Идти или не идти в Марьино? - этот вопрос обсуждается в блогах сторонниках оппозиции с интенсивностью почти гамлетовской. Суть в том, что организаторы митинга 20 сентября "За сменяемость власти" (сторонники Алексея Навального) согласились перенести его по требованию властей в район Марьино, на окраине Москвы. Сам Навальный обосновал это так:
В новой политической реальности, где давят гусей трактором, а организаторов убийстввыпускают из СИЗО на глазах у всех, альтернативой протестному митингу в Марьино является не митинг в центре, а отказ от митинга.
Лично я могу повторить только то, что раньше говорил: если у нас действительно есть политические и экономические требования к этой власти, то мы их и в Марьино заявим. И в Дегунино, если появятся. Ничего, выйдем из зоны комфорта. Ездили же люди на маёвки за 5-10 километров от города.
Но много ли людей придет на митинг? Недовольство среди сетевой оппозиционной общественности довольно велико, выражается оно, например, так:
Или так:
Много недовольных - в комментариях у самого Навального (что, вообще-то, не часто увидишь):
Я не согласен и не приду. Лучше устроить народный сход в центре. Митинг в Марьино - нелепость, нас должна видеть вся страна и весь мир, а не спальный микрорайон. Не стоит выставлять себя на посмешище.
Скептических слов о предстоящем митинге действительно больше, чем обычно.
Не знаю, где и как пытали заявителей «марша за сменяемость власти» в московской мэрии, чтобы они согласились перенести акцию в Марьино. <...> по сути Марьино — глупость и вредительство. Нельзя заявлять большой митинг в центре Москвы и устраивать маленький митинг в спальном районе. Оргкомитеты протестных митингов зимы-весны 2011-2012 года при всех своих недоработках, не всегда оправданных договорённостях с властями, легендарном вискаре и проч. никогда не позволяли себе такого безобразия. Сторонники Навального, которые заявили митинг, даже не потрудились договориться о его проведении с другими партиями-членами Демкоалиции.
Устрою что ли мини-опрос. Кто из читающих этот пост пойдет 20 сентября на митинг в Марьино? Я сам собираюсь, если что
Пойду. UPD: Эээ, а будет в Марьино? Тогда скорее нет.
Сторонники проведения митинга ссылаются на мнение Бориса Немцова, который в феврале агитировал прийти на марш "Весна" как раз в Марьино (марш отменили из-за убийства Немцова). Дело, однако, не только в географии, но и в том, что не все понимают смысл предстоящего мероприятия.
А вообще митинг 20 сентября за сменяемость власти по степени бессмысленности может сравниться только с митингом против рака груди или велопробегом за безопасное движение.
граждане, вы либо поражения на выборах не признавайте, либо за "сменяемость власти" не агитируйте. Иначе немного странно получается. За два процента Яшина и уникальные технологии Волкова митинговать желающих не очень много.
Причина довольно кислых настроений понятна - не слишком удачное выступление ПАРНАС на выборах в Костроме. "Разбор полетов", о котором после выборов писал Леонид Волков, "Демократическая коалиция" пока не начала - за нее это делают внешние наблюдатели и оппоненты, и фон этих обсуждений довольно безрадостен.
Конечно, громко звучит голос тех, кто считает, что в выборах (или "выборах") вовсе не надо было участвовать:
Доходчиво о путинских "выборах".
- Не пробуй это дерьмо...
- Но делать ведь что-то надо!
- Надо. Но зачем обязательно это есть?..
- Другого-то не дают. Хотя бы попробую.
- Ну, пробуй... Попробовал?.. И как?..
- Говно.
- Сходи, зубы почисти, что ли...
Это просто не должно называться выборами - отсюда вся путаница. Люди продолжают анализировать это мероприятие, как выборы с кандидатами, программами и проч. А это другое - что-то вроде политического "крестного хода", задача которого отыграть заранее написанный сценарий и символически подтвердить некие решения, уже принятые внутри системы. Какого-либо выбора там не происходит и это не скрывается. Голосующие, кажется, это прекрасно понимают
Хочется, конечно, спросить Ходорковского и Навального - теперь,когда провальная компания Парнаса в Костроме - завершена - а зачем это делалось? эта "игра в выборы" в сухом остатке имеет только одно: посажен Пивоваров. Ведь у этой кампании больше нет никакого результата, кроме "плюс один посаженный".
