Бюро Псковского отделения партии "Яблоко" решило передать депутатский мандат Льва Шлосберга, лишенного полномочий по инициативе "Единой России", учительнице Любови Жильцовой, заявившей, что из солидарности со Шлосбергом и его взглядами она согласна работать с людьми, "которых не уважает".
Председатель Псковского регионального отделения партии "Яблоко" Лев Шлосберг по-прежнему ждет решения городского суда Пскова по своему исковому заявлению о признании незаконным досрочного прекращения его депутатских полномочий. "Причиной этой инициативы является политика и личные неприязненные отношения", – сказал Шлосберг в недавнем интервью Радио Свобода. По его словам, было очень много эпизодов, когда его отношения с губернатором Псковской области Андреем Турчаком и "Единой Россией" оказывались не просто обостренными, а ожесточенными. Шлосберг – один из учредителей газеты "Псковская губерния". Среди его многочисленных депутатских и журналистских расследований – попытка выяснить обстоятельства гибели псковских десантников в июле-сентябре 2014 года. После газетной публикации на эту тему на Шлосберга было совершено нападение, он попал в больницу с черепно-мозговой травмой, а участников нападения не нашли. "Псковская губерния" также, по словам Шлосберга, оказалась единственным местным СМИ, начавшим писать о развитии дела о покушении на убийство журналиста Олега Кашина. Среди прочего в прессе проходила информация, что покушение мог организовать губернатор Андрей Турчак.
Постановление о досрочном прекращении полномочий лидера псковской областной фракции "Яблоко" 24 сентября поддержал 41 местный законодатель, "против" высказались лишь трое. Документ подготовили к рассмотрению представители фракций "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия". Ранее прокурор Псковской области потребовал "принять меры воздействия" к Льву Шлосбергу за участие в суде по делу НКО "Центр социального проектирования "Возрождение". Прокурор сослался на выводы областного суда, признавшего присутствие Шлосберга 1 апреля этого года на слушаниях по делу НКО незаконным. Сам Шлосберг заявляет, что никаких оснований для лишения его мандата не существует и что он представлял НКО "Возрождение" в суде как учредитель этой организации по доверенности директора, и два разных судебных состава признали его представительство законным. Также, как подчеркивает Лев Шлосберг, в федеральном законе в качестве основания для досрочного лишения депутатских полномочий случая представительства нет.
Вот первое заявление Любови Жильцовой в новом качестве депутата Псковского областного собрания: "Это решение, говоря "учительским" языком, скорее исключение из правил. Правилом для меня является: не работать в коллективе людей, которых я не уважаю. В Псковском областном собрании произошло недоступное моему пониманию публичное унижение коллеги. Вряд ли мне удастся понять и простить это". В интервью Радио Свобода Любовь Жильцова подтвердила, что полностью разделяет политическую позицию Льва Шлосберга, хотя и имеет свой голос и собственное мнение о том, как решать проблемы области:
– Вы начали с того, что заявили, что нарушаете свое правило – не работать в коллективе людей, которых не уважаете. Что заставило вас сделать это исключение?
– Это исключение меня заставило сделать создавшееся положение вещей. Это мое личное отношение к Льву Марковичу и его позиции. Скажем так, "подставить плечо", которое нужно было подставить в этот момент. Я считаю, мне это не совсем по рангу, потому что все равно каждый депутат должен проходить все ступени. Я была депутатом сельского поселения, но в Псковское облсобрание мне, может быть, еще рановато.
– О своем неуважении к депутатам, проголосовавшим за лишение Шлосберга депутатского мандата, вы заявили открыто. Вы ожидаете теперь, что они, в свою очередь, подвергнут вас обструкции?
