Российский министр экономического развития и торговли Герман Греф ожидает роста инвестиций в экономику России после ее присоединения к Всемирной торговой организации. По словам Грефа, это может произойти уже в будущем году. Заявление минситра прозвучало в Ханое после того, как российская делегация подписала в кулуарах саммита АТЭС соглашение с США, открывающее России путь в ВТО.
Теперь впереди у Москвы – раунд многосторонних переговоров. Но очевидно, что путь к вступлению России в ВТО уже вряд ли что-то может преградить. Накануне вечером один из главных героев этого события, Герман Греф отчитавшись в Ханое перед Владимиром Путиным, третий раз за два дня саммита встретился с российскими журналистами. Очевидно, ему хотелось выговориться после такого успеха – окончания семилетних изнурительных переговоров с американцами. Даже когда у журналистов уже закончились вопросы, господин Греф все еще не уходил и говорил в жанре монолога.
Как стало понятно из слов министра, российский путь он видит в чем-то похожим на тот, что прошел стремительно развивающийся Китай: «Опыт такой страны, как Китай, показал: после присоединения Китая к ВТО был очень резкий всплеск интереса к Китаю, приток инвестиций на китайский рынок и создание десятков тысяч новых рабочих мест. Мы прогнозируем, что примерно такой же процесс будет происходить и в России», - сказал Греф.
Еще один аспект, который, по мнению Грефа, должен порадовать россиян после вступления страны в ВТО – это возможность покупать иностранные товары, в том числе автомобили дешевле, чем сейчас:
«Очень важная позиция, может быть, для наших потребителей – это автомобили. В течение 4-5 лет пошлина на автомобили упадет в 1,5 раза. Все это будет делаться плавно, одновременно мы будем создавать механизмы, которые позволят развивать наше внутреннее производство, защищать внутренних производителей».
Глава российского МЭРТ Рассказал журналистам о сути компромисса между США и Россией по чувствительному вопросу – допуску иностранных банков и страховых компаний в Россию. США согласились с российским отказом допускать филиалы иностранных банков в Россию, но Москва согласилась допускать на свой рынок 100-процентные «дочки» иностранных банков при условии 50-процентной квоты участия в них российского капитала. Что же касается иностранных страховых компаний, то Россия разрешит их деятельность у себя на территории только по прошествии девятилетнего «переходного периода». Очевидно, что это может считаться крупнейшим успехом отечественного российского страхового лобби.
Отвечая на вопрос Радио Свобода, не связано ли внезапное успешное завершение переговоров с США с тем, что республиканская администрация Буша проиграла выборы в Конгресс 7 ноября Демократической партии, Герман Греф ответил категорично отрицательно. А потом, немного помявшись, выдал, как он сказал, секрет. Оказывается, текст 900-страничного соглашения в основном был парафирован еще накануне выборов в Конгресс, 6 ноября.
Герман Греф рассказал также, что во время встречи Путина с Бушем президенты договорились о дальнейшей работе, в основном с американским конгрессом об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России. Как будет президент Буш лоббировать этот вопрос в конгрессе, находящимся теперь под контролем Демократической партии, осталось неясным.
Не услышали журналисты и уверенности в ответе министра на вопрос, не будет ли у России проблем с Грузией, являющейся уже членом ВТО, если Тбилиси отзовет назад свое согласие на присоединение Москвы к торговой организации. «Надеюсь, - сказал Герман Греф, - в ближайшие дни этот вопрос решится». И добавил, что в истории ВТО еще не было случая, чтобы какая-либо страна брала назад свою подпись под двусторонними протоколами. Вероятнее всего этот вопрос остро встанет уже через неделю, 28 ноября, в ходе минского саммита СНГ, в котором должны принять участие президент Грузии Михаил Саакашвили и Владимир Путин.