Лауреат Нобелевской премии в области медицины этого года китаянка Ту Юю в интервью средствам массовой информации заявила, что присуждение ей премии не стало "полной неожиданностью". Ту отмечена за вклад в разработку спасшего миллионы жизней лекарства против малярии. В основе лекарства – разработанный 16 веков назад метод борьбы с малярией, применявшийся в традиционной китайской медицине.
Из около 2000 снадобий, которые изучили Ту Юю с коллегами, одно, описанное в трактате IV века "Хранящиеся в рукаве рецепты на неотложный случай", оказалось действительно эффективным. Это был экстракт полыни, правда, описанный в древнем тексте способ горячей вытяжки разрушал действующее вещество, и Ту Юю догадалась делать холодный экстракт. Так получился артемизинин (Artemisia – полынь. – РС), и из него были сделаны первые в истории эффективные лекарства от малярии.
Важно отметить, что научный прорыв Ту Юю совершила, когда Китай переживал трудные времена – значительная часть исследований проводилась в годы печально известной "культурной революции" в КНР.
Немало врачей, которые работали с Ту Юю, сами погибли от малярии
При правильном комбинировании с другими противомалярийными лекарствами в составе основанных на артемизинине комбинированных препаратов (АКП), говорят эксперты Всемирной организации здравоохранения, эффективность артемизинина в излечении малярии достигает 95%, а вероятность возникновения устойчивости микроорганизмов к лекарству крайне низка.
Директор Центра восточных исследований ВШЭ в Москве китаист Алексей Маслов рассказывает о жизни и карьере нобелевского лауреата:
– Основной этап работы над лекарством от малярии, за которую Ту Юю получила Нобелевскую премию, пришелся на конец 60-х годов, когда в Китае бушевала "культурная революция". Была ли Ту Юю среди тех, кто пострадал от нее?
– Большинство своих опытов Ту Юю проводила уже после 60-х годов, но основа была заложена именно в период "культурной революции" или даже до нее. В конце 50-х годов Китай начал развивать свою медицину, прежде всего антималярийную медицину, и это связано было с распространением заболевания в целом ряде районов Китая, прежде всего в болотистых местностях, которые есть как на юге страны, так и на севере. Ту Юю входила в небольшую, тогда еще секретную группу, которая занималась первичными исследованиями. Более того, как сейчас утверждают некоторые источники, немало врачей, которые входили в эту закрытую группу, сами погибли от неудачных экспериментов. Ту Юю проводила эти эксперименты как ассистент, как лаборант, уже позже стала самостоятельным исследователем, и ее научные труды были окончательно оформлены лишь в 80–90-е годы двадцатого века. Но надо учитывать, что сама по себе группа, которая работала в тот момент, в известной степени напоминала советские шарашки, где выдающиеся ученые работали на благо науки. Ту Юю была насильственно переселена в другой район Китая, в Синьцзян, где провела большую часть своих экспериментов. То есть в известной степени она является пострадавшей от "культурной революции".
– А когда в Китае начались реформы, обрела ли она признание властей? И как складывалась ее научная карьера?
– Китай начал активно поддерживать научные исследования в области фундаментальной медицины лишь в 90-е годы, хотя реформы начались еще в конце 70-х годов. То есть первичными были прежде всего экономика, наращивание технического потенциала, приток инвестиций. Такие специфические исследования, как исследования в области медицины, тогда не были приоритетными. Свою лабораторию Ту Юю получила с 80-х годов, но в реальности поддержка со стороны государства началась только в 90-е годы. В этом плане Ту Юю, хотя и не была гонима, но не являлась какой-то выдающейся персоной на китайском горизонте. Надо еще учитывать, что Ту Юю, которая родилась в 1930 году, уже весьма пожилой человек, и ее карьерный рост и главные открытия пришлись на 60–90-е годы. В этом плане она нашла большее признание за рубежом. И как только она начала сотрудничать с западными лабораториями, тут же ее имя стало известно, и за счет этого ее слава пришла и в Китай.
Ту Юю – не первая, кто обнаруживает, что многие рецепты III–IV веков нашей эры оказываются вполне действенными
– Сейчас пишут, что Ту Юю, стремясь найти лекарство от малярии, взялась за изучение традиционных методов китайской медицины, и, перебирая их, нашла действительно эффективный, несколько его изменив. Получается, что мы имеем тут дело со случаем, когда китайская традиционная медицина стала основой для разработки лекарства для медицины, как мы обычно говорим, западной...
– В современном Китае эти два типа медицины абсолютно нормально сосуществуют, и даже в современных больницах есть кабинеты китайской медицины и кабинеты западной медицины. Китайская медицина популярна в Китае не только потому, что она традиционна, а потому что она относительно дешева. И врачей традиционной медицины можно встретить не только в любом городе, но буквально в любом районе города, и даже в любом квартале есть небольшие поликлиники, где люди за минимальную цену, буквально за пару юаней, могут получить какую-то простейшую поддержку – иглоукалывание, массаж, траволечение. И в этом плане традиционную китайскую медицину нельзя считать более эффективной, она, скорее, более распространена. При этом фундаментальные исследования традиционной китайской медицины, то есть насколько она действительно опирается на научные методы, начались активно в 90-е годы. Ту Юю была одним из пионеров возвращения традиционной китайской медицины из лона древних трактатов, мифов и преданий в довольно жесткое прокрустово ложе науки. И в этом плане она не первая, кто обнаруживает, что многие рецепты III–IV веков нашей эры оказываются вполне действенными. Например, в последнее время Китай официально опубликовал исследования, согласно выводам которых целый ряд обеззараживающих средств, которые признаны китайской медициной, действуют эффективнее, чем многие современные обеззараживающие средства. В этом плане китайская медицина является сегодня приоритетным направлением развития Китая, который хочет ее показать как самостоятельное направление в лечении человека. Ту Юю в известном смысле попала в китайскую политическую струю, и именно поэтому в 90-е годы ее лаборатория была поддержана, а в 2000-х годах ее лаборатории, которая располагалась в Шанхае, дали возможность очень активно сотрудничать с западными лабораториями. Что, естественно, и вывело ее на уровень современной науки.
Существовал некий абсолютно секретный пласт китайской науки еще до окончания "культурной революции"
Ту Юю – по сути, это один из первых китайских нобелевских лауреатов, которые с радостью замечены внутри Китая. Потому что все прошлые нобелевские лауреаты, в том числе, например, знаменитый Лю Саяобо, который получил Нобелевскую премию мира за борьбу за права человека, или, например, Мо Янь, известный китайский писатель, скептически воспринимаются властями и многими китайцами. Ту Юю – первый китайский ученый, который принес славу Китаю, китайской медицине. Неслучайно и она сама подчеркивает, что многие ее рецепты – это рецепты почти двухтысячелетней давности, которые использовались в Китае. Я отмечу, что еще до 1977 года ее работы вообще нигде не публиковались. И мы впервые, по сути дела, становимся свидетелями того, что был и существовал некий абсолютно секретный пласт китайской науки еще до 70-х годов, то есть до окончания "культурной революции". И только сегодня мы слышим эхо исследований, которые велись в Китае в те годы.
– Нобелевский комитет, публикуя имена победителей, написал "Юю Ту". С вашей точки зрения, как китаиста, это ошибка или нет?
– Это, скорее, попытка осовременить, точнее, вестернизировать ее имя. Потому что Ту – это ее фамилия, а Юю – это ее имя. Сегодня многие китайцы, выезжая на Запад, пытаются на своих визитных карточках или в своих статьях писать так же, как западные исследователи, сначала имя, потом фамилию. Я думаю, что большой ошибки нет, но, исходя из традиционной китайской системы написания, все же правильно писать "Ту Юю".