Ссылки для упрощенного доступа

Кашин как Солженицын 2.0


Если в современной России ещё бывают "громкие тексты", то один такой вышел в эту субботу. Олег Кашин написал на своём личном сайте колонку, и читателя русской публицистики вообще-то сложно удивить колонкой Кашина, но эту автор назвал "Письмо вождям Российской Федерации" - явно намекая на почти одноимённый текст Александра Солженицына.

Сначала Кашин пишет о деталях своего уголовного дела, которое, по его мнению, разваливает следователь, а потом переходит к обличению режима как такового:

Ваши пятнадцать лет — не льстите себе, это не время возрождения России или вставания с колен, это время самой масштабной моральной катастрофы, пережитой нашим поколением. Персональную ответственность за эту катастрофу несете вы.

В современном российском обществе любой, даже самый очевидный вопрос о добре и зле оказывается неразрешимым. Можно ли воровать? Можно ли обманывать? Убивать — это этично или нет? На каждый такой вопрос в России теперь принято отвечать, что все не так однозначно. Вашими стараниями нация деморализована и дезориентирована. Ложь и лицемерие — удобный для вас инструмент управления массами, вам это выгодно и удобно, но каждый случай использования этого инструмента становится болезненным ударом по всему обществу, и каждый очередной удар может оказаться смертельным. Вы решаете свои текущие проблемы, не обращая внимания на то, что роете яму самим же себе. «Все не так однозначно», — это вам хором ответит толпа, от которой вам когда-нибудь придется убегать. Я догадываюсь, что вы боитесь этой толпы, но просто имейте в виду, это же вы ее создали, и винить кроме вас самих — некого. Высшая доблесть для вас — говорить «это не мы», даже если вас ловят за руку. Вы всерьез хотите остаться в истории положительными героями, будучи носителями такой повадки?

Изолировав себя и свой номенклатурный класс от общества, вы изолировали себя и от реальности. Мы, по нашу сторону разделяющей нас с вами стены, каждый раз вздрагиваем, когда очередной ваш соратник, желая показать себя мыслителем, выходит на трибуну и рассказывает о «чипизации населения», «евроатлантическом заговоре» или «клеточной войне». Мы еще сохранили способность удивляться таким словам, вы же, в своей изоляции, только их и слышите и только им и верите. Ваши суеверия и мистицизм, картина мира читателя восьмидесятнического самиздата «про масонов» и ваше псевдоправославие, от которого пришел бы в ужас и Христос — все это давно превратило вас в тоталитарную секту, и, что важно, ваше сектантство помножено на знакомую вам, вероятнее всего, по Петербургу девяностых уголовную этику.<...>

Ваша основная проблема состоит в том, что вы просто не любите Россию, относясь к ней как к попавшему в ваше распоряжение ресурсу, но, что бы ни говорили вам ваши духовники, вот этого вам Бог как раз не простит.

Читателей и комментаторов "Письма" можно разделить на три основные группы. Первые - восхищаются.

Дмитрий Гудков:

Очень жесткий (на самом деле) текст Кашина

Маша Макеева:

Не знаю, минкинские письма президенту мне казались всегда жалкими, а это письмо - не кажется. Это крутое письмо.

Людмила Стрельцова:

И чем больше людей это прочтут, тем лучше. Олег, я с тобой.

Кирилл Михайлов:

очень точно про моральную катастрофу народа

Антон Наумлюк:

Этот текст Кашина обязательно нужно прочесть всем. Понимаете, вот это средневековье, в которое мы вернулись очень быстро, а 15 лет для истории это вообще нет ничего, так вот оно нас всех ломает. Нельзя отсидеться, наблюдая со стороны, как губернатор далекой области заказывает журналиста. Или в столице, ну километров 850, или полторы тысячи от вас, не важно, какие-то чеченцы убивают лидера оппозиции. Людей убивают (я написал "унижают", но честный Т9 исправил на "убивают"), пытают менты или ФСБшники, у людей воруют оставшуюся мелочь какие-то депутаты и чиновники, которые сами жидко обделываются, когда у феодала в Кремле вдруг появляются к ним вопросы. Не претензии насчет законности и порядка, о Боже, что вы, а вопросы вполне средневековые: дани и лояльности. Так вот никто, даже самый аполитичный человек не остается в этой системе отношений непорочным, ломаются все. Помните, мы совсем недавно ужасались "двушечке"? А теперь семь лет Афанасьева - это "ну не 20 же, как у Сенцова". То есть семь незаслуженных уже ничего, в принципе, да?

И я не говорю даже о том, что исковерканные морально люди вполне спокойно живут, когда их государство предает, ворует и убивает. Своих жителей в первую очередь, кстати, а потом соседей. Конечно, нет никаких поддерживающих всю эту гниль 86%, это такая современная мифология. Гораздо хуже, - есть почти 100% которым все равно. И, право слово, я иногда понимаю человека, который называет себя президентом: ну кого и что можно любить в этой стране? Он ее, кажется, ненавидит, а ей вообщем то плевать.

Суть текста Кашина проста: он говорит с властями РФ как хозяин. Как моральный авторитет, имеющий право спрашивать с них. С учетом того, что сами власти Кашину обещали расследование, неформальное право (известный журналист, страдал) перекликается с формальным (сами пришли и пообещали) - и впервые за многие десятилетия получается, что простой человек, не имеющий никаких титулов и должностей, спрашивает с высших лиц государства - и это не выглядит смешно. Это выглядит страшно. И то, с какой скоростью его текст распространяется по соцсетям, лишь дополнительно верифицирует право Кашина спрашивать и ждать ответа.

- Хозяин вернулся!

Не знаю, что сделает Кашин с огнем, в который он внезапно обратился, но мне 29 лет и за всю свою сознательную жизнь такого пугающего и величественного зрелища я не видел ни разу.

Вторая весомая группа - те, кто с Кашиным не спорит и относится к нему, скорее, доброжелательно, но интересуется, а зачем вообще писать такие письма.

Антон Носик:

Прочитал письмо Кашина вождям Российской Федерации.
Потом перечитал.
Но так и не понял, зачем оно написано.

В сухом остатке там ровно один вопрос к Путину и Медведеву:
комфортно ли вам самим жить, понимая, что и вам рано или поздно на справедливость и закон рассчитывать не придется?

Вообще-то, вопрос кажется риторическим, ибо ответ самоочевиден: да, им самим комфортно так жить, иначе они жили бы как-нибудь по-другому, и в другом месте.
Вообще-то весь их политический опыт (так красочно расписанный Кашиным на 3,5 экрана перед задаванием вопроса), не приучил вождей Российской Федерации рассчитывать ни на справедливость, ни на закон.

Николай Кононов:

Монументальное письмо, испорченное киксом в финале: "Комфортно ли вам жить, понимая, что рано или поздно на справедливость и закон рассчитывать не придется?" -- Oleg Kashin, издеваешься, что ли, они вырастили эффективных опричников; ты старался писать так, чтобы система не смеялась над тобой, но она смеётся. Даже если имеешь в виду внутриэлитные разборки, они изначально к ним готовы, живут с этим всю жизнь.

Альфред Кох:

Вот я думаю, что все-таки российско-совесткая разновидность диктатуры способна адаптироваться и эволюционировать.

Смотрите: сорок два года назад Солженицын написал свое знаменитое "Письмо вождям". Это был фурор! ЦК КПСС, его идеологический отдел, Пятое управление КГБ, Союз Писателей СССР и т.д., короче вся идеологическая, пропагандистская, охранительная и карательная машины Советского Союза забились в истерике.

Были посадки за хранение текста. За его распространение. За его чтение. Арестовывались копировальные машины. Ужесточился контроль над пишущими машинками. Ксеркоксы закрывались ночью под замок и опечатывались.

На Солженицына накинулись специально обученные армии журналистов, писателей, деятелей культуры. Даже в школах проводили пятиминутки ненависти и рассказывали, что вот есть такой Солженицын - враг нашего народа и нашего строя.

Власти казалось, что вот прочтет этот текст простой советский человек - и все: пропала советская власть. Разуверится в ней простой советский человек и пиши - пропало дело социализма...

Более того: коммунистическим вождям того времени было, похоже, даже обидно, что про них так думают. Они, мол, день и ночь жилы рвут, для народа стараются, а тут какие-то злопыхатели клевещут на честных большевиков...

А нынешняя власть намного более толстокожая и менее впечатлительная. Вот написал Кашин новое "Письмо вождям-2". Не буду анализировать его литературные достоинства: пусть даже и подстать солженицинскому (тут вопрос вкуса). И что? Ничего...​<...>

И ведь не сказать, что Кашин малоизвестный журналист. Нет, известный и даже очень. И не сказать, что это его письмо никто не прочитал. Нет, прочитали десятки тысяч людей. А прочитают еще - сотни тысяч.

Так в чем же дело? Почему такая флегматичная реакция власти? Им что, не страшно, что простой россиянин в ней разочаруется? Что в его голове этим письмом будет посеяно сомнение? Что он может как-то пересмотреть свое к власти отношение?

Нет, не страшно. И это признак того, что власть за эти сорок три года мутировала и стала намного более приспособленной к реальности. Что значит - более приспособленной? А то и значит, что власть поняла, что вся эта свистопляска не имеет никакого значения.<...>

Короче. Мы имеем дело с полным и абсолютным злом. Злом, которое сбросило с себя все фиговые листки и надело часы за миллионы рублей. Зло, которое кичится тем, что оно - зло. Которое именно злом себя и осознает. Они фактически даже и церковь себе создали - сатанинскую. С явными и очевидными фактами прямого богохульства и издевательства над учением Христа.

Писать этому злу письма - не только бессмысленно и но даже и нечестно по отношению к злу. Оно ведь с тобой играет честно: прямо говоря, что тебе не на что рассчитывать. А ты сам себе врешь, пытаешься убедить себя и окружающих, что диалог возможен, что нужно лишь, чтобы тебя власть услышала...

Александр Морозов:

Кашин все-таки написал это открытое письмо Путиномедведеву (он спрашивал свою аудиторию - надо ли это делать, и многие - к моему удивлению - ему советовали написать Медведеву(?!).
Письмо он написал "инфантильное" - то есть одновременно он в жесткой форме "папу на х... посылает" и одновременно ему об этом длинным письмом сообщает, и главная тема письма , видимо, в том, что "папа разочаровал о-кон-ча-тель-но!" и в то же время теплится надежда, что если папу нах... послать уже бескомпромиссно, то, может быть, он все-таки станет опять хорошим, вернется и восстановит справедливость...
Иначе говоря: непонятно, зачем обращаться к Путину или Медведеву? Ну, это примерно, как если бы Навальный написал открытое письмо Володину: мол, все, больше не могу,нах... вас посылаю, уважаемый Вячеслав Викторович, очень хочется и дальше вместе с вами участвовать в выборах, но вообще уже невозможно, ложь кругом и тирания... короче, сволочь вы - уважаемый Вячеслав Викторович - а ведь вы публично обещали... (ну и прочее...)
чушь какая-то... какой-то бесконечный детсад...

Юрий Корольков:

Кашин написал прекрасное письмо Владимиру Владимировичу и Дмитрию Анатольевичу. Которым на Кашина и это прекрасное письмо глубоко <плевать>. Как и на всех остальных и остальное в этой стране, за исключением себя, прекрасных.

Наконец, третьи - те, кому (по разным мотивам) оказалось проще перейти на обсуждение самого Кашина.​

Илья Заславский:

Есть сейчас такая категория публичных людей, как Альфред Кох, Олег Кашин, которые сильно критикуют режим, говорят правильные вещи, которые, правда, до них многие более приличные люди говорили уже не раз. Кох, Кашин в свое время очень гибко относились к понятию репутация, не уважали логику, плюрализм, настоящие журналистские расследования. Теперь, когда режим им самим крепко дал по зубам, они обижаются, что у многих приличных людей нет к ним доверия, а их обличительные речи слушать нет желания.

Мария Снеговая:

А на роль моральных авторитетов в нашем обществе подходят только люди с запятнаной репутацией, неоднократно менявшие политический лагерь и/или призывавшие к братоубийственной войне с Украиной?
Тогда это говорит о стране больше, чем любые открытые письма.

Дмитрий Петровский:

Если не знать текстов Кашина- звучит мощно. Проблема в том, что мы знаем. Кашина- автора "Взгляда" и "Реакции", Известий" и "Коммерсанта". Кашина, который вот это "все не так однозначно" не просто активно использовал, но возвел в эстетическое измерение. Кашина, переобувающегося в воздухе с изяществом балерины.

И упаси боже его осуждать за это- еще раз, человек талантлив, а талант- он, по словам автора "письма", неизбежно и там и там, и потому у него всегда неоднозначно. Однозначно только у шендеровичей бывает. Более того- человек за эту неоднозначность заплатил цену, которую не дай бог кому заплатить.

Но это все не отменяет того, что статьи во "Взгляде" (хорошие, кстати, статьи) г-ну Кашину не Путин диктовал, и уж точно не Медведев. Власть, даже самая тоталитарная, вообще никогда ни за кого ничего не решает, она в лучшем случае обозначает коридор возможностей для решений, которые принимаем мы сами. И письма такие- это самому себе письма, а никак не Путину.

Александр Нойнец:

Пугающе стремительное переобувание Кашина. Прям на лету. Чегойто, прям все так гнетуще плохо в россиюшке, что ли? Я думал, он только к следующему году клеймить Путина примется. Я ж так понимаю, что клеймить имеет смысл, когда ясно, не только кто, если не Путин, но и ясно когда.

Этот "переход на личности" сталкивается со встречной критикой.

Юрий Богомолов:

Прочитал обращение Кашина к вождям, после его порицания некоторыми из либеральных публицистов. Мол, что за амбиция быть Солженицыным? Мол зачем вы мечете бисер?.. Мол, что за идеализм?.. И т.д.
В каком-то искривленном пространстве мы пребываем, если идеализм избитого до полусмерти человека нас возмущает больше, чем цинизм избивавшиих его и крышевавших их.

Фёдор Крашенинников:

Любопытно, что публичная негативная реакция на письмо Олег Кашин - во многих случаях поколенческая. Дядьки 50+ очень недовольны, "не надо ничего писать!".
Забыл битый Олег небитых дяденек спросить, писать или нет.

Антон Жаров:

Когда Олег Кашин возвернулся с того света, у него появилось право и спрашивать, и самому говорить. Просто потому, что он на это право имеет. А мы — там, где он — не были. И потому надо слушать.
Я могу быть согласен, несогласен, или спорить с деталями... Но, чёрт подери, он имеет право спрашивать у этих них то, что он спрашивает, и так, как он спрашивает.
И ответ на эти вопросы — а ещё больше — молчание — значат для истории, и для общества много больше, чем любая анти-коррупция Навального.
Хотя б и просто потому, что воры милее кровопийц.

Максим Трудолюбов откликается на "Письмо" Кашина в "Ведомостях":

Российская журналистика на протяжении многих лет трансформируется в журналистику мнений. То обстоятельство, что качественные издания постепенно, но последовательно переводятся под контроль государства или близких администрации бизнесменов, бьет прежде всего по новостной репортерской работе и по расследованиям. Эта кропотливая и неблагодарная работа требует законодательной и институциональной защиты, которую нынешнее государство целенаправленно подрывает. В этих условиях «мнения» выживают легче. Платформ для такого творчества много, да и век социальных сетей дает автору-комментатору почти неограниченные возможности. Комментариев и мнений бесчисленно много, но именно поэтому «мнения» как жанр девальвируют.

В этих условиях, да и не только в этих, цена слова – ключевое обстоятельство. После каждой публикации первых статей Михаила Ходорковского его отправляли в карцер. Его мнения были оплачены дорогой ценой.

Олег Кашин, на которого в 2010 г. было совершено покушение, вероятно, не просил у тогдашнего президента Медведева заверений в том, что тот найдет организаторов и «оторвет им головы». Медведев дал их сам. «С 2011 г., когда мы встречались с Медведевым, я ни разу не обращался напрямую к властям, и, думаю, это дает мне право обратиться сейчас», – говорит Кашин. Это «трибуна», за которую дорого заплачено. Уже сейчас ясно, что текст прочитают сотни тысяч людей. В дальнейшем мы увидим, оправдается ли осознанно проведенная Кашиным параллель с «Письмом вождям Советского Союза» (1973 г.), которое предвосхитило выход общества из конформистского оцепенения, похожего на нынешнее, и переход в состояние осознанного поиска выхода из морального, экономического и политического тупика.

Обсудить "свежего Кашина" не отказались даже те, от кого этого вряд ли ждали

​На этом и закончим - сложно что-то добавить.

P.S. Тем временем, "вожди" дали понять, что письмо прочитали, передаёт ТАСС:

В Кремле ознакомились с открытым письмом журналистам Олега Кашина президенту РФ Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву, но оценку этому обращению не давали. Об этом сообщил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

"Да, оно (письмо) публиковалось в СМИ. В настоящий момент нет (оценки этого письма - прим. ТАСС). Судя по прочитанному, там особо не рассчитано на какой-то ответ, поэтому пока ничего не могу сказать на этот счет", - сказал Песков.

XS
SM
MD
LG