Утро в "колхозе", собственно, началось не сегодня (и нефть, и рубль стабильно падают уже несоколько недель), но в понедельник на эти негативные тенденции наложился еще эффект резкого падения индексов на мировых биржах. В результате курс рубля преодолел отметки в 70 за доллар и 80 за евро и уверенно устремился дальше вниз.
Можно, конечно, сказать, что дело привычное -
Да и в декабре прошлого года переживали примерно то же самое. Однако многие пишут о том, что нынешнее падение - не одноразовый эксцесс, а показатель системных проблем.
Твиттер полон смешных (и не очень) шуток:
Вот, кажется, новая:
и картинок, некоторые из которых, как водится, не столько смешны, сколько печальны:
Навальный ведет прямой репортаж о стоимости часов Пескова:
Действительно, нет бы радоваться -
Однако даже "охранители" далеки от ликования.
Andrei Desnitsky
Друзья, а вот все эти "не смешите мои искандеры" - они только из моего поля зрения исчезли? Год назад все было в них.
Улюкаев, впрочем, на работу вышел и даже выступил с комментарием, суть которого такова:
Anton Krasovsky
Если книголюб Улюкаев считает возможность падения маловероятной и кратковременной, нам <придется очень несладко>
Dmitry Gudkov
И чтобы два раза не вставать. Иран заявляет, что, несмотря на падение цен на нефть, будет наращивать ее добычу: чтобы не потерять долю рынка.
Министр Улюкаев заявляет, что нефть если и упадёт ниже 40 долларов, то «совсем ненадолго».
Ирану – верю, министру – нет.
О том, что нефть из благословения для российской экономики превратилась в ее проклятие, пишут сегодня многие:
Печальный прогноз Вадима Жартуна:
Цены на нефть будут стабильно низкими (в районе $40 за баррель и ниже) ещё около 15 лет, а объёмы её потребления скоро начнут падать.
Это падение вызвано завершением жизненного цикла нефти, как энергоносителя, давлением быстрорастущей альтернативной энергетики, энергосбережением, замедлением роста населения, растущей популярностью электромобилей и входом в очередной долгосрочный цикл снижения цен.
Крупнейшие экспортёры нефти к этому готовы и пытаются выжать из рынка максимум, пока это ещё возможно. Низкая себестоимость позволит им зарабатывать на нефти даже в условиях падения котировок до $30 за баррель.
Для нас из-за более высокой себестоимости рынок нефти почти полностью закрывается. Это означает смертный приговор для экономики, которая почти полностью ориентирована на экспорт энергоносителей.
Есть и другие тревожные моменты:
Sputnik & Pogrom
Китайский фондовый рынок потерял за день 8.5% (это крупнейшее дневное падение с февраля 2007 года), по всей Азии паника, всего инвесторы потеряли уже свыше 5 ТРИЛЛИОНОВ долларов, и это еще не начинались торги в Америке (также закончившиеся в пятницу драматическим падением).
Передаем привет всем любителям евразийской интеграции, нерушимой русско-китайской дружбы народов и т.п. Но есть и хорошие новости: Иран решил наращивать добычу нефти любой ценой, что в перспективе уронит цены еще минимум на 10 долларов за баррель.
Полная, как говорят у вышиватников, перемога.
Девальвация рубля начинает иметь неожиданные побочные эффекты. Недавно выяснилось, что слабеющий рубль уже мало привлекает российских аграриев. Запланированные на 20 августа закупки зерна в Государственной интервенционный фонд не состоялись, а в госрезервы не поступило ни одной тонны зерна. Это произошло впервые в практике товарных интервенций, причем по всем зерновым позициям.
Причина предельно проста. После серьезной девальвации рубля резко возросла эффективность экспорта зерна, а предлагаемые государством закупочные цены перестали быть привлекательными для производителей зерна.
Нечто отчасти похожее произошло на закате СССР, когда тогдашние колхозники наотрез отказались сдавать зерно в централизованные фонды.
Анализ ситуации в "Ведомостях":
Страдает экономика в целом, поскольку у нее нет других факторов роста, кроме цены на нефть. Надежда на то, что девальвация даст толчок росту промышленности, не актуальна. В отличие от 1998 г. у России сейчас нет большого количества свободных мощностей и дешевых трудовых ресурсов (хотя через какое-то время могут появиться), кроме того, и рост после 1999 г., и восстановление после 2009 г. происходили главным образом за счет роста цен на нефть. Отскок после 2009 г. был быстрым и до рекордных уровней, однако это не позволило экономике расти даже на среднемировом уровне – настолько ее структура изменилась в худшую сторону.
Извлечь из ослабления рубля «несырьевую» выгоду было бы можно, если бы Россия активнее встраивалась в международную торговлю, играя на усилении конкурентоспособности своих товаров. Но Россия, наоборот, усиливает самоизоляцию. Не приходится надеяться и на технологический рывок, невозможный без коренных экономических и политических реформ.
Размышления Алексея Рощина о текущем моменте:
Вообще, рассуждая предельно цинично - любое ослабление национальной валюты благотворно для экономики - как благотворен любой массовый грабеж. Ведь что такое, по сути, девальвация? Это просто в карман ко всем жителям данной страны залезает "невидимая рука" (не Рынка) - да и вынимает оттуда лишние дензнаки. Люди, таким образом, резко нищают и внезапно обнаруживают, что уже не могут делать запланированные покупки. Кто-то оказывается в пролете с новым авто, а кто-то - с курицей к ужину.
Массовое обнищание, по идее, должно способствовать большей энергичности масс и даже пробуждению в ней предпринимательской сметки. Люди будут охотнее соглашаться на любую работу, без ропота перерабатывать, сами себе сокращать отпуска и обеденные перерывы, а после тяжелого рабочего дня еще и искать себе подработку. Колеса экономики в стране с обнищавшим населением безусловно должны начать крутиться быстрее.
Только... Одно но. Как промсоциолог могу сказать, что как раз "массы", собственно, и не начинали жить особо богато. Наоборот - все то, о чем я написал выше - переработки, подработки, ничтожные обеденные перерывы и т.п. - уже и так имело место быть по всей стране. Плюс - всеобщая закредитованность.
Есть мнение, что все не так страшно:
Petr Favorov
Если честно, не очень понимаю смысл обывательской паники при падении рубля в унисон с нефтью. Ну вот так устроена наша экономика, так сводится бюджет, так в конце концов возникают стимулы к снижению зависимости от экспорта энергоносителей. Что паниковать-то? Ну да, это неприятно, но непосредственной угрозы стабильности экономической системы, как было в декабре, сейчас вроде нет.
Но это, действительно, как посмотреть:
ну да, так устроена экономика. ну да, так устроена страна, которая ничего, кроме нефти предложить не может. ну да, так устроен человеческий организм, что ему нужна пища, но она стала хуже и дороже. ну да, так устроен мозг, что ему хочется получать новых и красивых картинок в путешествиях, которые теперь почти не возможны. ну да, ну да, ну да, всё стабильно, угроз нет, живём же.
Что же делать? У Славы Рабиновича, кажется, есть план:
Slava Rabinovich
Хочу поздравить Владимира Владимировича, корифея экономических наук: при сегодняшнем курсе доллара в 71,60 за одну бочку нефти дают ещё больше рублей, а при сегодняшнем курсе евро в 81,90 за ваш "Мерседес-Пульманн" можно вообще сорвать рублёвый куш, не помещающийся в большой мешок! <...>
Рубль стал ещё более крепче, мы стали ещё более лучше питаться, одеваться, и вообще, стали более лучше жить!
Ваши замечательные прогнозы по инфляции в 2015 году в 5,5% обязательно сбудутся: необходимо начать сдерживание всех цен во всех точках продажи абсолютно всего, начиная с бензоколонок и продуктовых магазинов. <...>
Я разработал ряд комплексных мер для скорейшего увеличения курса рубля до 120, чтобы более быстрее пополнять бюджет, более скорее выполнять президентские "майские указы" и более лучшее показать фигу западу. Прошу назначить меня вашим экономическим советником взамен академика Глазьева, доказавшего свою полную несостоятельность в векторе и скорости проведения необходимых финансово-экономических преобразований как в Крыму, так и в других субъектах Российской Федерации. Главные тезисы моего плана перечислены выше. Жду ответа, как соловей лета.
Это, понятно, шутка. А вот на "Свободной прессе" о призвании Глазьева взамен "системных либералов" пишут вполне всерьез:
Каковы сценарии будущего России с учетом разрушительной макроэкономической политики денежных властей страны, работающих на эрозию системы изнутри? Это ли не технология подведения страны к социальному взрыву, за которым следует седлаемая извне политизация протеста и управляемый демонтаж режима? Почему не принимаются назревшие кадровые решения в финансово-экономическом блоке Правительства России? Почему столь велико влияние экономических деструкторов на мнение главы государства, а созидательные антикризисные программные предложения таких экономистов и госчиновников, как Глазьев последовательно игнорируются с применением изощренных инструментов и методов аппаратного давления в высших эшелонах власти со стороны либеральной когорты? <...> Нас выручит только смена всей макроэкономической политики и чистка кадров, которые наносят удар по Президенту (и не всегда исподтишка).
О дилемме, стоящей перед Путиным, пишет Сергей Паршаков:
Вариант стабилизации RUR -ОДИН.
Ограничение движения капитала (ОДК).
О чем сейчас дискуссии вверху и идут. Да так что наружу дух споров прорывается. А дело в том, что "ограничения ДК" это геополитический выбор. С миром мы или сами по себе. <...>
если ВВП примет решение княжить оставаться (положит живот свой за Родину) - ему один выход ОДК - и всё - ждём новой "опричнины".)))
Весело !!! )))
Пока, впрочем, дождались отставки не "либералов" из ЦБР, а "патриота" Владимира Якунина. Причем, как следует из информации неназванного собеседника "Ведомостей", окончательное решение о ней принимал сам Путин:
Все разрешилось, когда начался очередной бюджетный процесс и Якунин в очередной раз пришел просить субсидии, продолжает чиновник. «При текущем тяжелом состоянии с доходами все поняли, что РЖД становится уже системной проблемой бюджета: РЖД – единственная госкомпания, которая так плотно подсела на госсубсидии», – отмечает он. <...> «Якунина на той встрече попросили сокращать издержки, он в ответ начал возмущаться, сообщил, что не может сократить и уйдет в таком случае. От этого уже устал сам президент и сказал: «Ну и уходи», – вспоминает собеседник «Ведомостей».
Олег Кашин на "Слоне", впрочем, пишет, что не все так просто, и Якунина может ждать политическая карьера. Бывший сотрудник "якунинского" think-tank Эдуард Биров не унывает:
жирное потребительство горожан и машина-гараж-ипотека-отдых в турции-обжираловка в ашане действительно закончились, и пока страна избавится от экономической зависимости от Запада (в том числе и товарного - засчёт импортозамещения и смены поставщиков из-за рубежа) придётся немного потерпеть. Ради чего? Вопрос очевидный для каждого сознательного гражданина - чтобы в очередной раз не отдать Родину на растерзание Западу и его корпорациям. <...> Доллар по 100, нефть по 10? Ну и пусть. Только Родину свою мы не сдадим.
К тому же
Konstantin von Eggert
Всем запомнить! И потом сразу бегом в обменник!
На фоне разворачивающейся истерики прогноз Якова Миркина звучит даже оптимистично:
Как к этому относиться?
Стоически. <...> я просто призову отнестись к тому, что происходит в России, Казахстане, Беларуси или даже на Украине, как к будням обычных развивающихся экономик.
Подобных примеров в Латинской Америке или в Азии более, чем достаточно. И ничего, трубы дымят, пароходы идут, полиция отдает честь, профессора учат, а, если в Венесуэле очереди за туалетной бумагой, как пишут путешественники, так это значит, что все-таки она есть.
Если бы этой очень важной бумаги не существовало в Каракасе, то и очередей бы за ней в природе не было.
Логично.
Впрочем, есть один нюанс. Причины нынешнего российского кризиса - не только экономические, но и политические. И если экономический апокалипсис, несмотря ни на что, все же маловероятен, в политике не исключены резкие изменения, о чем пишет и Валерий Соловей:
не кажется, ничего трагичного не происходит и вряд ли произойдет. И доллар, и нефть стабилизируются. Пусть даже на некомфортном уровне. Хотя худшее еще впереди, это худшее не повлечет за собой экономической катастрофы, вселенских бедствий и распада страны. Были времена ужаснее и страшнее. Причем на нашем веку.
Что мне кажется несомненным и даже неизбежным, так это уход нынешнего политического режима. Причем в перспективе не столь уж отдаленной. Потому, что политическое управление в России оказалось неэффективным и абсолютно провальным. И постепенно это становится очевидным для всех. Не спасает даже пропаганда.
Причем падение режима будет, скорее всего, бескровным и банальным. Почему - я расскажу в следующий раз.
А сейчас надо избавиться от страхов и надежд. Помните, "не верь, не бойся, не проси"? А просто понять, что после падения режима нас ожидает тяжелая и неблагодарная работа, причем отнюдь не только в экономике и политике. В первую очередь, надо будет выбраться из-под завалов лжи, абсурда, трусости и злобы. Вернуться к моральной и психической норме.
Ну а пока остается участвовать в конкурсе прогнозов.