Уголовное дело в отношении бывшего мэра Томска Николая Николайчука возбуждено областным Следственным управлением Следственного комитета России в сентябре 2014 года по материалам ФСБ. По версии следствия, Николай Николайчук принял решение ремонтировать улицу Московский тракт, несмотря на отсутствие на это средств в бюджете.
Таким образом, считает следствие, Николайчук нарушил 94-й Федеральный закон, не провел конкурса на ремонт, лоббировал интересы "знакомого" подрядчика из Кемерова и нанес бюджету города ущерб в 36 миллионов рублей. "Знакомый" бывшего мэра произвел ремонт качественно, но без необходимых документов и должного контроля, хотя большую часть денег за работы он получил через суд, лишь спустя два года. Экс-мэра задержали осенью прошлого года в Крыму, где он к тому времени жил и трудоустроился. Уже больше года Николай Николайчук находится под домашним арестом.
Спустя год казалось, что судебное заседание по делу бывшего мэра близится к завершению, прошли прения сторон, и до Нового года должен был быть вынесен приговор. Но тут случился неожиданный поворот. Точнее, сразу два.
Какое-то новое слово в современном судопроизводстве, когда ФСБ надзирает за судом
Сначала прокурор объявил, что следствие переквалифицировало статью обвинения на более мягкую – "Халатность". Также прокурор попросил суд о наказании для Николайчука в виде штрафа в 120 тыс. рублей – и одновременном применении к нему амнистии в честь 70-летия Победы. Гражданский иск по необоснованным затратам обвинение уменьшило с 36 млн до 4,4 млн рублей. Но не успели адвокаты и сам бывший мэр начать праздновать победу, как в суд пришло письмо из Управления ФСБ Томской области, подписанное его руководителем генералом Юрием Никитиным, в котором ведомство настаивало на повторном допросе ключевых свидетелей. Суд согласился и, по сути, вернул рассмотрение дела на начальную стадию. Адвокаты бывшего томского мэра заявили, что это нонсенс: "Какое-то новое слово в современном судопроизводстве, когда ФСБ надзирает за судом и указывает, что ему делать, тогда и судили бы сами". Но сразу после этого обвинение вернуло статью обвинения "Превышение должностных полномочий" и снова потребовало наказания для градоначальника в виде лишения свободы.
Во время процесса Николай Николайчук подробно рассказывал, как и в каких условиях городские власти вынуждены были проводить ремонт дорог. В преддверии очередных выборов в Государственную Думу Москва выделила деньги на федеральную программу "Новые дороги городам России". По словам Николайчука, об этой программе мэрам городов сообщил первый заместитель Администрации президента РФ Вячеслав Володин на совещании в Москве в апреле 2010 года. Томску выделили 500 млн рублей. До этого больше 150 млн на дороги город никогда не получал. "Понятно, – говорит экс-мэр, – что выполнить задачу по освоению этих средств в срок до сентябрьских выборов 2010 года, соблюдая требования 94-ФЗ, было просто невозможно. На этом совещании нам, мэрам городов, был дан путь решения этой проблемы. Так, было указано, что законодательно закреплена возможность через создание МАУ (Муниципального автономного учреждения) обходить требования 94-ФЗ в сложных ситуациях". Собственно, так в Томске и появилось МАУ "Городское благоустройство", которое и привлекало подрядчиков для ремонта дорог по федеральной программе.
Одно из обвинений следствия заключалось в лоббировании интересов кемеровского подрядчика. В качестве доказательств приводились фонограммы прослушивания разговоров мэра еще за 2011–13 годы. То есть "слушали" мэра еще до того, как им якобы было совершено правонарушение. Освоить 500 млн рублей в короткие сроки, по словам экс-мэра, Томску было не под силу. Надо было искать подрядчика на стороне, у которого есть необходимая техника и навыки работы. Николайчук со своими помощниками отправился в Кемерово, потому что там был хороший опыт ремонта дорог, после этой поездки в Томске создали подразделение "Кузбассдорстроя" – ООО "Томскдорстрой", который и ремонтировал злополучный тракт. Криминальности в выборе подрядчика для ремонта дороги обвинению в ходе судебного разбирательства доказать не удалось.
Вообще, в программу "Новые дороги городам России" в Томске попало 12 объектов. Московский тракт был одним из них и далеко не самым главным. Это второстепенная улица. По 11 объектам работы были выполнены и приняты к оплате в 2010 году. А вот по Московскому тракту из намеченных 25 млн рублей удалось освоить только 5. Оставшиеся 20 были оплачены в качестве аванса на продолжение работ в 2011 году. То, что этих денег не хватит на весь Московский тракт, стало понятно еще в конце 2010 года, и пришлось искать какое-то решение.
С деньгами и дурак сделает, а ты попробуй сделать без денег
Финансирование по программе "Новые дороги городов России" хоть и было продолжено, но изменились условия. Партией и правительством был взят курс на благоустройство внутридомовых территорий. Руководствуясь любимым слоганом тогдашнего губернатора Томской области Виктора Кресса "С деньгами и дурак сделает, а ты попробуй сделать без денег", Николайчук принял решение ремонтировать Московский тракт полностью без предусмотренных на это средств в бюджете. Зная, что можно будет воспользоваться общеизвестной практикой оплаты работ по факту через бюджетные субсидии, Николайчук дал распоряжение ремонтировать дорогу под его честное слово. В результате стоимость этих работ в 36 млн рублей и была предъявлена следствием экс-мэру в качестве ущерба. Интересная деталь – весь Московский тракт ремонтировался по одним и тем же сметам и расценкам. При этом одна часть ремонта, произведенного в 2011 году на 20 млн рублей, была оплачена за счет "Новых дорог городов России", а вторую, на 36 млн рублей, оплатили подрядчику через 2 года по решению суда. Проведенная следствием экспертиза выявила превышение затрат по всем сметам ремонта Московского тракта, а обвинение в необоснованном превышении затрат в итоге на 4,4 млн рублей предъявили только по второй части оплаты.
