, стали говорить сразу после его "триумфальной победы" на выборах губернатора в прошлом году, где он "изобразил" для себя 91 процент голосов. При этом всем было очевидно, что 15–20 процентов голосов были нарисованы, стало понятно, что тщеславие губернатора сослужило ему плохую службу. Стало очевидно, что Меркушкин не усидит в своем кресле несколько сроков подряд. Вопрос только в том, когда прекратятся его полномочия. В этом плане даже уголовное дело и отставка губернатора накануне федеральной кампании 2016 года может стать неплохим ходом – своеобразным предостережением руководителям регионов, чтобы они самостоятельно в политику "не играли". Кто знает, может быть, это является какой-то новой находкой господина Володина, считает Михаил Матвеев.
Николай Меркушкин был главой Мордовии с 1995 по 2012 год, занимал этот пост пять сроков подряд. В 2012 году подписан Указ о досрочном прекращении его полномочий, в этот же день Меркушкина назначили губернатором Самарской области. В прошлом году он досрочно сложил с себя полномочия и переизбрался на этой должности на второй срок.