Если не произойдет чуда, выборы в польский сейм 25 октября выиграет партия "Право и справедливость", возможно, с приличным отрывом. Начиная с минувшего мая этого года, когда на президентских выборах довольно неожиданно победил кандидат этой партии Анджей Дуда, она по всем опросам стабильно опережала правящую "Гражданскую платформу" процентов на десять.
Польская политическая сцена уникальна тем, что сильно смещена вправо. Налево от центра одиноко болтаются Объединенные левые, сложенные из осколков реформированной компартии, но поскольку они идут на выборы в блоке, неизвестно, смогут ли преодолеть 8-процентный порог прохода в сейм. Все остальные партии "по отдельности" расположились направо от центра, им достаточно преодолеть 5-процентную планку. По мере продвижения вправо в этой части политического спектра расположена группировка "Современность" либерального экономиста Рышарда Петру. Правоцентристскими либералами являются, собственно, и правившие ныне "гражданские платформисты". Противостоящая им "Право и справедливость", хоть и имеет репутацию клерикальных популистов, располагается отнюдь не на крайне правом фланге. Есть еще "Комитет-15" Павла Кукиза, харизматика и рок-звезды. Еще правее, если это возможно, угнездилась Коалиция за возрождение республиканских свобод и надежды, возглавляемая эксцентричным ветераном польской политики Янушем Корвином-Микке. Главная тема его избирательной кампании – недопущение исламизации Польши. Все эти партии – не без шансов на успех и, в случае недобора мандатов, готовы войти в коалицию с победителем. В таком случае новым главой правительства станет не одиозный Ярослав Качиньский, лидер партии и брат погибшего под Смоленском президента Леха Качиньского, а его заместительница Беата Шидло.
За два срока правления "Гражданская платформа" заметно поизносилась, ее политики "не тянут", избиратели устали от системных партий и их показушного "брюссельского" энтузиазма, от вечных скандалов. В распечатке прослушек члены правительства, гуляя в дорогих кабаках за казенный счет, отзываются о простых поляках, а заодно и о евросоюзном начальстве с таким нескрываемым наплевательством, что от их ханжества избирателей с души воротит. Партия "Право и справедливость" в случае победы, несомненно, вернется к проекту "4-й республики", который уже пыталась продвигать в 2005-2007 годах, когда находилась у власти. Обещания сводятся к борьбе с коррупцией, реформе управленческого аппарата и пакету мер, который, несколько уничижительно, именуется польской печатью "хлеб с маслом": тут и предложения по отмене закона, повышающего пенсионный возраст, и налоговые скидки для малообеспеченных, но многодетных семей. Впрочем, тост "За все хорошее!" поднимают накануне выборов все политические партии.
Когда холодом веет от Кремля, поляки чувствуют это первыми
Переход власти к партии "Право и справедливость" гораздо заметней отразится на внешней политике Польши, чем на внутренней. Отношения Варшавы с Москвой и сейчас достаточно напряжены, а станут наверняка еще более напряженными. Кабинет "Гражданской платформы" спорадически пытался эти отношения улучшить, делая демонстративные реверансы в сторону Москвы – например, отправив в отставку жесткого критика Кремля, министра иностранных дел Радослава Сикорского. Но Путин лишил польских либералов всякого шанса на разрядку напряженности без потери лица – когда холодом веет от Кремля, поляки чувствуют это первыми. Новое правительство (если оно будет новым) несомненно проявит наступательность в своих отношениях с постсоветскими странами – Украиной, Молдавией, Грузией, Белоруссией. И попытается своим немалым весом переориентировать в этом направлении политику всего Евросоюза.
Нет сомнений в том, что поляки предпримут попытку склонить Соединенные Штаты и НАТО к еще большей ангажированности в регионе. В недавнем интервью газете "Файненшл Таймс" новый президент Анджей Дуда высказался ясно: "Мы не хотим оставаться буферной зоной. Мы намерены стать полноценным восточным крылом Блока. НАТО еще не приняло к сведению, что в регионе происходят радикальные тектонические сдвиги, и даже после империалистических выпадов России против Грузии и Украины не приспособило своей стратегии к новым обстоятельствам. До руководства НАТО еще не дошло, что Польша снова является составной частью Запада. Чтобы мы и другие центральноевропейские страны стали полноценным восточным флангом НАТО, именно здесь должны быть размещены военные базы блока". Этого и намерены добиваться поляки в ходе саммита альянса, который состоится в следующем году в Варшаве.
Журнал "Тайм" высказал предположение, согласно которому новое руководство Польши незамедлительно приступит к переговорам со скандинавскими странами с целью создания общей системы безопасности. Этот почин с пониманием воспринимается прежде всего финнами и норвежцами. Уже в этом году поляки повысили свои затраты на оборону на 18 процентов, доведя их до 2 процентов от ВВП. "Право и справедливость" обещает продолжить начатое. В беседе с польским "мозговым трестом" Институт свободы тот же президент Дуда заявил без обиняков: "Польша нуждается в хорошо оснащенной современной армии, способной произвести должное впечатление на любого потенциального агрессора, который четырежды задумается прежде, чем атаковать нас".
Думается, особое впечатление смена власти в Польше произведет на брюссельские структуры Евросоюза – более чем вероятно, что и на канцлера Германии Ангелу Меркель. Без злорадства легко предположить, что это вызовет в Брюсселе маленькое землетрясение. Польша намерена блокироваться с другими странами-евроскептиками – например, с Великобританией. В общем, недооценивать роль Польши, естественного лидера "Вышеградской четверки", могут только люди заведомо отсталые по части европейских реалий. Экономики центральноевропейских государств – самые быстрорастущие в Евросоюзе. Та же Польша за все время хозяйственного кризиса последних лет не впала в рецессию, единственной из всех участниц ЕС! Да, уровень жизни в центральноевропейских странах (как и ВВП на душу населения) пока еще составляет лишь 80 процентов от среднего показателя по ЕС, но ведь начинали с 60! На фоне общеевропейской экономической отдачи "околоноля" у региона есть все шансы вернуться туда, где он исторически всегда и находился – в центр континента.
Ефим Фиштейн – международный обозреватель Радио Свобода
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции