Пресловутые часы Пескова который день остаются главной темой обсуждения в блогосфере, но зловещее движение курса рубля и цены на нефть мало-помалу начинают отвлекать внимание на себя.
Александр Нойнец
49,90 за баррель.
Как написать цифры капсом?
Предлагаю жителям Калуги делать варенье из нефти. Скоро она будет дешевле сахара. А сахар, соответственно, дороже.
Падение нефти ниже 50 вдохновило Остапа Кармоди на новое прочтение классики:
Прилетела к нему Меркель, спросила:
'Чего тебе надобно, старче?'
Ей Лавров с поклоном отвечает:
'Смилуйся, государыня Меркель!
Что мне делать с моим президентом?
Уж не хочет быть царем-государем,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ему в многополярном мире,
Чтоб служил ему сам Обама
И был бы у него на посылках'.
Ничего не сказала Меркель,
Лишь рукой раздраженно махнула
И обратно в Берлин улетела.
Долго ждал Лавров у телефона ответа,
Не дождался, в Кремль воротился -
Глядь: опять Путин у монитора,
На экране у него цена нефти:
Сорок девять девяносто за баррель.
Появились даже мнения, что Пескова надеть знаменитые часы, скажем так, настоятельно попросили.
Yulia Yuzik
Следите за руками:
- нефть упала ниже 50 долларов за барель, перешагнув психологическую отметку и уйдя уже к 49;
- страна сидит дома, теряя работу, семьи кормить становится нечем (я о ситуации в провинции, которую неплохо знаю),
- рубль летит вниз, цены взлетают в небеса,
- социалка урезается, льготный проезд в Москве отменен для жителей Московской области, такого, говорят, не было даже в голодные 90-ые,
- арестовывают недвижимость РФ за границей, воры государственного масштаба взяты под колпак финансовой разведкой ЦРУ,
- санкции ужесточаются, голландцы угрожают то Гаагой, то Нюрнбергом.
И в это время весь информационный фон России засирается Песковым и его безумной свадьбой, которая в эти дни в России воспринимается не иначе, как пиром во время чумы. Еще раз уточним: Песков - это не просто усы, это голос Путина. Его заменитель в инфополе. <...> Словом, гениальный ассоциативный ряд для простого россиянина.
В итоге мы понимаем то, что усы с сошедшей с ума от счастья прикосновения к большим бабкам Навкой, были цинично использованы как громоотвод от Путина и другой чемпионки.
Если в России начнутся бунты, именно эта пара будет поднята на вилы первой. (Если не успеют слинять в США, нынешнюю родину Навки). Все, что озверевшие и обманутые россияне могли предъявить Путину, им подсунули в мальчике для битья Пескове: "бейте, пожалуйста, туда, это все они".
Оптимистично перспективы экономики России не оценивает, кажется, никто.
Смотрите как падает суточная добыча нефти в России: минус 120 тыс баррелей в день за два месяца, 10,61 млн барр сутки сегодня против 10,73 млн барр в конце мая. Процесс пошел
Интересно, как мы все это переживем? Нефть стойко идет к 50 долл. за баррель, а там, если она перешагнет этот рубеж, тихий вопрос - куда она покатится дальше, и где остановится, и надолго ли. И что будет дальше? Такие вещи вносят хаос, и заранее неизвестно, когда он начнется. <...>
Экономически это то же самое, что смотреть на сход лавины, катящейся прямо на тебя, будучи связанным, не зная, где она остановится. Унижение - жить подвязанным к финансовым ценам на нефть, возникающим где-то там, за бугром, на рынках деривативов в Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне. <...>
Поражает беспечность, беззаботность, спокойствие, с которыми власти смотрят на тушку российской экономики.
Владислав Иноземцев считает, что спокойствие вскоре закончится.
в августе 2015-го мы начнем уходить от той открытой и относительно вписанной в глобальной мир страны, которой Россия и была на протяжении последних десятилетий. По крайней мере, как сама страна, так и ее оппоненты сегодня вполне к этому готовы.
Евсей Гурвич в "Новой газете".
К нынешнему шоку мы адаптировались, это был шок от обвала цен на нефть и западных санкций, но дальше Россия неизбежно переходит в стагнацию. И я не верю в то, что мы выйдем из нее естественным путем. Единственный способ возобновить экономический рост — проводить энергичные и, к сожалению, тяжелые реформы, повышающие конкурентоспособность и производительность российской экономики.
На Forbes.ru - подборка мнений ведущих аналитиков о падении курса рубля. Вывод большинства простой : "нет причин для роста". Анализ Сергея Алексашенко - на "Открытой России", тоже все неутешительно.
Заявление министра экономики А.Улюкаева о том, что дно кризиса в России пройдено и что уже в ближайшие месяцы начнутся позитивные процессы в экономике, сделано в традиционной для чиновников манере — никаких аргументов, только ощущения и вера. А поскольку, как известно, вера обсуждению не подлежит, то и обсуждать позицию министра не имеет смысла.
Евгений Гонтмахер в "Ведомостях" пишет о том, что власть от модели "дешевого популизма" переходит к модели "безразличия" (попросту говоря, начинает отбирать социальные льготы и закручивать гайки, не обращая внимания на риски общественного возмущения):
Нас затягивает, как в водоворот, в еще более драматический вариант, который резко повышает риски быстрого разрушения остатков нынешней внутриполитической и социальной стабильности. При этом народ безмолвствует, что должно не успокаивать, а настораживать руководителей государства. Накапливающиеся в людях негативные эмоции могут при определенном развитии событий быть отличным трамплином для восхождения к вершинам отъявленных маргиналов, коих хватает не только в мусульманских странах. А это, как показывает опыт истории, прямой путь к национальной катастрофе.
В общем, поможет только Путин:
Тем более что
В кризис иногда приходят в голову самые безумные идеи. На сайте The Question Екатерина Шульман отвечает на вопрос "Может ли Дмитрий Медведев снова стать президентом России?":
Упрощая, можно сказать, что политический процесс в России до 2018 г. будет определяться тем, решит ли для себя властвующий класс, что его общим интересам отвечает сохранение нынешнего лидера, или его смена (желательно мирная, в результате внутриэлитного соглашения). На нынешнем этапе развития нашей политической системы разделения на “либералов” и “силовиков”, “голубей” и “ястребов” носят довольно условный характер. Все лица, допущенные к механизму принятия решений - члены одного социального слоя и разделяют общие ценности. Ценности эти - не патриотизм, православие или крымнаш, а выживание. <...>
Если минимальной издержкой окажется смена первого лица - значит, первое лицо сменится, и никакого заговора в духе 1 марта 1801 года для этого не потребуется. “Все сами всё поймут”. Профессор Галеотти, один из лучших в мире специалистов по российским спецслужбам и организованной преступности, сравнивал возможный сценарий смены власти в России с уходом Хрущева: “Наиболее вероятные обстоятельства ухода Путина - не проигрыш на выборах, а появление в его кабинете группы людей в серых костюмах со словами: “Владимир Владимирович, пришел момент сослужить последнюю службу Родине - уйти в отставку”. <...>
Другой вопрос, почему эти люди в серых костюмах должны выбрать в качестве преемника Медведева, который для них ассоциируется с протестами 2011-12 гг, либеральной фрондой и тем, что следственные органы очевидно считают финансированием оранжевой революции через структуры Сколково (для внешнего наблюдателя звучит безумно, однако именно с этим сюжетом связаны и уголовные дела депутата Пономарева, и значительная часть того, что происходит вокруг Чубайса).
А на Карнеги.ру та же Шульман - специалист по "гибридным режимам" - рассуждает о том, почему в России так и не сложился полноценный "культ Путина":
Потому же, почему невозможно поставить действующему президенту вращающийся монумент, как Туркменбаши, или переименовать Санкт-Петербургский университет в Университет Путина, как университет в Астане носит имя Назарбаева? Причем невозможность эту равно осознают как потенциальные инициаторы, так и те, кому такого рода инициативу пришлось бы рассматривать: пришедший с подобной идеей будет воспринят бюрократической машиной не как радостный идиот, перестаравшийся по части лояльности, а как подозрительный провокатор.
Запрет этот, столь же трудноформулируемый, сколько и очевидный, можно объяснить несколькими способами.
Сама Шульман, кажется, склоняется к другому объяснению (тут вспомним, что власть в России не у "Путина", а у "серых пиджаков"):
Малозаметное, но значимое внутреннее противоречие российского режима состоит в том, что если автократия у нас и вождистская (хотя на этот счет есть сомнения), то тип легитимации – процедурный. То есть власть приобретается и передается в результате выборов и различных толкований писаных законов. Хранителем ее является не революционная гвардия, а коллективная бюрократия.
Из этого не следует, что «власть соблюдает законы», но имитировать это соблюдение она обязана, и нарушает их именно в той степени, в какой сами законы это позволяют (они соответствующим образом написаны). Сама необходимость фальсифицировать выборы и выворачивать Конституцию наизнанку подтверждает это извращенным образом.
Фу, фальсифицировать выборы - это грубо. Тренд нынешнего лета - вовсе не допускать до выборов:
Это лишь один из множества примеров. Алексей Навальный рассказывает о самой, пожалуй, вопиющей истории - новосибирской:
Очень печально смотреть, как недопуск оппозиции на выборы стал спусковым крючком для общего процесса деградации всей региональной политической, судебной и правоохранительной системы Новосибирской области.
Когда мы готовились к выборам, Сибирь проходила в справках как свободолюбивый регион с собственной политической традицией, практически отсутствующими фальсификациями, относительно честным избиркомом, свободой собраний и "силовиками", которые не сильно спешат заниматься всякими ерундовыми делами для вмешательства в выборы.
Монстрации опять же (запрещена только последняя, уже после объявления выборов), мэр не из "Единой России".
Но вот стоило московским жуликам потребовать от сибирских не пускать нас на выборы, как это сразу потребовало моментального слома всех традиций:
- Знаменитый среди специалистов честный областной избирком превращается в кучку отменных мошенников, достойных Чечни или Мордовии. "Дарья Тимурович" известна всей стране.
- Суды торопятся осудить сотрудников нашего штаба за "сопротивление полиции".
- Местные подчиненные Бастрыкина из СК просто совершенно открыто фабрикуют уголовное дело, работая в паре с активистами "Молодой гвардии "Единой России". Почитайте, здесь подробно разоблачается вся схема.
И так далее. Выводы:
Поэтому путинский режим и обречен. Для сомнительных результатов тратятся титанические усилия.
Впрочем, есть мнение, что усилия не такие уж и титанические, и результаты оппозиции тоже вполне сомнительны. Многие эксперты-политологи с вполне серьезными лицами рассуждают об "ошибках коалиции", о том, возможно ли их "исправить" и т.д., вынося тему произвола властей за скобки.
Евгений Минченко
Насчет нерегистрации так называемой "Демократической коалиции" на выборах в региональные парламенты в нескольких регионах имею исключительно профессиональный, политтехнологический вопрос:
Если предполагалось, что в бюллетенях будет название РПР-ПАРНАС (при узнаваемости этого бренда дай Бог, если 10 %), почему активно продвигали в СМИ название "Демократическая коалиция", присутствие которого в бюллетенях было невозможным?
Konstantin Kalachev
Что мы в итоге увидели:
- Дефицит профессиональных кадров для черновой полевой и юридической работы при переизбытке претендентов на медийное и политическое лидерство.
- Наиболее активны оказались интернет-активисты и «самопиарщики».
- Кампании в основных регионах выявили ограниченность кадрового ресурса и узость круга активистов оппозиции.
- Лидеры коалиции слишком много времени и ресурсов отвлекли на подготовку праймериз, которые в итоге дали всего лишь от 400 до 1000 проголосовавших в каждом из базовых регионов. <...> Выводы: Нельзя начинать реальную работу в регионах всего за месяц-два до начала избирательной кампании, если ты всерьез рассчитываешь на успех. Начинать надо было сразу после завершения предыдущего выборного цикла.
