Ссылки для упрощенного доступа

Заправила постель


Евгения Васильева, май 2015
Евгения Васильева, май 2015

Евгения Васильева вышла по УДО – в день, когда Олегу Сенцову дали 20 лет

Бывшая начальница департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева, осужденная по делу о многомиллионных хищениях в российском военном ведомстве, свободна. Судья Судогодского суда Владимирской области Илья Галаган решил удовлетворить просьбу ее защиты о дословном освобождении и постановил немедленно освободить Васильеву из колонии.

Отказать Васильевой в УДО, руководствуясь исключительно законом, было бы сложно. Во-первых, она отсидела положенную по закону половину назначенного судом пятилетнего срока. И не важно, что большая его часть прошла под домашним арестом в Молочном переулке. Это тоже засчитывается.

Во-вторых, Васильева раскаялась и расплатилась с потерпевшими –судье представили платежные документы, подтверждающие, что ущерб по делу "Оборонсервиса" (более 216 миллионов рублей) погашен. По долгам заплатил отец бывшей чиновницы Николай Васильев – гендиректор одного из крупных петербургских заводов по производству оптического кабеля и пластмассовых труб.

Наконец, характеристики на нее "исключительно положительные", в том числе и от администрации колонии: в концертах участвует, постель заправляет, с другими осужденными отношения наладила. Разве что индивидуальную программу психологической коррекции личности прошла не полностью, но, как следует из заключения психологов, оглашенного судьей, "прогноз поведения на воле скорее благоприятный, вероятность возможного рецидива невелика". И даже орден у Евгении Васильевой имеется – его президент Дмитрий Медведев выдал в 2012 году.

Евгения Васильева в московском суде в мае 2015 года
Евгения Васильева в московском суде в мае 2015 года

Логично, что суд все это учел и ходатайство об условно-досрочном освобождении удовлетворил. Впрочем, по мнению адвоката Романа Головкина, боровшегося несколько лет назад за досрочное освобождение бывшего менеджера компании "ЮКОС" Светланы Бахминой, история с освобождением Евгении Васильевой, скорее, исключение:

Обычно такого рода ходатайства рассматриваются по-другому

​– Обычная судебная практика состоит в том, что по УДО отпускают за 3–4 месяца до окончания срока, два года – случай, конечно, законом предусмотренный, но исключительный, потому что явно выбивается из общей судебной практики по рассмотрению ходатайств об УДО. Если бы все суды смотрели исключительно на отсутствие взысканий, на наличие положительной характеристики, на мнение колонии и этого было бы достаточно для удовлетворения ходатайства об УДО, если бы это была повсеместная практика, я бы сказал, что это обычный случай. Но, увы, судебная практика показывает, что обычно такого рода ходатайства рассматриваются совсем по-другому.

Головкин напомнил, что история с досрочным освобождением Светланы Бахминой началась весной 2008 года (на свободу она вышла в апреле 2009 года). При этом сначала и прокуратура, и колония были согласны отпустить Бахмину по УДО, но суд был против. Во второй раз колония снова дала положительную характеристику и поддержала ходатайство о досрочном освобождении Бахминой, но теперь прокуратура возражала, и Зубово-Полянский суд Мордовии оставил ее под стражей, несмотря на то, что Светлана Бахмина была на седьмом месяце беременности. И только при третьем рассмотрении дела, спустя полгода после того, как Светлана Бахмина родила, а в сети в ее поддержку было собрано более 96 тысяч подписей, прокуратура, колония и суд, наконец, согласились Бахмину отпустить.

У Васильевой все прошло гораздо легче

​– Ситуация, безусловно, выглядела странно. Предполагаю, что это все-таки так или иначе связано с личностью моей подзащитной. Поэтому разные органы никак не могли определиться в отношении Светланы, никак не могли определиться с позицией в отношении ее ходатайства, – сказал Роман Головкин, – ей [Васильевой], конечно, гораздо больше повезло, нежели моей подзащитной. Мы даже при особом подходе потратили на все эти судебные передряги практически год. У Васильевой все прошло гораздо легче.

Евгению Васильеву можно назвать удивительно везучей не только потому, что суд с первой же попытки удовлетворил ее ходатайство о досрочном освобождении. Она и из колонии вышла спустя всего несколько часов после решения суда. На такую "везучесть", вопреки сложившейся в России судебной, правоприменительной практике и даже закону, обращают внимание и в соцсетях.

Сегодняшние два суда показывают нынешний подход правосудия

​– Если судье сказали, что нужно поступать таким образом, а не каким-либо иным, то он вспоминает и о духе, и о букве закона, либо забывает и о духе, и о букве закона, – говорит адвокат Анна Ставицкая, – например, сегодня, по-моему, день насыщен информацией об уголовных делах. Это всем известное дело Сенцова и всем известное дело Васильевой. По совершенно недоказанному обвинению Сенцов получил 20 лет лишения свободы, а Васильева была отпущена в зале суда по ходатайству об ее УДО. Я считаю, что женщине вообще не место в тюрьме. И в принципе, как говорят адвокаты Васильевой, ее обвинение совершенно не доказано. И не должно было назначаться лишение свободы в принципе. Но мы все прекрасно знаем, что даже когда и выносится решение об УДО, никого не выпускают сразу же из-под стражи в зале суда. Я очень рада, что ее освободили, потому как я считаю, что нельзя человека держать в тюрьме после того, как выносится решение. Но мой опыт говорит о том, что человека держат до вступления решения в законную силу. Сегодняшние два суда показывают нынешний подход правосудия, когда судьи, если надо, то сразу же вспоминают о законе, как в деле с Васильевой, а где не надо, как в деле Сенцова, не вспоминают о законе и, соответственно, дают совершенно немыслимые сроки по недоказанному обвинению. Я очень часто не понимаю, как судья, который является юристом и, в принципе, должен как-то себя уважать именно как юрист, совершенно себя не уважает и выполняет то, что ему говорят. Для меня это немыслимо. Действия многих судей для меня иногда бывают шоком, хотя я ко многим решениям суда привыкла и часто, к сожалению, даже предугадываю, какое будет вынесено решение в том или ином случае. И это редко, когда соответствует закону. Все зависит, к сожалению, совершенно от другого. Я имею в виду резонансные дела – что сказали, то и будет.

8 мая Пресненский суд Москвы признал Евгению Васильеву виновной в мошенничестве в особо крупном размере, легализации незаконно полученных денежных средств, злоупотреблении должностными полномочиями и приговорил к пяти годам колонии общего режима. Суд согласился с версией следствия о том, что бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева участвовала в махинациях, связанных с продажей наиболее ликвидных и престижных активов "Оборонсервиса", ущерб от которых составил сотни миллионов рублей.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG