Ссылки для упрощенного доступа

...И другие Александры


Две недели назад в России состоялись очередные выборы. В моем поле зрения оказались губернаторские выборы в Ленинградской области. Ничто не предвещало сенсации, сенсации и не произошло. Тем не менее эти выборы дали почву для размышлений.

Ленинградская область считается надежным для власти регионом. Жизнь здесь бедна, неблагоустроенна, бесперспективна, но тиха и спокойна. Люди публично боятся говорить о своих правах, а уж о том, чтобы чего-то требовать, речь заходит очень редко. Многие средства массовой информации находятся под контролем областного правительства. В общем, не жизнь, а малина для избирательной кампании партии власти.

Чуть ли не за полгода до дня голосования стали называть имена потенциальных претендентов. Помимо действующего губернатора Александра Дрозденко, в выборах приняли участие кандидат от КПРФ Николай Кузьмин, кандидат от "Справедливой России" Александр Перминов, кандидат от ЛДПР Андрей Лебедев и во всем согласный с Александром Дрозденко кандидат от партии "Гражданская платформа" Александр Габитов. Такое количество Александров не смутило политических аналитиков, которые сразу отдали победу действующему губернатору. Основным конкурентом губернатора стал Николай Кузьмин, попавший в Государственную Думу меньше года назад. Он старался поднимать какие-то острые вопросы, довольно активно встречался с жителями области и в итоге занял второе место.

Но находилось ли хоть на секунду губернаторское кресло в опасности? Как показала практика, подготовка "Единой России" к выборам прошла на серьезном уровне. Губернаторская гонка, если верить партийным словам, началась с внутрипартийных "праймериз". Согласно официальным данным, в них приняли участие 137 тысяч человек, хотя в реальности не наберется и 3 тысяч пришедших. Мероприятия проходили в том числе и в школах, что запрещено действующим законодательством. Это мероприятие в исполнении "Единой России" не имеет отношения к процедурам демократии: во-первых, результат "праймериз" предрешен; во-вторых, цифры проголосовавших завышаются, чтобы создать впечатление популярности партии в обществе; в-третьих, благодаря "праймериз" удлиняется период предвыборной агитации.

На телеканале "100 ТВ" выходили передачи "Прямой диалог" и "Отражение", которые ежедневно, еще до начала предвыборной агитации в средствах массовой информации, давали действующему кандидату в губернаторы возможность по битому часу разъяснять свою позицию по разным проблемным вопросам. Другие кандидаты оказались лишены такой возможности, что никак не озаботило Леноблизбирком – там утверждали, что не поступило ни одной жалобы на проведение кампании. Штаб губернатора решал свои задачи не только за счет дополнительной рекламы, но и за счет пресечения агитационной деятельности оппонентов. После того, как в июле Николай Кузьмин по частоте упоминаний в СМИ занял второе место в области, обойдя всех вице-губернаторов, по слухам, поступило указание всем лояльным власти медиа: прекратить публиковать новости про Кузьмина.

В социальных сетях партия власти также наладила работу. Были организованы "тролль-группы", которые выполняли две задачи: писать о достижениях губернатора области и ругать, когда надо, оппонентов. Деньги шли также на проплату администраторов крупных сетевых групп. Некоторые из этих администраторов цинично расценивает выборы как возможность заработать. Более того, проплаты идут как за то, чтобы ставили определенные посты, так и за то, чтобы их не ставили. Говорят, за социальные сети и пропаганду отвечал советник губернатора Ленобласти Андрей Таннер.

Хлебными местами "Единая Россия" не может прокормить даже саму себя

Работа пропагандистского аппарата "Единой России" преследовала одну только цель: убить интерес к выборам губернатора в области. Кстати, к этому приему партия власти прибегает регулярно: сбивает явку, после чего загоняет людей на досрочное голосование. Основная задача – повысить статистику проголосовавших, после чего, как считают многие эксперты, происходит подмена избирательных бюллетеней. Я и сам ранее на муниципальных выборах безрезультатно пытался такие факты доказать в суде. На сей раз перед единым днем голосования в Ленинградской области якобы досрочно проголосовали около 40 тысяч человек, а к вечеру 13 сентября это число выросло до 60 тысяч. Еще 50 тысяч на выборах принесло надомное голосование, это баснословное число. За ночь явка избирателей выросла на 9,2%. Опыт досрочного голосования Ленинградская область перенимала из Санкт-Петербурга. Среди кураторов "подвоза" были замечены помощники депутата питерского Закса Виталия Милонова.

Только с учетом этих данных, 110-120 тысяч голосов можно смело вычеркивать из итогового результата Дрозденко. Выборы, помимо прочего, показали, что оппозиционные партии совершенно не готовы защищать "свои голоса" и не хотят активно за успех бороться. А значит, партийная система в России ставится под все возрастающий контроль администрации президента. Оппозиционные кандидаты, участвующие в выборах, должны понимать, что им противостоит слаженный, высокоскоординированный и профессиональный аппарат. "С ними" практически невозможно договориться, так как хлебными местами "Единая Россия" не может прокормить даже саму себя.

Анатолий Канюков – петербургский политик, социал-демократ

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG