О губернаторе Псковской области Андрее Турчаке в последние недели писали немало - в связи с делом о покушении на Олега Кашина - но при этом, как правило, использовали фигуру умолчания: мол, все все понимают. Внимание было привлечено к отпущенному на прошлой неделе Александру Горбунову, предполагаемому организатору избиения (хотя и он пока проходит по делу Кашина только как свидетель). Сегодня, однако, все изменилось - впервые обвинения в адрес Турчака прозвучали открытым текстом. Причем не от Кашина, а от жены одного из обвиняемых. Интервью Григория Туманова с Еленой Веселовой публикует "Коммерсант":
— Про само нападение я узнала из новостей. А до того муж сказал, что едет в командировку какую-то по работе. Уже когда все случилось, он вернулся, он сказал, что начальник велел ему на время уехать из страны. Я сразу поняла, что дело в нападении. Сказать, что я была в шоке,— это ничего не сказать. Я стала выспрашивать, а Данила рассказал, что сначала ему на работе Горбунов сказал, что вот есть такой Олег Кашин и что надо бы его облить краской. Говорил, что так обычно делали всякие политические движения, вот ему что-то похожее нужно. А потом он поехал в Москву с Горбуновым, где они встретились с губернатором Андреем Турчаком в кафе. И про то, что Кашина надо побить, говорил уже он. Мол, чтоб писать потом не мог. Муж подумал, что там все серьезно и какой-то большой конфликт — он новостей-то не читает, мало ли кто такой. Он потом очень удивился, когда узнал, что это все из-за комментария.
— А зачем он вообще на такое согласился? Мало ли какие люди просят, это же почти убийство.
—Он боялся, что его уволят (Веселов был подчиненным Горбунова).
Это еще не все - утверждается, что существует аудиозапись разговора Веселова с Турчаком.
— Он решил подстраховаться: все-таки губернатор, встреча по наказанию Кашина, очень странно ему это показалось. Если бы этой записи не было, я не знаю, что бы делала теперь. Муж мне ее отдал, есть еще несколько копий в других местах. В случае чего мы готовы их обнародовать.
В любом случае, пока это всего лишь версия (официально Турчак не только не подозреваемый, но даже и не свидетель). Но многие в Сети отреагировали довольно однозначно:
На этот вопрос, впрочем, быстро ответил Дмитрий Песков.
Вопрос о виновности тех или иных лиц по делу о нападению на журналиста Олега Кашина может решить только суд, Кремль никак не будет реагировать на звучащие в прессе заявления на данную тему, - передает его слова ТАСС.
А суд уехал в ООН, ага.
О том, что судьба Турчака - в руках Путина, Кашин говорил и раньше, например, в одноименном интервью The New Times.
Мы предпринимаем дежурные адвокатские усилия, добиваемся, чтобы он был допрошен хотя бы, прекрасно понимая, что судьба Турчака — в руках Владимира Путина, который принимает такие решения. Я допускаю, что Владимир Путин сочтет имидж Турчака слишком вызывающим и вредящим и тихо его переведет на какую-то должность через полгодика, чтобы никто не подумал, не дай бог, что это связано с судом, но не более того.
ой, нет хуже фразы, чем "решит только суд".
В общем, риторические вопросы не помогают, остаются констатации:
По все видимости, у следствия уже давно в распоряжении есть аудиозапись того, как Турчак приказывает избить Кашина, "чтобы писать потом не мог". Тем не менее Турчак не только на свободе, но и продолжает сидеть в губернаторском кресле. Не говоря о замазанном по самые уши Горбунове, которого просто взяли и выпустили из тюрьмы.
В стране есть один-единственный судья. Он казнит и милует, мстит и защищает, наказывает и оправдывает. Как он скажет, так и будет. Это даже не деградация правосудия, это уже отсутствие правосудия.
В нормальный стране после подобной публикации надолго сели бы и исполнители, и заказчики.
Верный признак, что светит орден Турчаку
И не просто сидеть - но и неплохо себя чувствовать.
Пока Турчак занят делами и заботами, Алексей Навальный зовет всех на митинг в Марьино.
общество не колышется и даже в цеху журналистов, какой-то особой солидарности нет. Я даже не говорю про какие-то особенно агрессивные акции, но даже, например, однодневная забастовка всех оставшихся честных журналистов помогла бы перевести точку общественного фокуса на "дело Кашина-Турчака" хоть на время.
Никто ведь в стране даже не знает об деле - ответственно говорю, как человек недавно выступавший на встречах по деревням.
А вышел бы с десяток газет с белыми полосами, да на паре каналов (пусть небольших) был бы "снег" в эфире с бегущей строкой - несколько миллионов человек удивились и обратили внимание.
Многие скажут: не будет от этого толку. А отчего будет толк? Если ещё три чашки чая выпить?
Не понимаю, как на фоне этого можно даже обсуждать: выходить или не выходить на протестную акцию 20-го.
К этой акции, впрочем, многие относятся скептически - включая и самого Кашина. Навального это не смущает.
"Дело Кашина" уже давно не про Кашина совсем. Оно про основы государства и безопасность общество. Государство, не желающее наказать выявленных преступников, не может выполнить ни одной функции вообще. Это исключено.
(ну да - в "нападении" на сотрудника "Лайфньюс" в Новосибирске).
Кроме митинга в Марьино (главная тема которого - все же не дело Кашина, а "сменяемость власти"), готовятся и одиночные пикеты.
Какой может быть реакция системы на показания против Турчака? Возможна версия "Турчака подставили в борьбе за активы". Ну или пленку объявят поддельной:
Это понятные и вполне реальные варианты. Наверняка в "верхах" есть и иная "партия":
Я слышал версии о том, что Турчак не при чем, а медийная шумиха связана с переделом собственности на "Ленинце". Так тоже может быть.
Но имиджевые издержки для власти в целом от этой истории гораздо больше, чем сомнительные выгоды какой-то группы при распиле актива.
Поэтому нужно подчеркнуто открытое расследование дела. Если кто-то в элитах играет в такие игры, то он должен быть жестко наказан.
А если версия, описанная в данном интервью, подтвердится, то тогда должны работать нормы закона, без поправки на лица.
Кстати, Кашин, настаивая на расследовании преступления, не желает тюрьмы ни нападавшим на него, ни самому Турчаку - о чем пишет на "Свободной прессе":
Российской тюрьмы желать нельзя никому.
Она не может принести справедливости, даже если это написано в законе. Она не исправляет и не воспитывает, она уродует, уничтожая все хорошее в человеке и возводя в высочайшую степень все плохое. Она несет одинаковое зло и тому, кого в ней ломают и унижают, и тому, кто сидит на нарах, как король на именинах. Она безусловная часть ада на земле, и нет на свете такого злодея, который заслуживал бы ее. Испытывать злорадство по поводу того, что кто-то, пусть и враг, оказался в ней — это значит унижать себя самого, потому что человек, желающий другому человеку российской тюрьмы, сам внутри себя открывает ее филиал, в котором уже сидит, ухмыляясь, какая-то незнакомая татуированная мразь, и рядом с ней такая же, но в форменной фуражке. Я не хочу, чтобы внутри меня был такой филиал российской тюрьмы. Мне он не нужен.
Я никогда об этом не задумывался и не говорил это даже себе, но теперь, когда пятеро моих врагов оказались кто в тюрьме, кто на грани тюрьмы, я понимаю: я не могу и не хочу пожелать им российской тюрьмы. <...> в российской тюрьме вообще никто не должен сидеть, гулаговская система должна быть уничтожена как можно скорее, она калечит людей и отравляет жизнь всего общества, и нет обстоятельств, которые позволили бы считать российскую тюрьму проявлением добра, она зло.
При этом на прямой вопрос на The Question:
Намерен ли Олег Кашин привлечь Турчака к ответственности за организацию покушения?
Кашин отвечает -
Да, намерен.
Ответственность эту он видит так:
Турчаку и Горбунову - чтобы закончилась их хорошая жизнь, исполнителям - деятельного покаяния. Как-то так.
Краткая хроника "дела Кашина" - на "Дожде":
На момент написания этой заметки Андрей Турчак остается губернатором Псковской области. Он не был допрошен по делу Кашина. Ни он, ни его пресс-служба не дали ни одного комментария по этому поводу.
Отдельный вопрос - с "меценатством" Турчака, который выступал и выступает покровителем или спонсором ряда культурных проектов. У Олега Кашина, например, вопрос к Егору Холмогорову, главному редактору сайта "Новые Хроники", который финансировал Турчак.
Ответ Холмогорова:
Впрочем, имя Турчака связано не только с "патриотическим сегментом Сети" и "Изборским клубом", но и, например, с литературно-театральным "Довлатовфестом", в котором участвуют писатели и художники, считающиеся в московской либеральной среде "своими" - Константин Богомолов, Андрей Плахов, Айдан Салахова, Вера Полозкова, Виктор Ерофеев и другие. Довлатовфест открывается в Псковской области завтра, Андрей Турчак - официальный председатель его оргкомитета.
И вот на фоне очевидного, я бы сказал, сверх очевидного - Такая демонстративная властная спесь, Турчака снова переназначают губернатором. И самое конечно неприятное, что людям это все безразлично. Не тем только что голосуют, но и некоторым деятелям культуры. они приезжают к Турчаку на конференции говорить о литературе!
Впрочем, прямых призывов устроить бойкот "Довлатовфеста" в Сети немного. Тех, кто собирается ехать на фестиваль, скорее, призывают задуматься и, если возможно, совершить какой-нибудь понятный жест, который помог бы расследованию дела.
По поводу Довлатовского фестиваля: рад за тех, кто отказался, не осуждаю тех, кто едет, но на случай, если председатель оргкомитета (он же губернатор Псковской области) решит вручить вам какую-нибудь грамоту или там сувенир, прочитайте вот эту статью
Несколько слов по поводу "Довлатовфеста"
Прежде всего, я рад, что меня туда никто не звал, но если бы меня туда позвали как гостя - я бы туда не поехал.
И я, конечно, всецело на стороне Oleg Kashin в этой истории. И место заказчика преступления - в тюрьме. Все это понятно, но я специально с этого начинаю, потому что дальше все не так просто.
Представим, что мы будем считать любую поездку на культурное мероприятие в Псковскую область поездкой к губернатору Турчаку. Мне кажется, что это значит, что любая поездка в Россию деятеля культуры - это поездка к Путину. <...>
Мне почему-то кажется, что такой подход - контрпродуктивен. Он плох для русской культуры и для России в целом.
Значит ли это, что надо утереться и как ни в чем ни бывало ехать на "Довлатовфест"?
Не значит. Дело в том, что есть хорошо известный способ поведения в подобной ситуации: приехать и прямо на месте выступить с заявлением. Так, Мадонна дала концерт в Москве, но потребовала со сцены свободу Pussy Riot. Я понимаю, что у Турчака теперь репутация человека, который на публичное обсуждение в его присутствии "дела Кашина", может ответить немного асимметрично - но, в конце концов, не обязательно высказываться именно по поводу губернатора Турчака. К сожалению, помимо дела Кашина в России есть много тем, о которых было бы неплохо поговорить в Псковской области. Есть политзаключенные, есть коррупция, есть, опять же, псковские десантники, погибшие в Украине. Много о чем можно поговорить со сцены, чтобы не чувствовать, что участвуя в "Довлатовфесте" ты поддерживаешь практику заказных убийств. (Заодно, кстати, этим выступлением можно избавить себя от дальнейших приглашений со стороны губернатора Турчака и его коллег).
При этом я считаю, что если человек не готов к подобного рода публичным выступлениям, то сегодня ему в самом деле лучше бы не ездить на культурные мероприятия, организованные в Псковской области (как всегда, я допускаю, могут быть исключения).
а если нет возможности выступить?
Тогда не ехать, конечно.
Вот Сергей Гандлевский не едет.
Приехать в аэропорт JFK, направляясь на фестиваль во Псков, узнать там из фб о том, что такое Турчак и сдать билет. Немногие, думаю, на такое способны. Вот Polina Barskova - да. Респект.
Ранее от участия отказался Андрей Колесников и журнал "Русский пионер". А вот Андрей Плахов в Псков едет.
1. Еду по приглашению не Турчака, а Алексея Бокова -- продюсера, которого я уважаю не только за деловые качества, но и за гражданскую позицию, свидетелем проявления которой был неоднократно.
2. Еду не гостем, а куратором кинодня, на который мы пригласили замечательного режиссера Фридрика Фридрикссона. Не имею права бросить его на произвол судьбы и отказаться представить его фильмы.
3. События разразились тогда, когда уже поздно было разворачивать его самолет из Торонто. Я же действительно узнал о них с опозданием, поскольку -- понимаю, что это страшный грех - был на Венецианском фестивале. <...>
Мне кажется, не стоит прибегать в данном случае к обличительным жестам в адрес тех, кто думает по большей части, как ты, а поступает так, как подсказывают долг и интуиция. И тут не все идут одним строем.
Алексей Цветков объяснил свое согласие приехать на фестиваль так:
Вера Полозкова, пригласившая меня на чтения в Пушкиногорье, заверила меня, что пресловутый губернатор Псковской области не имеет никакого отношения к организации мероприятия и никогда не имел, появляться на нем не намерен, и никакого контакта ни с ним, ни с его эмиссарами для меня не предвидится. В связи с чем я решил не наносить обиды людям, которых мне не в чем винить, ради демарша, который, на мой взгляд, будет безразличен людям, которых винить есть в чем.
Впрочем, после нескольких реплик в комментариях -
Вера Полозкова вас обманула. Это личный фестиваль губернатора Турчака, хотя часть финансирования его, действительно, осуществляется Министерством Культуры РФ, гораздо более симпатичной организацией. Вы в этом не виноваты, вас ввели в заблуждение.
Ну, пока что организаторы вас обманули. Так что будьте готовы к встрече с Турчаком. Могу поспорить, он не устоит и там появится. Не может не появиться. Это вопрос принципиальный для отношения к нему местной элите. Струсит появиться, все его оппоненты воспрянут. Я этих вопросах разбираюсь.
- Цветков написал:
Да, вы правы. Все понял. Никуда не еду. Хотя возможно, мне все это аукнется. Я в Москве.
С некоторыми из тех, кто едет на фестиваль, побеседовала "Псковская губерния".
«Мне кажется, что писатель Довлатов, как и многие российские писатели, ужасный страдалец, - поделился мнением еще один участник фестиваля – кинорежиссер Алексей Герман-младший. – Мне кажется, что это наши выдающиеся граждане, которые усилиями чиновников были выкинуты за границу. Мне кажется, чем больше мы будем об этом говорить и чем дольше будем помнить о неуважении к нашим гражданам, нашим соотечественникам, тем это важнее для страны».
О решении «Русского пионера» режиссер, по его словам, узнал от «Псковской губернии». «Я не в курсе, что Андрей Колесников отменил «Пионерские чтения», - сказал г-н Герман-мл. - Я, к сожалению, не очень в курсе всей вообще ситуации, не в курсе этого скандала, но мне кажется, что надо разделять личность губернатора и то уголовное расследование, которое грозит, с тем фестивалем, который произойдет через несколько дней. Я не хочу, чтобы фестиваль стал пиар-акцией губернатора, или Колесникова, или кого-то еще. Мне кажется, что главное – это отдать долг памяти, поэтому я на фестиваль приеду. Ситуацию я считаю ужасной, неправильной, но ехать надо».
Ситуацию я считаю ужасной, неправильной, но <....> надо. Не это ли формула русской жизни?