Суд Костромы 29 июля арестовал на два месяца Андрея Пивоварова – руководителя предвыборного штаба партии ПАРНАС. Он был задержан в ночь с 27 на 28 июля в Костроме по обвинению в неправомерном доступе к компьютерной информации. По этой статье ему может грозить до 5 лет лишения свободы.
Защитники оппозиционера уверены: дело против Пивоварова носит "явно политический и заказной характер". Как пишет Илья Яшин, кандидат от демократической коалиции на выборах в Костромскую областную думу, делом Андрея Пивоварова занимается отдел по особо важным делам СК по Костромской области:
По версии следствия, сотрудник отдела МВД России по Костромскому району Алексей Никоноров "незаконно предоставил активисту ПАРНАСа Андрею Пивоварову доступ к охраняемой законом компьютерной информации", а именно – к базе данных, содержащей паспортные данные жителей Костромской области. Издание Lifenews уточняло, что Пивоваров пытался купить у полицейского личные данные костромчан. Сотрудник правоохранительных органов и активист ПАРНАСа были задержаны на 48 часов.
Илья Яшин назвал "прямой ложью" распространяемую в СМИ информацию о том, что Пивоваров пытался купить базу данных. По его мнению, в действиях руководителя его предвыборного штаба не было состава преступления: у Пивоварова "появилась возможность" уточнить данные людей, подписавшихся за ПАРНАС, и 27 июля он обратился к одному из сотрудников полиции с просьбой проверить указанную информацию. Полицейский, как пишет Илья Яшин, пригласил Пивоварова в свой служебный кабинет, после чего в помещение вошли оперативные сотрудники МВД и задержали обоих.
Последние сутки Андрей Пивоваров провел в СИЗО. Членов Общественной наблюдательной комиссии к оппозиционеру не пустили, однако ранее, утром 28 июля, активистам удалось передать ему в изолятор необходимые вещи. По словам сотрудницы избирательного штаба ПАРНАСа Полины Немировской, допрос Пивоварова, который следствие должно было провести вчера, так и не состоялся.
Первым Свердловский суд рассмотрел прошение следователей об аресте сотрудника полиции – Алексея Никонорова и отправил его в СИЗО на два месяца:
Затем началось рассмотрение в отношении Андрея Пивоварова. Суд размышлял больше часа, но принял аналогичное решение: арестовать активиста на два месяца.
В суде защита Андрея Пивоварова просила отпустить активиста под залог или назначить ему домашний арест. Адвокаты предоставили поручительства от депутата государственной Думы Дмитрия Гудкова и от Людмилы Алексеевой, характеристики с места работы. Сам Пивоваров просил суд не отправлять его в СИЗО, он заверил, что не скроется. Кроме того, защита предоставила медицинские документы об инвалидности матери Андрея Пивоварова.
Сотрудница избирательного штаба ПАРНАСа в Костроме Полина Немировская в интервью Радио Свобода пояснила: в штабе уверены: в действиях Андрея Пивоварова нет состава преступления:
Это выгодно всем региональным властям, которые, видимо, отрабатывают "заказ" из администрации президента, чтобы не допустить оппозицию на выборы
– Это, естественно, выгодно всем региональным властям, которые, видимо, отрабатывают "заказ" из администрации президента, чтобы не допустить оппозицию на выборы. Даже позиция следствия указывает на то, что в действиях Андрея состава преступления не было. Преступление, квалифицируемое по ч.3 ст.272 УК РФ, считается завершенным с момента, когда в результате доступа к базе с базой случилась модификация, ее копирование, блокирование либо ее уничтожение. Если ни одного из этих последствий не наступило и умысла на них не было, то сам по себе доступ к базе не является уголовным преступлением. Даже в пресс-релизе СК написано, что Андрей получил доступ к базе, но при этом никаких других действий с ней не произвел. То есть непонятно, что именно здесь рассматривается как уголовное преступление. Наша позиция в том, что Андрей не совершал преступления, мы будем бороться за то, чтобы его отпустили как можно скорее.
– Вы и другие сторонники Андрея Пивоварова накануне пикетировали здание Следственного комитета. Как это проходило? К вам кто-то вышел?
– Мы с Михаилом Коневым, который является главой молодежного отделения РПР-ПАРНАС, быстренько на ватмане нарисовали лозунг и пошли с ним к Следственному комитету. Никто к нам не выходил, просто следователи нас с интересом разглядывали из машин и из окон. Мы постояли по очереди и в какой-то момент свернулись. Где-то около часа все это заняло.
Если мы идем по худшему варианту развития событий и Андрея с нами не будет, мы сможем продолжить избирательную кампанию и будем работать
– Что будет сейчас с избирательной кампанией? Насколько отсутствие Андрея Пивоварова скажется на возможностях штаба продолжать работу?
– Избирательную кампанию мы в любом случае продолжим. Именно этим способом мы системно можем поддержать Андрея, он был бы рад, если бы мы это делали. Пока у нас идет процесс подготовки подписей к сдаче, которой занимается юрист. Им и изначально должен был заниматься юрист, и сейчас организационная потеря Андрея – это то, что мы можем пережить. Потом избирком должен 10 дней решать, зарегистрировать нас на выборах или нет. Это все время мы работаем автономно, что-то делаем, собираем подписи на городской список и так далее. Конечно, мы надеемся, что Андрея за это время отпустят, но если его не отпустят… Мы, конечно, взрослые самостоятельные ответственные люди. Андрей так выстраивал работу, что у каждого была своя зона ответственности, за которую человек полностью отвечал. А он был главным над всеми и отвечал за всех. Если мы идем по худшему варианту развития событий и Андрея с нами не будет, мы сможем продолжить избирательную кампанию и будем работать. Я не знаю, что еще можно делать в такой ситуации, кроме как работать, – говорила Полина Немировская.
На сайте change.org создана петиция, адресованная министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву, с требованием освободить Андрея Пивоварова. На момент написания статьи обращение поддержали более 750 человек.
В Магадане, где от Демократической коалиции в местную Думу баллотируется сотрудник Фонда борьбы с коррупцией Георгий Албуров, 29 июля рабочая группа избиркома рекомендовала ПАРНАСу отказать в регистрации, пишет в твиттере руководитель штаба Дмитрий Крайнев:
В интервью Радио Свобода Дмитрий Крайнев пояснил, что окончательное решение избирком будет принимать на заседании 1 августа, однако в его исходе руководитель штаба не сомневается – ПАРНАСу в регистрации откажут:
– Мы сдали подписи в избирком еще 23 июля, избирком надолго взял паузу. Мы подозреваем, что эта пауза была связана с тем, что не знали, как нам отказать. Мы, в отличие от Новосибирска, применили новую технологию по проверке наших подписей. Мы проверили каждую подпись буквально вручную, через систему ГАС "Выборы", через общедоступный сервис. После того как мы это сделали, скорее всего, ее отключат, тем не менее, у нас это получилось. Поэтому справка ФМС показала, что у нас всего лишь 4,4 процента брака, то есть заведомо ниже 10 процентов, после которых можно уже отказывать в регистрации. Это поставило, очевидно, в тупик магаданский избирком, и он взял очень долгую паузу.
Мы своими действиями загнали Магаданский избирком в ситуацию, когда нас необходимо регистрировать, и все технологии, которые использовались в Новосибирске, уже не работали в Магадане
Рабочая группа была назначена на последний возможный день. Пошли нехитрым, простым дедовским способом: призвали магаданского эксперта, который долго смотрел на подписи и с третьей попытки начал браковать так называемые "цепочки", то есть "рисованные" подписи, сделанные якобы одним человеком. В итоге получилось так, что к "рисованным" эксперт отнес подписи, которые собирали лично мы. Я как руководитель штаба собрал 170 подписей, некоторые из них эксперт признал сфальсифицированными. Также он признал несколько подписей кандидатов, которые сами ходили по домам и собирали эти подписи, в том числе Георгия Албурова и Вадима Сыромятникова. Самое интересное, что все эти подписи мы отправляли в Новосибирск на проверку графологу. И у графолога никаких претензий не было. В результате по справке ФМС, как и в Новосибирске, не нашлось больше 10 процентов брака, всего 4,4 процента. Зато эксперт забраковал больше 16 процентов, и общий процент брака составил 22 процента. В Магадане проверяют не все 100 процентов, а всего лишь 20 процентов подписей, поэтому забраковали всего 25 подписей, а мы сдавали 614. Получилось так, что число подписей, которые признаны недействительными, по-прежнему меньше минимального числа, то есть их хватает. Но из-за большого процента, который установил этот "эксперт", рабочая группа рекомендовала отказать в регистрации партии ПАРНАС в Магаданской области.
– Поясните, пожалуйста, что это за "рисованные" подписи?
– Буквально на голубом глазу нам сказали, что подписи, которые я лично собирал, ходил по домам, сравнили с какими-то другими подписями и признали недействительными... Речь идет именно о подписях, которые ставили сами избиратели. Еще в двух случаях подписи нормальные, но почему-то даты были неправильные. И вот к ним эксперт придрался. Он считает, что в данном случае это так называемая "цепочка" – несколько подписей ставились одним лицом. Вообще, вся эта ситуация – анекдот по той причине, что мы сдали 614 подписей, а эксперт придрался к чуть больше десятку подписей. Весь процесс нашего сбора подписей был предельно открыт, мы демонстрировали полную открытость на всех этапах – когда собирали подписи, когда проверяли их, потом показывали общественности. Несколько раз мы демонстрировали, как мы собираем подписи. С нами ходило магаданское телевидение. Они смотрели, как мы собирали, и все видели нас, и вдруг выясняется, что мы зачем-то в наши суперидеальные по всем параметрам подписи добавили какие-то рисованные. Здесь все понятно: мы своими действиями загнали Магаданский избирком в ситуацию, когда нас необходимо регистрировать, и все технологии, которые использовались в Новосибирске, уже не работали в Магадане. Пришлось прибегать к старым и проверенным технологиям.
– Каковы ваши дальнейшие действия?
Наша ситуация уникальна: нет никаких объективных данных, есть просто мнение эксперта, который посчитал, что подписи слишком похожи одна на другую
– Это пока что всего лишь рабочая группа, и мы должны пообщаться с избиркомом напрямую. Заседание будет проходить в субботу, 1 августа. Мы постараемся изложить наши аргументы по поводу возникшей ситуации и посмотрим, какая будет реакция. Я предполагаю, что нам будет дан отказ на избирательной комиссии. Мы не собираемся опускать руки, а собираемся продемонстрировать еще несколько юридических техник, о которых я пока не буду рассказывать. Я думаю, для Магаданского избиркома это будет неприятным сюрпризом. Пути дальнейшего обжалования понятны. Если Магаданский избирком нас не регистрирует, мы обжалуем в Центральную избирательную комиссию, и дальше – суд, сначала Магаданский областной, а потом Верховный суд. Посмотрим, сколько времени это займет. Но наша ситуация уникальна, сейчас нет никаких объективных данных: есть просто мнение эксперта, который посчитал, что подписи слишком похожи одна на другую. Мы опубликуем их в ближайшее время, и будет понятно, что ничего общего подписи друг с другом не имеют, в это все придумки эксперта. И они будут достаточно легко развенчаны, когда мы покажем наши подписи настоящим экспертам.
Два дня назад в Новосибирске представителям ПАРНАСа также отказали в регистрации на выборах, забраковав собранные активистами подписи избирателей. В знак протеста руководитель штаба Леонид Волков и активисты Егор Савин и Сергей Бойко объявили голодовку, которая продолжается до сих пор.
Политолог Дмитрий Орешкин уверен: власть боится допускать представителей оппозиции к выборам:
– Это не местная инициатива, потому что в трех из четырех регионах (пока мы не знаем про Калужскую область) "Демократическую коалицию" условно и последовательно гнобят. Это не то, чтобы прямая команда сверху – это считанное движение бровей и щек первого лица. Конечно, они боятся. Это уже финальная стадия ужаса, когда страх нерационален, он инстинктивен. Им есть чего бояться. Достаточно вспомнить, как Навальный выступил на выборах мэра и показал себя вторым по значимости внутримосковским политиком.
Это уже финальная стадия ужаса, когда страх нерационален, он инстинктивен
Две основные причины страха: инстинктивная – в том, что поднимут волну "оранжевых революций", что само по себе довольно глупо, потому что честные выборы к оранжевым революциям не ведут, они ведут к нормальной и естественной смене власти из-за того, что, например, избиратель испытывает разочарование. Это только укрепляет государство, но отменяет привилегии целого ряда товарищей, которые прилипли к местам на галерах, где, видимо, так медом намазано, что оторваться трудно. Втрое – более рациональное соображение: если людям таким, как Навальный, дать трибуну, а регистрация в качестве кандидата обеспечивает эту трибуну, он сумеет так сказать и такое, что большим начальникам это совершенно не захочется слышать. Поэтому из такого иррационального страха и из рациональных соображений, решают, что лучше напугать, посадить и показать, кто в доме хозяин. Тут тоже надо иметь в виду такую демонстративную составляющую – чтобы все знали, что без разрешения из-под лавки не выпустят. Это совершенно предсказуемо, совершенно органично для этой системы власти, которая построена на монополии, и совершенно бесперспективно, – считает политолог Дмитрий Орешкин.
Как сообщает РИА Новости, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг информацию о том, что существует распоряжение о том, чтобы не допускать оппозицию к выборам. По словам Пескова, для допуска к выборам необходимо выполнять предусмотренные законом действия: "Это вопрос просто соответствия тем нормам и правилам, которые зафиксированы в законе", – пояснил пресс-секретарь президента.
13 сентября 2015 года в единый день голосования в России пройдут выборы глав субъектов Федерации и региональные выборы депутатов законодательных органов. Представители Демократической коалиции намерены принять участие в выборах в Новосибирской, Магаданской Костромской и Калужской областях.