Михаил Виноградов более снисходителен - по его мнению, у оппозиции были как "успехи":
опробовали себя за пределами МКАД, убедившись, что там примерно такая же страна и такая же неоднородность общества – в том числе политическая
так и неудачи:
Если с контентом и интернетом у коалиции все неплохо, то с орговиками все сложнее – а это особенно важно в условиях неприсутствия в телевизоре. Даже в провластных штабах основная часть штатного персонала – это орговики, полевики, рядовые агитаторы.
То же и о "власти". Успехи:
1. Показала, “кто здесь власть”. 2. Вернула часть протестных активистов к излюбленному состоянию депрессии и неверия в собственные силы под девизом “Плетью обуха не перешибешь”.
Неудачи:
1. Не сделала выборы 2015 года образцово-показательными. 2. Не выиграла борьбу за интерпретацию обоснованности снятия списков Демкоалиции, оставив тем самым у части лоялистов нехороший осадок.
Глеб Кузнецов в меру циничен, но в целом считает, что этот раунд выиграла оппозиция:
Несистемная оппозиция на этих выборах свои задачи решила.
Продемонстрировала все, что хотела продемонстрировать. От собственной моральной высоты и искренности в борьбе до низости "приспешников режима".
Собрала лайков сколько надо. И репостов. Поработала с журналистами. Потренировала актив. Набрала еще пучок мемов вроде "Тимуровича". Получила политических очередных заключенных. Показала себя спонсорам потенциальным и актуальным, отечественным, зарубежным, эмигрантским, всяким.
Олег Кашин не согласен. На платном "Слоне" он пишет о том, что оппозиция своим "хождением на выборы" не добилась ровно ничего:
Арестовав Пивоварова, власть показала, что выборы фарс, ей теперь труднее будет обманывать избирателей – логика понятна, но вообще-то и при свободном Пивоварове и неголодающем Волкове многие, включаяменя, писали, что выборы фарс, иллюзий по этому поводу и раньше было немного, а те иллюзии, которые были, чаще всего как раз оказывались связаны с оптимизмом представителей Демократической коалиции, которая проводила в регионах свои праймериз, формировала списки, проверяла подписи, ведя себя так, как будто дело происходит не в условиях российской полицейщины, а где-то глубоко в Европе, где последнее слово всегда будет за избирателем.
Свободой Пивоварова (и не только ею) Демократическая коалиция заплатила вообще ни за что.
И Fyodor Krasheninnikov согласен.
Рискуя нарваться на очередной вал негодования, публично соглашусь с Олегом в главном. Может быть в нюансах я с ним и не совсем согласен, но вцелом - да.
"В нашем перевернутом мире нонконформизмом почему-то считается участие в заведомо проигрышной игре по правилам Кремля. Предвыборные скандалы в регионах – прекрасный повод вспомнить, что нонконформизм и тем более гражданское сопротивление выглядит совсем по-другому и не имеет никакого отношения к играм по правилам, задаваемым (и меняемым на ходу) Кремлем."
Те, кто будет призывать после всего этого участвовать в выборах Госдумы по партийным спискам - или дураки или провокаторы, без вариантов.
В общем, разбитое корыто как главный символ российской политики и общественной жизни. Владислав Иноземцев на "Снобе" подводит итоги:
В своей пронзительной книге «Утро было зимой» Янина Бауман, жена великого польско-британского интеллектуала Зигмунта Баумана, а во время Второй мировой войны — жительница Варшавского гетто, писала об одной из оказавшихся в гетто еврейских женщин, которая, чтобы поддерживать в себе стремление бороться, поставила личную цель: пережить Гитлера. Несчастной это не удалось. Приблизительно такую же цель — пережить нынешний персоналистский режим и затем предложить народу программу дальнейшего развития страны — следует поставить перед собой новому российскому диссидентскому движению. Потому что все остальные задачи в условиях отсутствия как демократии, так и революционной ситуации выглядят нереалистичными. Или, пусть коллеги не обижаются, смешными.