Ссылки для упрощенного доступа

Гроб на колесиках


Ещё в начале недели появились злобные шутки о том, что протест дальнобойщиков напоминает детские страшилки про гроб на колёсиках. Похоже, шутники оказались не столь далеки от истины

Некоторые, правда, считали, что протестующие специально ждут 3 декабря и путинского послания.

Георгий Сатаров:

Может я не прав, но меня насторожило, что дальнобойщикам дали понять, что им нужно потерпеть до 3 декабря. Поэтому у меня возникло подозрение, что Путин использует этот сюжет в своем послании, чтобы устроить показательное шоу на тему справедливости. Выразит возмущение, даст указание урегулировать проблему, вплоть до отмены платона, уволит не имеющего отношения к проблеме министра транспорта и снова перевербует дальнобойщиков. Если этого не будет, то значит мы получим дополнительное подтверждение того, что совокупный интеллектуальный потенциал Кремля критически просел. Наряду с инстинктом самосохранения.

Однако всё к тому, что мощного и скоординированного протеста опять не вышло: кто-то не понял, куда ехать, кого-то задержала полиция, кто-то развернулся обратно.

Кроме этого, по уже потрёпанному войску дальнобойщиков продолжают наносить информационные удары в сети.

Александр Мановицкий:

Многие автолюбители, кто ездит по федеральным трассам заметили, что фур с каждым годом становится все больше, а дороги в целом все хуже. Да и данные статистики подтверждают увеличение количества грузовиков с каждым годом. Значит дело это выгодное и рентабельное. В итоге государство решило ввести систему «Платон», против которой сейчас бастуют дальнобойщики. Что такое система «Платон»? Это система, созданная для взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения автомобилями с максимальной массой свыше 12 тонн.

И еще немного информации о ней - Система «Платон» обеспечивает сбор, хранение, обработку и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Что реально произойдет после введения данной системы? Прибыль дальнобойщиков, которую они кладут себе в карман, немного сократится, а вырученные деньги пойдут на ремонт дорог которые разбили эти же дальнобойщики. Так же исчезнет возможность так называемых шабашек. Любой заказчик может узнать в режиме онлайн, где находится его груз, и чем занимается водитель, осуществляющий доставку. Вдруг он решит уклониться с маршрута, чтобы подшабашить перевозкой какого-нибудь «левого» груза. Вот эта вторая часть пугает очень многих дальнобойщиков, потому что деньги, которые они получают при помощи этого, составляют серьезную долю заработка.

А что нам говорят Дальнобойщики и активно поддержавшие их западные грантоеды?! Из-за введения системы «Платон» подорожают продукты у нас в магазинах. Маловероятно. Все крупные перевозчики скорее всего оставят цены на том же уровне, чтобы не потерять оборот, а частники, которые поднимут цены, в скором времени из-за конкуренции вернут ее на прежнее место. К примеру, из-за роста цен на бензин цены на крупные грузоперевозки почти не изменились.

Правительство хочет обобрать дальнобойщиков, чтобы пополнить карманы олигархов. При чем тут олигархи вообще непонятно, если деньги пополнят казну и пойдут на ремонт дорог. Или имеется в виду тот факт, что дальнобойщики не смогут «шабашить» за счет крупных заказчиков? Тут уж извините, господа хорошие. Кстати как вы думаете, каким образом спирт без акцизных марок, скажем, из Северной Осетии или Дагестана попадает в другие регионы России? На чем как не на фурах его перевозить в больших объемах. Да ещё и доплату за контрабанду можно получить. В последнее время в новостях неоднократно мелькали случаи смертельного отравления паленым спиртом.

Вот пожалуй, основные мифы, которыми апеллируют все сторонники отмены закона. Так что весь этот бунт выглядит сильно раздутым грантоедами и сторонниками майдана в России. А некоторые несведущие граждане попались на красивые лозунги, как это уже было в 1917 году. Ну и сами дальнобойщики, конечно, не хотят жить хуже и чинить дороги, которые в большинстве случаев они и разрушают.

Михаил Делягин:

В Ростове-на-Дону сход дальнобойщиков объявил ультиматум Правительству. Требование вполне справедливо. Но, поддерживая этот протест, нужно понимать реальную ситуацию на рынке. В 2013 годуна железной дороге произошла управленческая катастрофа. Железным дорогам Правительством Медведева была навязана либеральная реформа, которая принесла свои плоды. Возить грузы по железным дорогам стало безумно дорого. Произошла переориентация на автомобильный транспорт. Но это не оправдание для появления системы "Платон", и она однозначно должна быть отменена.

Ну а Дмитрий Песков между делом заявил, что знакомство Путина с Ротенбергами никак не повлияло на выбор подрядчика по сбору денег с дальнобойщиков, сообщает ТАСС:

Знакомство президента России Владимира Путина с бизнесменом Аркадием Ротенбергом никак не помогло сыну предпринимателя Игорю в создании системы сбора платы с грузовиков "Платон". "Нет, не помогло", - заявил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Он добавил, что за комментариями об обстоятельствах заключения контракта с оператором системы "РТ-Инвест транспортные системы" нужно обратиться в Росавтодор и Ростехнадзор, в Кремле этим не занимаются.

Сергей Гуляев:

Ну не может же Песков сказать, что за всей этой аферой лично стоит его шеф!

Александр Бирман в "Форбсе" уверен, что власть всё ещё недооценивает дальнобойщиков:

Пожалуй, впервые с момента введения первых санкций путинские олигархи перестали ассоциироваться в сознании далеких от деловой аналитики сограждан с жертвами, принесенными элитой ради блага народа. Теперь они — источник дополнительных несправедливых поборов. И тем важнее было должным образом подготовить почву.

Но, будучи путинским электоратом по определению, дальнобойщики не являлись целевой аудиторией для госпропаганды. Никто не ставил задачу в чем-то убедить их, равно как пенсионеров, бюджетников и т. п.

Да, формально федеральные телеканалы и массовые печатные издания работают на эту категорию граждан. Но фактически прокремлевские СМИ занимаются тем, что троллят и меняют повестку 14%, не вошедших в путинское большинство.​<...>

Били по тем, кто способен сформировать альтернативную повестку, не предполагая, что такими навыками обладает кто-либо еще, помимо «креативного класса». Отсюда и нынешнее нежелание многих «говорящих голов» признать самостоятельность протеста дальнобойщиков. Их воспринимали исключительно как элемент монолита, вся функция которого — нависать над жалкими 14%, доказывая им, что «народ не с ними». Теперь этот 86-процентный объект рискует расколоться на множество субъектов.

И очень символично, что протесты дальнобойщиков почти совпали по времени с четвертой годовщиной митингов на Болотной. Тогда Кремлю пришлось переосмыслить свои взаимоотношения с выросшим и окрепшим в тучные годы путинского правления «креативным классом». Сегодня из недр лояльного большинства появляется не менее назойливый для власти и, наверное, более серьезный оппонент.

РБК продолжает разбираться с экономикой "Платона":

Особенность автоперевозок — это стихийный, почти не консолидированный крупными компаниями рынок, со множеством мелких игроков. По оценке гендиректора исследовательского агентства «ИнфраНьюс» Алексея Безбородова, до 70% перевозок совершается индивидуальными предпринимателями (зачастую у них в собственности лишь одна фура). А по словам гендиректора группы компаний «Совтрансавто» (крупный автоперевозчик, владеет примерно 500 большегрузами) Владимира Тяна, на ИП приходится 60–80% рынка. «Индивидуальные предприниматели не платят НДС, грузоотправителям приходится выстраивать различные схемы, связанные с этим налогом. В целом значительная часть автоперевозок находится в серой зоне», — подтверждает Тян.

Именно «серость» сыграла с рынком злую шутку, полагает генеральный директор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Часть мелких игроков не платит налоги и постоянно демпингует, из-за чего тарифы уже несколько лет держатся на низком уровне, — объясняет эксперт. — Автоперевозки должны стоить дороже, но до последнего времени «белые» компании сокращали маржу, но не повышали стоимость услуг».

Там же - колонка Андрея Попова "Платон без эмоций":

Чтобы нормализовать ситуацию на рынке, нужно в первую очередь устранить все неполадки в системе. На время устранения сбоев необходимо ввести мораторий на штрафы и на саму оплату проезда, а также перевести всех перевозчиков, использующих бортовые устройства, на постоплату.

Россия не является первопроходцем в создании системы взимания платы с большегрузов. Если рассматривать европейский опыт, то можно выделить два вида сборов: например, во Франции многие государственные дороги являются платными для всех видов транспорта. В Германии же, которая является лидером в области создания систем, подобных «Платону», дороги бесплатные, а сборы дифференцированы. Там с 1 января 2005 года со всех большегрузов (общим весом от 12 т) в обязательном порядке взимается плата за пользование федеральной сетью автомагистралей. Но на отлаживание работы системы стране потребовалось пять лет, как рассказывают наши европейские коллеги. Три года проводились рабочие тесты, во время которых плата не взималась, а в течение последующих двух лет происходило постепенное внедрение. За эти два года из-за технических проблем немецкое правительство приостанавливало работу всей системы. Такая же ситуация наблюдалась и в Польше, где запуск был перенесен на несколько месяцев из-за технических сбоев.

В России же «Платон» начал сразу работать в боевом режиме. Заплатят в итоге за это потребители.

Ну а московская мэрия, чтобы оппозиция не слишком злорадствовала слитому протесту у дальнобойщиков, запретила протестный марш 12 декабря.

Официальные причины: подготовка к Новому Году и, что немного удивительно, к 9 мая.

Саша Сотник:

То есть, гражданам на Марш протеста собираться нельзя: новый год на носу (так сказал чиновник из мэрии), а бряцать оружием - можно.

Дмитрий Гудков:

Мэрия запретила «Марш перемен» 12 декабря. Не перенесла, не предложила другое место или сроки — а просто отменила. «Не согласовала».

Что там, говорите, про свободу собраний?

Впрочем, все символично: «Марш перемен» нельзя. Перемены — тоже. Наш паровоз вперед летит, в руках у нас винтовка, а остановка — в бетонной стенке.

Я не знаю пока, что будет делать Комитет протестных действий — но что-то, очевидно, делать необходимо. Столица становится местом, свободным от любой гражданской активности: даже депутатам КПРФ и тем нельзя встречаться с дальнобойщиками, даже уличным музыкантам нужно получать «добро» от чиновников после «прослушиваний».

И только стекла в посольстве Турции можно бить безвозбранно, только стрелять на мосту можно в свое удовольствие.

XS
SM
MD
LG