На это обычно следуют возражения в духе "но они хотя бы попробовали!"
По поводу Костромы. Я был против. Яшин знает. Но за. Яшин и это знает.
Они хотя бы попробовали. А остальные зассали. <...>
Они попробовали не потому, что были уверены в своей победе или в том, что они идеальны и неотразимы. Они попробовали потому, что не могли дальше сидеть в этом дерьме.
Чтобы говорить о провале или успехе оппозиции на выборах, нужно сначала иметь выборы, а не просто голосование, и оппозицию, а не просто некоторое количество недовольных.
Ни того, ни другого при этой власти в стране не будет.
Поэтому любые рассуждения, как следовало играть лохам с шулерами, чтобы проиграть не всё до трусов, а еще сохранить носки и майку, бессмысленны и аморальны.
Другое дело, что донкихотство - благородное дело. Дон Кихот остался в истории, а мельники и лавочники - нет.
Даже если на выборах за ПАРНАС в Костроме проголосовало два человека, все это стоило того. Потому что это — честно. Это правильно, хотя и выглядит, как поражение. И будет еще много мести по следам. То, что в нашей реальности — поражение, на самом деле если не победа, то дело хорошее. Мы же в кривом зазеркалье сейчас.
Мы на самом деле чего-то не понимаем. Но интуитивно — все было правильно. Потом поймем, почему.
Немало, впрочем, и тех, кто разбирает костромские выборы как обычный политтехнологический кейс и пытается понять, что же Демкоалиция сделала не так. Максим Кац считает, что не так было сделано все - собрали мало денег, привлекли не тех агитаторов, плохо спланировали кампанию, поругались с журналистами и так далее.
Я думаю, всё просто: много работаешь, получаешь много голосов. Мало работаешь, получаешь мало голосов. Штаб на этих выборах работал в основном на аудиторию твиттера, а совсем не на агитацию жителей Костромской области. <...>
Дело не в том, что жителям Костромы не близки либеральные идеи. Дело в том, что они не могли с ними ознакомиться, так как уверенная в собственной гениальности и победоносности команда решила, что если делать селфи в твиттер на фоне бабушек, то этого хватит для успешной кампании. <...> Не получилось. Я надеюсь, это приведёт к изменениям на нашем фланге, тусовочки и конспирологи больше не будут восприниматься всерьез, а к выборам в Госдуму соберётся настоящая коалиция. А пока мы все пострадали от того, что сделала команда Навального.
Виноват, по Кацу, Навальный, но отвечать должен почему-то Яшин.
Старшие товарищи сдержанно похвалили Каца:
Кац не одинок. Свои "9 причин" поражения ПАРНАС презентовал Валерий Федотов, в прошлом единоросс, ныне оппозиционер из Петербурга.
Избирателям не были предложены адекватные местные темы кампании. Все, что до него донесли – «мы против власти». Единственный сюжет – «нам мешают», «на нас клевещут». Жителю Костромы предложили поверить, что власть – зло, а оппозиция – добро, как в догму, без близких и понятных именно ему аргументов. <...>
Агрессивная нетерпимость к критике. За исключением нескольких особо выдающихся ток-шоу на федеральных каналах, даже провластная среда более терпима. Сколько бы вы ни критиковали власть, стремясь к объективности, стоит вам сказать что-то поперек генеральной линии партии «Парнас», вы будете немедленно зачислены в категорию «лжец, подонок и мразь».
Анализ Федорова понравился его бывшей коллеге по партии Ольге Баталиной.
Еще один анализ - у политтехнолога Алексея Рощина.
если вкратце: провал Демкоалиции был, к сожалению, закономерным. Кампания 2015 года убедительно продемонстрировала, что наша оппозиция,
А) не имеет достаточных кадровых и интеллектуальных ресурсов для того, чтобы выдвигать идеи, понятные и привлекательные для простого избирателя за пределами Третьего Кольца (за исключением навязшей в зубах «борьбы с коррупцией», по которой, впрочем, тоже нет новых идей)
Б) даже не в состоянии осознать у себя недостаток этих самых интеллектуальных и кадровых ресурсов.
Увы, без понимания пункта Б бесполезно даже мечтать о преодолении пункта А.
А Дмитрий Гудков считает, что кампании не хватило денег.
Кампания "Парнас" в Костроме велась с мизерным ресурсом. При всем уважении к организаторам, с трудом верилось в успех партии. Мы все, конечно, надеялись на чудо, но чудес не бывает. Невозможно выиграть выборы в твиттере или в Facebook, да и не может один Яшин обойти всех избирателей. <...>
Конечно, дело не только в деньгах. Многим даже и они не помогут. Но без финансирования никто не узнает про хороших кандидатов, потому что в телевизоре их нет или они всегда "ужасные агенты Госдепа". <...>
К сожалению, российская оппозиция сегодня не имеет главного - финансового ресурса. А выборы в Госдуму ровно через год. Уже завтра нужно начинать кампанию, если хотим хоть где-то победить. Без демократической фракции нас ждут еще 5 лет деградации и мракобесия. Или бизнес готов потерпеть?
А вот Михаил Берг считает, что оппозиция проиграла кампанию из-за ухода в "мелкотемье" вроде проблем ЖКХ и коррупции, не заявив о себе громко политически.
пока вы не предлагаете ровно ничего, кроме "свобода лучше, чем несвобода" и "выборы должны быть честными". Это понятно, а вот выбирать кого и зачем, на основе каких обещаний, предложений, планов и программ? Вы мои представители или дяди Коли из соседнего подъезда, который квасит с утра? Или г-на Вексельберга с крашеными яйцами?
Электорально дядя Коля ничем не лучше профессора Петрова — у них по одному голосу, но и дядя Коля, и профессор хотели бы знать: вы чьи, ребята, будете? У вас какое тысячелетье на дворе? Вы наши или ихние? То, что Яшин лучше Сечина, — понятно не глядя. Но дальше-то что? Вы республиканцы или демократы, либералы или консерваторы, а может — христианские демократы или европейские коммунисты, чем черт не шутит; вы — Черчилли, Обамы или Робеспьеры? Уточните, пожалуйста. Определитесь, наконец. Интересно же.
Разумеется, нет недостатка и в оценках прокремлевских и просто кремлевских аналитиков. Глумливый доклад об участии ПАРНАС в кампании 2015 года (не только в Костроме, но и там, где оппозицию на выборах не пустили) подготовил Центр политического анализа Павла Данилина:
Участие партии РПР-ПАРНАС в выборах в 2015 году оставило неприятное послевкусие. Череда скандалов, громкие заявления и — провал по всем направлениям.
Sergey Markov радуется победе нерушимого блока, открывая секреты Полишинеля:
Выборы. Главный результат, это укрепление широкой патриотической коалиции, которая включает в себя не только Единую Россию, но и остальные парламентские партии, КПРФ, ЛДПР, СР. В эту коалицию входят и ряд внепарламентских партий. Такая широкая патриотическая коалиция становится уверенной опорой для Владимира Путина, позволяет ему несколько дистанцироваться от Единой России. Эта коалиция имеет поддержку примерно 90% граждан России. противостояние этой патриотической коалиции и радикальных сторонников Запада в России, это главный политический конфликт в современной России.
Как же так - 90 процентов поддержки граждан, и все равно "главный политический конфликт"? Алексей Чадаев объясняет - за оппозицией стоит коварный Запад ("мировой Интернационал", по Чадаеву):
никакой иркутский Левченко или омский Денисенко, или даже уральские Ройзманы не могут иметь мандата нового Интернационала, как не могли их иметь никакие "буржуазные партии" в ту эпоху. А вот наши анжелы дэвис и докторы хайдеры - Яшин, Навальный и компания - могут вообще не париться, сколько они наберут голосов и на каких именно выборах: главное, чтобы их регулярно обижали сатрапы режима наиболее фото- и телегеничным способом.
Эдуард Биров доводит все до логического конца:
Таким образом, штаты увидели, что раскачивать Россию методами "мягкой силы" бесполезно. Равно как бесполезно экономическое давление и геополитический шантаж. Терроризм - вот единственно оставшееся оружие США против России.
Ой, страшно.
В "Известиях" Чадаев куда как более оптимистичен.
реальной демократии в России стало больше именно тогда, когда отношения с Западом оказались на самой низшей точке с начала 90-х.
Сурков, кажется, именно это и называл суверенной демократией, но все сурковские лавры у Чадаева достаются Володину, панегириком коему и является статья.
Если вернуться к оппозиционно настроенным экспертам, то есть и те, кто оценивает кампанию более-менее нейтрально: поражение, мол, закономерно, но все было не зря. Кирилл Рогов:
у оппозиции на таких выборах задача – выйти из того загона, который ей поставлен. Выйти немножко за него и показать, что этот загон она ломает, эти барьеры она ломает. В Костроме это не удалось, и это важное поражение, но, как бы, дальше надо действовать – в общем, это не вечер, это не конец игры.
Татьяна Становая в развернутой статье на Карнеги.ру:
ПАРНАС никаких шансов на прохождение в костромской парламент не имела. И вовсе не потому, что оппозиция слаба, — просто в системе исключен вопрос о предоставлении ей места в каком-либо региональном парламенте. Участие в кампании в отдельной области в качестве исключения, подтверждающего правило, — это да. Но выборы должны демонстрировать, что внесистемным место вне системы, поэтому вот ваши 2%.
Допустят ли ПАРНАС до выборов в Госдуму? Это неважно. Потому что даже если допустят, то сценарий будет тем же: 1-2%, чтобы знали свое место. А если вдруг электоральный потенциал поднимется до 5%, то до выборов не допустят.
Прогноз Виталия Шушкевича на выборы в Думу:
Можно прогнозировать победу 180-200 единороссов, 20-30 тяжеловесов-коммунистов (договорившихся заранее), и неожиданный успех максимум 5 сильных молодых левых политиков, идущих от КПРФ или СР. Ни одна правая партия не может претендовать на победу в 500-тысячном одномандатном округе, единственный правый одномандатник в будущей Думе - Владимир Жириновский.
Выстроена политическая система, полностью защищающая президента от либералов, и совершенно не способная защитить страну от войны и бедности.
Но, может быть, выстрелит "Яблоко"? Александр Кынев (на "Форбсе") оценивает перспективы этой партии довольно скептически:
На фоне отстранения ПАРНАС от всех кампаний, кроме одной, шанс воспользоваться демократической безальтернативностью был у «Яблока», однако, хотя все списки партии были зарегистрированы и состав кандидатов был довольно сильным, агиткампании оказались очень слабыми.
Такое ощущение, что партия сама боялась слишком большого успеха и превращения в следующую мишень для властной вертикали.
Впрочем, в "Яблоке" умеют довольствоваться малым.
В условиях сегодняшней политической жизни в России — войны, многолетней тотальной пропаганды, при абсолютной концентрации внимания всех СМИ исключительно на ПАРНАСе, «ЯБЛОКО» тем не менее добилось существенных результатов.
За всеми этими дрязгами почти не слышны голоса, призывающие вспомнить об Андрее Пивоварове, ставшем жертвой этой кампании - он до сих пор в СИЗО.
У меня для всех важное сообщение. По итогам выборов в Костроме заложник. Он там сидит. В СИЗО. И его не выпускают. А только с регионального уровня поднимают внимание до федерального. Накидывают в информационное пространство совсем уже неприличную лажу с дополнительными статьями и откровенно глумятся.
Дорогие коллеги по Демократической Коалиции. Я буду теперь очень признательна тесному и скоординированному сотрудничеству в деле вызволения Андрея.
Выборы закончились, а там в СИЗО остался заложник этих выборов – Андрей Пивоваров. Его обвиняют в том, что он хотел проверить по полицейской базе подлинность подписей, в итоге позволивших зарегистрировать партию ПАРНАС на этих выборах. Но вчерашние агитаторы и наблюдатели постят в соцсети прощальные фото Волги и уезжают, позабыв о том, что на самом деле все только начинается – для Андрея. Костромское СИЗО – тоже в периферийной зоне зрения: хотим, видим, хотим не видим. <...> Оппозиция лишена бокового зрения в той же мере, что и власть. Конечно, ПАРНАС в Костроме проиграл только потому, что против них вели грязную кампанию, хотя на самом деле история знает тысячу и один пример, когда именно в такой ситуации «черная» агитация начинала работать на оппозиционных кандидатов. Святой Навальный вообще никогда не может быть виноват ни в чем.
Может быть, именно история Пивоварова вдохновила Бориса Акунина на сравнение костромской кампании с "хождением в народ":
Ужасно похожа вся эта костромская история на народническое движение. Идеалисты из «образованных» жертвуют собой, отправляясь в глубинку рассказывать народу про европейские права и свободы, а глубинка не верит «шкубентам», премного всем довольна-с, европейских прав и свобод не жалаит, и губернаторы с жандармами оживляются, чуя шанс выслужиться перед начальством, и народ доносит на народников в полицию, что-де болтают зазорное про царя-батюшку.
Потом тот же народ будет царя-батюшку и губернаторов с жандармами рвать на части, а уцелевшие народники окажутся недостаточно радикальными для новой революционной власти.
Бедная Россия. Всё сдает, никак не сдаст один и тот же экзамен.
Мнению Акунина, впрочем, противоречат наблюдения волонтеров ПАРНАС на местах, которые удивлялись благосклонности местных жителей и их нелюбви к начальству. Другое дело, что все это не конвертировалось в голоса. Размышляет Иван Беляев:
Я был на одной из встреч с Навальным, видел, как его принимали - всё это вполне тянуло на прохождение барьера. Однако есть одна загвоздка.
В местах вроде Буя, Нерехты или Солигалича всегда очень много проблем и неизменный дефицит внимания власти. Поэтому в таких местах очень востребованы сеансы коллективной психотерапии - любой провинциальный журналист, который ездил по работе в глушь, очень хорошо знает, что это такое. Людям надо выговориться.
Так вот Навальный для этого подходит идеально. А дальше проблема: происходящее и воспринимается как психотерапевтический сеанс, а не предвыборная агитация. Как переключается этот режим - неизвестно; очевидно, что в Костромской области "Парнас" переключить его не смог.
1. На этапе подготовки я очень злился, когда слышал рассуждения Красовского, Кашина и им подобных о том, что участие в путинских "выборах" по меньшей мере бессмысленно, а то и вредно. Теперь признаю, они были полностью правы, а я - нет.
2. Основные тезисы сторонников участия в "выборах", в частности Леонида Волкова, о том, что "выборы" - это стресс для власти, и оппозиция ничего от участия в них не теряет, - полная чушь. Оппозиция абсолютно бездарно слила в унитаз миллионы рублей (по большей части действительно народных, собранных всем миром по копейке) и, самое главное, потеряла Пивоварова, которому вероятнее всего предстоит несколько лет гнить в российской тюрьме. <...>
3. Единственное оправдание 2-3% РПР-ПАРНАСа, навалившегося всей оппозиционной массой на один-единственный регион, - это, мол, учения в полевых условиях. Стоит ли такая тренировочка полученных травм, истраченных денег, а также позора, унижений и обид - не думаю.
Что дальше?
Касьянов в эфире Эха говорит, что у оппозиции есть шанс пройти в госдуму на выборах в 16 году. Я не понимаю одного: зачем людей за идиотов считать?
С другой стороны - надежда умирает последней. И кому-то именно проигранная кампания в Костроме дала эту самую надежду.
О чем я думаю.. О двух процентах, которые за нас проголосовали. О 20 Кологривцах, 8 Вохминцев, об одном человеке из села Первомайское, 6 из Якшанги... Их мало, но это люди, с которым мы поговорили и они в нас поверили. Смотрю результаты по 4 селам в Шарье и Поназырево. В селе, где мы не были вообще, мы получили 1 голос. Где мы были - 6, 9 и 12 голосов. Эти 27 человек это наши новые сторонники теперь. Они про нас не знали, а теперь знают. Их не было, а теперь они есть. И я думаю, что теперь дальше мы этим людям скажем.
Понятная иллюстрация: