На днях собрался было уже испытать чувство неловкости. Потому что общественность бьется в экстазе за воздушно-космические успехи России в Сирии, а я не бьюсь. И даже хуже того, в успехе сомневаюсь. Однако вышло так, что мой позыв отбросить сомнения и испытать патриотический порыв потух после встреч с партнерами из Катара, Саудовской Аравии, Ирана.
В Дубай прилетел на переговоры один из представителей правящей семьи Катара. Предмет переговоров – проекты в сфере нефтяного сервиса в Катаре, а также возможное участие российских компаний в этих проектах. Переговоры наши закончились тем, что катарский товарищ сказал: "Если можете выставить для подписания контракта подразделение своей компании, которое является европейским или американским, – давайте разговаривать. А с чисто российской компанией переговоров сейчас не будет".
Смею вас уверить: происходящее в Сирии из Москвы и с Ближнего Востока выглядит совсем по-разному. И дело здесь даже не в том, как местные власти и журналисты подают и оценивают ситуацию.
Не так давно прослушал сообщение Министерства обороны РФ об успехах в Сирии. Дословно не берусь воспроизвести, но российский генерал по телевизору сказал, что в рядах террористов паника, что они дезертируют, что около 600 человек пытаются сбежать в Европу, а другие возвращаются в Иорданию и Ирак. Невольно пришло на память другое сообщение Министерства обороны России – про другие события: "На подводную лодку подаются воздух и электричество, установлена связь с экипажем. Экипаж чувствует себя нормально..."
Вот скажите мне, откуда российские военные знают про панику в рядах террористов? Панику видно на снимках аэрофотосъемки? Агенты российских воздушно-космических войск внедрились в ряды "Исламского государства" и докладывают об обстановке? Или об этом пишут сирийские правительственные газеты? Думаю, впрочем, что пишут, конечно. Попробовали бы они не писать...
Я профессиональный военный. Поэтому, когда несколько месяцев назад в России приняли закон о засекречивании потерь в мирное время, мне стало понятно: Украина здесь ни при чем. Что-то другое тут. Следующим знаковым для понимающих людей событием стало сообщение о том, что премьер-министр Медведев разрешил использовать ресурсы Росрезерва для нужд Вооруженных сил. Росрезерв – это специальная организация, фактически совокупность секретных складов, разбросанных по всей стране, в которых хранятся всякие запасы на случай непредвиденных событий, а фактически – на случай войны. Там есть все: бензин, тушенка, трактора, презервативы, паровозы, мука, аспирин, снаряды, алюминий, хозяйственное мыло...
Воспользоваться этими запасами просто так нельзя. Все они распределены по трем категориям: "резерв первой очереди", "резерв второй очереди" и, соответственно, "третьей очереди". Третью очередь может разрешить использовать председатель Росрезерва. А вот вторую – только премьер-министр. И если премьер уже разрешил использовать Росезерв для нужд Вооруженных сил – это кое-что да значит. А именно: может так случиться, что мощностей промышленности страны может не хватить для...
А для чего? Какого объема задачи должны решать Вооруженные силы, чтобы им не хватало текущих запасов на складах горючего, снарядов и тушенки? Ответ, как мне кажется, очевиден: для полномасштабной войны. Особенно нехорошо то, что даже такая маленькая война требует использования государственных резервов страны; то есть повседневная работа промышленности России, ее ВПК не способны обеспечивать нужды группировки из всего-то 50 самолетов, которые пока беспрепятственно утюжат Сирию.
Президент России заявил, что бомбить в Сирии будет только российская авиация, и будет бомбить только "Исламское государство". Через пару дней выяснилось, что бомбят не только "ИГ", а может, и вовсе не "ИГ". Кремль тут же разъяснил, что имелось в виду: "бомбить только террористов". А террористами в Кремле считают всех противников Башара Асада. Вслед за этим выяснилось, что по Сирии бьют не только ВВС, но и корабли – из акватории Каспийского моря, крылатыми ракетами. Вероятно, теперь корабли входят в состав ВКС.
В газетах промелькнули сообщения о том, инициаторами нынешней комбинации с Сирией были Сергей Иванов (глава администрации президента), Николай Патрушев (бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета Безопасности) и Сергей Шойгу – министр обороны РФ. Казалось бы, это вполне естественно: силовики по долгу службы должны играть мускулами. Но вот цитата: "Россия готова нанести превентивные удары по террористам в любой точке мира. Это еще раз подтвердил сегодня Сергей Иванов. По его мнению, правовая база для этого существует. Единственным ограничением в войне, объявленной террористам, по мнению Иванова, является применение ядерного оружия". "Все остальные средства хороши и допустимы", – заявил Сергей Иванов. Вы думаете, что это сегодняшние новости про Сирию? Ошибаетесь. Это было сказано в 2004 году, когда Сергей Борисович занимал пост министра обороны. Вот как давно мечтал он об ударах и обо всех доступных средствах. И вот его мечта (а я думаю, и не только его) начала сбываться...
Россия загнала себя в надежную ловушку, потому что Асада теперь придется отстаивать до его смерти. Или до смерти вместе с ним
Вернусь к сообщениям Министерства обороны о результатах авианалетов. Сообщалось, что наши военно-космические силы уничтожили завод по производству газовых баллонов, который на самом деле был заводом по производству фугасов и "поясов шахидов", замаскированным под завод газовых баллонов. И теперь террористы снова в панике: им негде делать фугасы... Откуда российский Генштаб знает про этот завод? Если это российская разведка проникла на завод и все выяснила, значит, президент слегка сказал не совсем правду – про то, что в Сирии только наши самолеты, летчики и караульные для охраны самолетов. Получается, что там еще и полевая разведка ползком продвигается. А если это выяснила космическая или авиационная разведка, значит, и вовсе вранье, потому что на космоснимке подобные данные не дешифрируются. Остается третий вариант – это сирийский Генштаб рассказывает российскому Генштабу, где там какой завод, под что он замаскирован и что он выпускает. У меня в этой связи вопрос: правильно я понимаю, что сирийскому Генштабу мы будем верить безоговорочно и всегда, на века?..
Россия загнала себя в надежную ловушку, потому что Башара Асада теперь придется отстаивать до его смерти. Или до смерти вместе с ним. Каковы условия вывода российских военных из Сирии? Я так понимаю, что есть только одно условие – полный разгром "Исламского государства". Кто-нибудь верит в такой разгром Россией партизанской армии на территории двух государств? А если Россия никого не победит в Сирии, но вынуждена будет ретироваться, то это позор. Кто-нибудь верит в то, что Владимир Владимирович способен смириться с позором? А если сирийская оппозиция свалит-таки Асада, невзирая на воздушно-космическую поддержку, значит, опять Россия вынуждена будет ретироваться? Опять с позором. Кто-нибудь верит в то, что Владимир Владимирович просто так с этим смирится?.. При этом патриоты России с восторгом говорят о том, что Запад скрепя сердце вынужден принять российскую военную операцию, готов дрогнуть перед железной волей России, пойти на снятие санкций, и прочее, и прочее. В общем, победа.
Но если Запад вынужден тратить ресурсы, оружие, деньги, рисковать жизнями своих граждан для борьбы с террористами, и в этот момент появляется Россия, которая готова вместо Запада тратить свои ресурсы, деньги, рисковать жизнями своих граждан – надо быть полными идиотами, чтобы такой поворот событий не приветствовать. Потому что вместо французского истребителя могут сбить российский, а вместо американского пилота может погибнуть русский...
...Сегодня позвонили партнеры из Саудовской Аравии и сообщили: наша поездка в Рияд для переговоров о совместном бизнесе сейчас нежелательна. А какой намечался проект... На днях мне довелось посетить Иран. И там знакомые – совсем не среднего ранга, очень информированные люди, сказали следующее: "Вы, Россия, идете тем же путем, каким мы шли тридцать лет назад, когда пришли к всеобъемлющим и совершенно разрушительным для своей страны санкциям. Сближение России и Ирана сейчас точно замедлится, если не прекратится вообще, потому что мы только-только стали выходить из-под международных санкций, и вместе с Россией из-за Сирии опять под них не пойдем. Асад этого не стоит..."
Владимир Бекиш – эксперт в сфере стратегической безопасности