Только мертвые немецкие солдаты мешают сегодня застроить жилыми домами территорию единственного спорткомплекса в густонаселенном районе Пскова. Акции протеста и обращения местных жителей к властям никак не повлияли на решение инвестора приступить к строительству. Сейчас, когда выяснилось, что где-то на территории заброшенного стадиона "Электрон", некогда самого крупного в городе, со времен Великой Отечественной войны остались захоронения немецких военнопленных, стройку пока решили не начинать.
Сохранится ли единственный стадион в самом крупном жилом районе города? Вырастут ли новые многоэтажки на костях солдат Второй мировой войны? Для жителей Пскова это один и тот же вопрос. С одной стороны, строительство на месте стадиона "Электрон" – это спор между интересами частного бизнеса и гражданского общества. С другой – этическая проблема памяти о погибших в военные годы.
Соседство мертвых
Фронт Второй мировой войны прошел через Псковскую область дважды – во время наступления фашистов в 1941 году и во время отступления в 1944-м. Четыре года оккупации в области шла партизанская война, параллельно действовали немецкие концлагеря и пересыльные пункты. К концу войны мертвых на Псковской земле было больше, чем живых.
Частные жилые дома построили прямо на могилах немецких солдат и офицеров
Поэтому псковичам известно второе значение слова "санитарка" – так называлась яма на краю поля, куда после войны скидывали убитых, перед тем как начинать сев. Вместо памятного знака санитарное захоронение отмечала особо густая растительность. "На другой год посеяли овес – там, где были солдаты зарыты, вырос овес зеленый-зеленый, хохлами вырос", – рассказывает Валентина Васильевна, свидетель послевоенных лет.
В Пскове в 1947 году появилась новая улица – Парковая. Частные жилые дома построили прямо на могилах немецких солдат и офицеров, умерших в Пскове в годы войны. Кладбище сровняли с землей, чтобы стереть память об оккупантах. Позднее, в 70-х годах, под снос пошло и расположенное рядом старинное лютеранское кладбище. Его следы до сих пор видны на улицах города.
В годы войны там погибли порядка 75 тысяч человек, в основном советских военнопленных
В XXI веке, когда бытовая память о войне практически сошла на нет, начались новые проблемы. В начале 2000-х годов Министерство обороны начало строительство жилья для военнослужащих вдоль улицы Юбилейной. В 2006 году в строительных отвалах псковичи увидели человеческие кости. Стройплощадки совпали с территорией концентрационного лагеря "Шталаг-372". В годы войны, по подсчетам Чрезвычайной государственной комиссии, там погибли порядка 75 тысяч человек, в основном советских военнопленных.
Потребовалось несколько лет и десятки публикаций в СМИ, чтобы строительство на месте "Шталага-372" было полностью остановлено. Порядка пятисот погибших были перезахоронены на других мемориальных кладбищах. Тысячи остались в земле, частично – под фундаментами жилых домов. Только в 2014 году на уровне региональной власти был поднят вопрос о мемориализации погибших в "Шталаге-372".
Точные границы захоронения, где покоятся останки 306 человек, неизвестны
История едва не повторилась в 2014 году при строительстве особой экономической зоны "Моглино". Бывший военный, журналист Юрий Алексеев в открытом письме губернатору сообщил: велика вероятность того, что земляные работы, затронут "место расстрела и захоронение более 600 мирных жителей Псковской области, убитых эстонскими карателями в 1942–1943 годах". Около деревни Моглино в годы войны располагался концлагерь. Чтобы избежать скандала вокруг важнейшего инвестпроекта, областные власти были вынуждены реагировать: собрали комиссию, которая, исследовав обстоятельства, сделала вывод, что территория концлагеря все-таки не совпадает с будущей ОЭЗ.
И вот очередная история: в 2015 году стало известно о планах построить новый жилой микрорайон на месте заброшенного спорткомплекса "Электрон". С 1945 по 1949 годы на этой территории находился лагерь немецких военнопленных №343 МГБ СССР. Умерших хоронили рядом, на Степановском лужке. Точные границы захоронения, где покоятся останки 306 человек, неизвестны.
Нужды живых
Хотя, надо сказать, не память о мертвых подняла псковичей на борьбу против застройки "Электрона". Бывший спорткомплекс Псковского завода радиодеталей остался последней рекреационной зоной в плотно застроенном районе города. На Завеличье живут около 100 тысяч человек – почти половина всего Пскова. Для прогулок и спорта у них есть только "Электрон". После приватизации и разорения радиозавода спортивные объекты пришли в упадок, однако зеленый массив на берегу реки Великой, где сохранились беговые дорожки, теннисные корты и футбольное поле, по-прежнему привлекает массу людей.
"Стадион "Электрон" – это единственный стадион в городе Пскове такого размера и с таким количеством площадок, фактически там можно заниматься любыми видами спорта. Кроме того, это единственная рекреационная зона на Завеличье, последняя. Поэтому там люди гуляют, занимаются спортом, тренируют собак, мамы с колясками там гуляют, летом там даже загорают. Я все это хорошо знаю, потому что практически всю свою жизнь прожила рядом с этим стадионом", – рассказывает Елена Демченкова, член Общественной палаты Псковской области.
Демченкова, сама спортсменка и пропагандист здорового образа жизни, стала одним из лидеров общественного движения в защиту "Электрона". Через Facebook она организовала митинг против застройки стадиона 12 сентября. Люди вышли с плакатами "Руки прочь от "Электрона"!" и приняли резолюцию: "Мы требуем от комитета по физической культуре и спорту администрации Пскова и госкомитета по физической культуре и спорту Псковской области прекратить делать вид, что их это не касается, и сделать все возможное для сохранения и восстановления стадиона "Электрон".
Еще до митинга были отправлены коллективные письма губернатору, в правительство и президенту России, а петиция на сайте Change.org собрала более тысячи подписей. Главная битва ожидалась на публичных слушаниях 23 сентября. Собственник участка просил мэрию изменить в "Правилах землепользования и застройки" территориальную зону с рекреационной Р-1 на Ж-2 – для "малоэтажной и среднеэтажной застройки". Чтобы вместить всех желающих, городские власти вынуждены были перенести слушания из гордумы в большой зал Городского культурного центра.
Итог публичных слушаний был однозначен: жители Пскова категорически против застройки стадиона
На слушаниях инвестору пришлось нелегко. Для начала, изучив историю приватизации, общественники усомнились в праве собственности ООО "Электрон" на советские спортивные объекты и земельный участок (и этот вопрос до сих пор не закрыт). Представитель собственника выслушал неизбежные претензии за плачевное состояние трибун и футбольного поля и не смог ответить на вопрос, во сколько раз увеличится стоимость земли, выкупленной у Росимущества в 2013 году за 2,5 процента от кадастровой стоимости (чуть более чем за полтора миллиона рублей). Очень многое было сказано и о том, что значит спорт и физкультура для здоровья общества.
Итог публичных слушаний был однозначен: жители Пскова категорически против застройки стадиона.
Ни победы, ни поражения
В ноябре псковские информагентства сообщили новость, которая защитниками "Электрона" была воспринята как верный признак победы. В ответ на письмо сообщества "Защитим стадион Электрон", Министерство обороны России официально обратилось к главе Пскова Ивану Цецерскому с просьбой остановить любые строительные работы на этой территории. Существует соглашение между Россией и ФРГ от 16 декабря 1992 года, по которому стороны взяли на себя обязательство сохранять военные могилы и кладбища. Одновременно в мэрию пришло письмо от Народного союза Германии – немцы заявили о готовности провести эксгумацию захоронений военнопленных уже в 2016 году.
Иван Цецерский заверил корреспондента Радио Свобода, что информация о захоронениях принята к сведению самым серьезным образом и что никакое строительство на территории стадиона пока не начнется. Это "пока" ограничено двумя моментами: во-первых, необходимо уточнить границы кладбища, во-вторых, внести изменения в Генплан Пскова и только потом возвращаться к вопросу об изменении функциональной зоны участка.
Из беседы с главой города стало понятно, что перспектива строительства жилого массива на месте заброшенного спорткомплекса никуда не исчезла.
"Мое глубокое убеждение: то здание, которое сегодня используется как бассейн и футбольное поле закрытого типа, недостаточно, – говорит Иван Цецерский. – Нужно еще некое спортивное сооружение с некими уличными элементами, с велодорожками, беговыми дорожками, обязательно. Я эту позицию донес до губернатора нашей области Андрея Анатольевича Турчака. Он поддержал меня и дал поручение главе администрации Пскова и инвестору Олегу Михайловичу Брячаку проработать варианты именно с учетом сохранения спортивного комплекса. Может быть, в другом каком-то виде, в составе этого земельного участка или рядом, чтобы был спортивный комплекс обязательно. Это понимание было. Мы дважды выезжали на землю этого спортивного комплекса "Электрон", оценивали, где может встать новый спортивный объект, где могут пойти велодорожки, где могут встать тренажеры. Пока в проекте, таком, не сильно детальном, это есть".
По сути, речь идет о том, чтобы внести поправки в первоначальный инвестпроект, добавив побольше спортивной инфраструктуры. Власть торгуется с инвестором?
"Дело не в торговле, – говорит глава города. – Мы дали условие, что, учитывая мнение большинства людей, которые настаивают на спортивном объекте, его обязательно сделать. И на сегодняшний момент идет лишь только оценка, куда спортивный объект наиболее оптимально посадить".
В любом случае, отрицательного ответа после публичных слушаний заявитель не получил. Зато 16 ноября глава администрации Пскова Игорь Калашников подписал постановление "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Муниципального образования "Город Псков". Свои предложения до 30 декабря могут внести любые заинтересованные лица. Можно не сомневаться, что среди них будет и ООО "Электрон".
Пока что в Генплане Пскова территория стадиона и берег Великой окрашены зеленым цветом – это зоны спортивных сооружений и пляжей, отдыха и развлечений. С 80-х годов здесь планировалось строительство Центрального городского парка. Другого места, чтобы сделать настоящий парк, в Пскове больше нет.
"Я думаю, вся компания по защите "Электрона" в сумме имела эффект. Нельзя сказать, что конкретно имело большее значение: то ли сбор подписей, то ли наш митинг, то ли публичные слушания, на которые пришло очень много людей и высказало свое мнение. То есть вся кампания в целом позволила городской власти точно увидеть, что люди против потери этого стадиона, что эта территория должна быть только рекреационной", – считает Елена Демченкова.
Иван Цецерский уточняет: "Общественность отстояла право, что там точно будет еще один спортивный комплекс. Это уже победа".
Где именно на территории площадью 85 727 квадратных метров будет "еще один спортивный комплекс", а где – жилые дома, видимо, зависит от локализации кладбища военнопленных. Псковские власти точно не знают, где покоятся останки немецких солдат и вместе с инвестором готовы ждать, когда их найдет и поднимет из-под земли Народный союз Германии, расчистив тем самым место под застройку.