Бывший мэр своей вины так и не признал. Возможно, эта принципиальность и повлекла за собой дальнейшее развитие событий с вмешательством ФСБ в судебный процесс. По просьбе ФСБ в суде вновь был допрошен главный свидетель обвинения, бывший начальник департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус. Как пояснило ведомство в своем письме, Черноус в первый раз давал в суде неверные показания, потому что находился в "морально-психологически неустойчивом состоянии".
Антон Тимофеев, адвокат Николая Николайчука, прокомментировал возобновление следствия так: "Оказывается, в конце судебного следствия, после стадии прений, сотрудники ФСБ выяснили, что Черноус обманывал в связи с нахождением в тот период времени в морально-психологически неустойчивом состоянии, обусловленном широкой оглаской его участия в судебном процессе в средствах массовой информации и попыткой Николайчука переноса на него ответственности за совершение противоправного деяния и осуждения его действий со стороны коллег по работе и общественности, попыткой обвинения в предательстве, испытываемом волнении при даче показаний".
Раз в письме ФСБ написано, что я был в подавленном состоянии, когда давал показания, значит был
Вячеслав Черноус – в прошлом командир атомного подводного крейсера – так ответил на вопрос журналистов о своем подавленном состоянии: "Раз в письме ФСБ написано, что я был в подавленном состоянии, когда давал показания, значит был". Хотя само письмо от ведомства он не видел. Во второй раз Вячеслав Черноус дал другие показания, которые шли вразрез со сказанным им ранее. Комментируя этот факт, бывший подчиненный мэра сказал, что для него Николайчук – руководитель и начальник, хоть и бывший, а по долгу службы он с начальниками спорить не привык. "Я не особо слежу за соцсетями и стараюсь их не читать, но я прочитал: не знаю, почему Николайчук, а точнее его защита, такую тактику приняла, что Черноус что-то натворил и пытается его подставить. В данной ситуации, по-моему, вы, Николай Алексеевич, пытаетесь меня подставить, а не я вас", – добавил Черноус.
На попытку экс-мэра прояснить, давал ли он задание Черноусу проверить сметы, Черноус ответил, что не собирается никого прикрывать. После непродолжительной перепалки Николайчук бросил своему бывшему подчиненному: "Живи с этим сам, если сможешь".
После этого адвокаты экс-мэра заявили, что Вячеслав Черноус давал новые показания под давлением ФСБ.
Это был человек, которого загнали в угол. Полагаем, на свидетеля оказали жесточайшее давление
"29 октября 2015 года свидетель Черноус явился к нам в третий раз, в сопровождении мужчины в военной форме, с которым стал приходить на процесс после письма ФСБ <...>. В ходе допроса Черноус, на наш взгляд, очевидно был взволнован, психически подавлен, агрессивен и полностью изменил свои показания в пользу стороны обвинения. Причем сделано это было грубо, неумело, без внятных объяснений. Это был человек, которого загнали в угол. Полагаем, что именно перед последним допросом на этого свидетеля было оказано жесточайшее психологическое давление <...>. Я не знаю, какие рычаги были пущены в ход, перед каким выбором был поставлен свидетель, но, по всей видимости, боязнь в этом самом предательстве как-то отошла на второй план, как-то уже знаете, не страшно стало быть предателем. Ну, впрочем, это лирика. Я говорю эти вещи не просто так – я прошу суд оценить показания Черноуса, данные им 29 октября 2015 года, как недостоверные и данные им под давлением тех, кто осуществляет "оперативное сопровождение правосудия", – отметил адвокат Антон Тимофеев.
Новые показания бывшего заместителя мэра Черноуса легли в основу обвинения. И теперь прокурор просит лишить экс-мэра Николая Николайчука свободы на 5 лет.
Практика оплаты работ задним числом не в Томске придумана. И Московский тракт – не единственный объект, на котором работы сначала делались, а потом оплачивались без торгов, предусмотренных 94-м законом. На одном из судебных заседаний Николайчук привел аналогичный случай со сквером у Речного вокзала. В начале лета 2012-го выяснилось, что вся Россия празднует 200-летие Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года. Новый губернатор Томской области Сергей Жвачкин дал Николайчуку поручение: срочно обустроить сквер у Речвокзала. Поскольку 200-летие случилось внезапно, ясно, что денег в бюджет на это никто не заложил. Поэтому сначала сквер был торжественно открыт губернатором, а уж потом работы были приняты и оплачены задним числом. Правда, через 2 года после сдачи сквера ФАС все-таки оштрафовал Николайчука на 60 тыс. рублей, усмотрев в действиях мэра административное правонарушение. До уголовного дела тогда не дошло.
Николай Николайчук стал мэром Томска в марте 2009 года, а в июле 2013-го досрочно сложил с себя полномочия из-за "разногласий с назначенным губернатором Сергеем Жвачкиным". В ноябре 2014-го, уже после его ареста, экс-мэра Томска исключили из политсовета партии "Единая Россия". Это уже второй томский мэр, который оказался под арестом по статье "Превышение должностных полномочий". Предшественника Николая Николайчука – Александра Макарова в 2009-м приговорили к 12 годам колонии строго режима.