Верховный суд Мексики 28 октября вынесет решение по обращению ряда общественных организаций, предложивших полностью легализовать потребление и выращивание марихуаны для так называемых "рекреационных", то есть персональных нужд. Если мнение как минимум троих из пяти верховных судей страны окажется положительным, Мексика станет вторым в мире и в Западном полушарии, после Уругвая, государством, где будут официально разрешены выращивание, продажа, приобретение и употребление каннабиса.
Нелегальная торговля и контрабанда в США и другие западные страны марихуаны, наряду с кокаином и метамфетамином, являются основным источником колоссальных доходов мексиканской организованной преступности, война с которой в последние годы унесла десятки тысяч жизней. Буквально за несколько дней до специального заседания Верховного суда Мексики спецслужбы страны за одну ночь конфисковали около 10 тонн марихуаны, упакованной фабричным способом и принадлежащей, предположительно, знаменитому, в первую очередь чудовищной жестокостью и размахом нелегального бизнеса, наркокартелю Синалоа, возглавляемому находящимся второй раз в бегах бандитом Хоакином Гусманом, по прозвищу Эль Чапо, то есть "Коротышка".
После смерти Усамы бин Ладена Хоакин Гусман стал первым в списке самых опасных разыскиваемых преступников мира. По мнению Управления по борьбе с наркотиками США (DEA), объявившего награду в пять миллионов долларов за информацию, которая может способствовать его аресту, сегодня Эль Чапо, лично зверски убивший сотни человек, превосходит по дерзости, влиянию и личному состоянию самого Пабло Эскобара, самого известного колумбийского наркобарона XX века. Гусман дважды недавно бежал из мексиканских тюрем, в последний раз – 11 июля этого года, по выкопанному его подручными практически под его камерой тоннелю длиной полтора километра.
"Наркотоннели" под линией границы между Мексикой и США стали фирменным стилем мексиканской наркомафии и особенно картеля Синалоа. Именно в одном из них, проложенном на глубине трех метров и протянувшемся от мексиканского города Тихуана на более чем 800 метров, почти до американского города Сан-Диего, и были обнаружены упомянутые выше 10 тонн марихуаны. Тоннель, очевидно, прорытый опытными инженерами, оборудован гидравликой, железными опорами, вентиляцией и рельсами, по которым наркотики к покупателям на американской стороне должен был доставлять мини-электропоезд. Все сооружение было почти закончено, и до его пуска в эксплуатацию явно оставались считаные дни.
Марихуана, по данным спецслужб США и Мексики, становится для наркокартелей в последние годы даже более выгодным товаром, чем кокаин. Предложение легализовать ее выращивание и употребление, с которым обратились в Верховный суд Мексики несколько мексиканских некоммерческих и правозащитных организаций, в первую очередь, по словам его авторов, продиктовано желанием лишить преступные сообщества источника доходов. А значит – и хотя бы части власти, влияния на всю политико-общественную жизнь страны и возможностей держать в страхе ее население.
Каннабис уже декриминализован, хотя и не везде до конца, в четырех штатах США: Вашингтоне, Орегоне, Колорадо и Аляске. Еще около 20 штатов, в первую очередь приграничные с Мексикой или расположенные недалеко от нее Калифорния, Аризона и Невада, планируют организовать референдумы по этому вопросу в 2016 году. Их опыт, как положительный, так и отрицательный, во всяком случае, доказал, что такая легализация самого легкого из известных наркотиков наносит по организованной преступности сильнейший удар. Если же марихуана перестанет быть незаконной и в Мексике, то, по мнению сторонников ее свободной продажи и употребления, владычество региональных преступных сообществ вообще может быть подорвано радикально.
В пользу легализации каннабиса свидетельствует и опыт Уругвая, где его употребление, выращивание и продажа под монопольным контролем государства были окончательно разрешены к весне 2014 года, подчеркивает мексиканский писатель и гражданский активист Хуан Пабло Гарсиа Вальехо, автор книги "Расслабленная история марихуаны в Мексике: 1492-2010":
– История всех наркотических средств, помимо алкоголя, и в Западном полушарии, и в Европе, и других краях – это история борьбы закона и реальности, история преступных сообществ. В самой Мексике в 2013 году под давлением правительственного агентства Cofepris (Comisión Federal para la Protección contra Riesgos Sanitarios), отвечающего за предотвращение потенциальных угроз здоровью населения в федеральном масштабе, был принят законодательный акт, наоборот, устанавливающий уголовную ответственность и увеличивающий наказание за выращивание и продажу марихуаны. Ранее с точки зрения закона формально эти действия в Мексике не имели юридического статуса.
По моему мнению, и по мнению других многочисленных критиков, этот законопроект инициировала группа коррумпированных чиновников и политиков, во-первых, связанных с наркомафией и пытающихся затормозить появление инициатив и реформ, угрожающих подорвать доходы преступников. А во-вторых – не желающих расставаться с бюджетными деньгами, которые правительство нынешнего нашего президента Энрике Пеньи Ньеты выделяет на борьбу с торговлей и употреблением наркотиков. С декабря 2012 года, когда Пенья стал президентом, эта сумма составляет примерно 2 миллиарда 600 миллионов мексиканских песо, то есть 160 миллионов долларов в год, – и мы, активисты, мексиканские оппозиционные движения и НКО, считаем, что очень значительная часть этих средств ушла не по назначению или была вообще расхищена, – рассказывает Хуан Пабло Гарсиа Вальехо.
28 октября пять судей Верховного суда Мексики и соберутся для того, чтобы обсудить конституционность этого недавнего закона. Формальным поводом для заседания станет иск ряда НКО и принятое в августе решение одного из мексиканских судов низшей инстанции, позволившего одной семейной паре ввозить из-за границы, по рекомендации врачей, небольшое количество марихуаны и использовать ее как раз в "рекреационных" целях, а именно – для лечения их больной эпилепсией дочери.
На данный момент, кроме Уругвая, в мире есть еще только три государства, где марихуана в той или иной степени декриминализована на всей территории страны и в повседневной жизни ее потребители и производители никак не преследуются, хотя официально на законодательном уровне каннабис там не легализован полностью. Это Нидерланды, Бангладеш и, как ни странно, Северная Корея.