– Да, ожидаю. Но вот так получилось. Решение принималось стремительно в связи с тем, что Лев Шлосберг уходил, и нужно было срочно определяться. И нужно было что-то сказать, и вот на тот момент я произнесла это. Может быть, эти слова были связаны еще с эмоциональным состоянием, потому что 24 сентября во время сессии я не смогла ее смотреть, и в последующие дни я ни разу не посмотрела видеозапись этого заседания. Ни потом, когда все-таки посмотрела, у меня не нашлось других слов. Я понимаю, что не нужно огульно всех людей называть неуважаемыми, и я понимаю, что такое же отношение будет и ко мне, – и я готова.
– Еще из вашего заявления: вы полностью разделяете политическую позицию Льва Шлосберга. Значит ли это, что вы будете всегда советоваться с ним по вопросам, которые будут обсуждаться в законодательном собрании Псковской области?
– Скорее всего, я не исключаю. Мало того, у нас есть возможность взять на работу Льва Марковича Шлосберга в качестве помощника депутата. Конечно, буду советоваться! Хотя не всегда в нашей деятельности у нас некоторые моменты тактики и стратегии совпадают. Он больше политик, я не настолько политик, меня больше волнуют проблемы землепользования, экологии и необходимости ликвидировать свалки мусора, и в первую очередь оптимизации образовательных учреждений. Это первое, за что я взялась, хотя еще как такового депутатского мандата у меня нет, потому что еще нет решения избирательной комиссии, есть только решение бюро партии "Яблоко", которое подало документы в избирательную комиссию.
– Как будет сочетаться ваш депутатский статус с работой учителя?
Я понимаю, что не нужно огульно всех людей называть неуважаемыми
– Например, в тот же закон о статусе депутатов я бы хотела внести поправку прямо сегодня, именно в том, что касается пункта о представительстве, из-за случившегося со Львом Шлосбергом. Как может быть, что депутату запрещается даже представительство в гражданском процессе и при этом, допустим, речь не идет о каких-то "иностранных агентах"? Я, например, представляла свою школу в качестве законного представителя в суде по административным делам, и я не понимаю, почему такой запрет существует для депутатов областного собрания. Это один из ключевых моментов: даже врачу нельзя сочетать "государеву службу" со своей профессиональной деятельностью, но закон о статусе депутата допускает совмещение преподавательской деятельности с государственной службой.
– Вы учитель, и, может быть, такой вопрос вас насмешит – но привычны ли вы к выступлениям перед массами людей, к публичности, с которой вам теперь неизбежно придется столкнуться? Особенно после скандала с Львом Шлосбергом?
– Я этого не боюсь! Мне это, конечно, не нравится, я не хотела бы быть "медийным лицом", но иногда приходится это делать. Мы же группой прошли выборы и в областное собрание, и в районное собрание, директор нашей школы – член партии "Яблоко" и депутат районного собрания от "Яблока". И, безусловно, история Льва Шлосберга все время создает нам проблемы. Я надеюсь, что интерес поутихнет в течение месяца и я получу возможность спокойно работать. Я в этом море давно плаваю и знаю, какие бывают комментарии и как на что реагировать – спокойно! На первых порах, когда я начинала ориентироваться в пространстве тех же социальных сетей, меня все будоражило, я пыталась сама без конца чего-то там прокомментировать, возмутиться. Но потом я поняла, что это просто развлечение для определенного рода людей, именуемых "троллями".
Я не хотела бы быть "медийным лицом", но иногда приходится это делать
– Если ваш депутатский опыт окажется успешным, будете ли вы баллотироваться и на следующих выборах?
– Весь мой "вход в политику" связан исключительно с именем Льва Марковича. Нет, я не отказываюсь от либеральных взглядов, и я всегда стояла и стою за права и свободы. Но у меня нет стремления сделать политическую карьеру. Были предложения в свое время стать и директором школы, и заведующей РОНО, но эти должности подразумевают работу с администрацией области, ты становишься наемным работником администрации – с которой мы находились на тот момент "в контрах", скажем так. Поэтому меня устраивает моя работа учителя. Я еще раз повторю: я приняла решение из-за личного отношения к Шлосбергу и ситуации, в которую он попал, – подчеркивает Любовь Жильцова.