Сейф аль-Ислам, 43-летний сын убитого ливийского диктатора Муаммара Каддафи, во вторник, 28 июля, был приговорен судом в Триполи к смертной казни через расстрел, вместе с еще восемью бывшими высшими чиновниками своего отца. Всех их признали виновными в военных преступлениях во время попыток подавить народное восстание в 2011 году, в результате которых режим Каддафи был свергнут. Приговор Сейфу аль-Исламу вынесен заочно – с 2011 года, с момента пленения, он якобы удерживается группой бывших повстанцев, не поддерживающих нынешнее официальное правительство страны. На самом деле второй, и самый известный, сын покойного ливийского диктатора может быть уже мертв или же скрываться за границей – точно этого не знает никто.
Суд над Сейфом аль-Исламом и еще 20 высшими руководителями и приближенными покойного диктатора Муаммара Каддафи с самого начала вызвал критику правозащитников и руководства Международного уголовного суда в Гааге, с полным основанием сомневающихся в том, что в нынешних условиях в Ливии вообще существует беспристрастная юридическая власть и главенство права. После долгих проволочек процесс открылся в Триполи в апреле 2014 года, еще до начала в стране полномасштабной гражданской войны, фактически расколовшей Ливию на несколько частей.
К смертной казни через расстрел суд 28 июля также приговорил, в частности, Абдаллу аль-Сенусси, бывшего главу внешней разведки Каддафи, и бывшего премьер-министра Багдади аль-Махмуди. Еще восемь человек получили пожизненное заключение и семеро – по 12 лет тюрьмы каждый. Четверо были оправданы. Формально у всех осужденных, за исключением Сейфа аль-Ислама, присутствовавших в зале заседаний, есть право обжаловать вынесенные им приговоры, которые еще должен утвердить также Верховный суд Ливии.
Главной, хоть и отсутствовавшей физически, фигурой на этом процессе, безусловно, всегда был Сейф аль-Ислам, называвшийся преемником отца и "золотым мальчиком" режима Каддафи. Плейбой-интеллектуал, доктор философии, выпускник Лондонской школы экономики и политических наук, получивший степень за диссертацию под названием "Роль гражданского общества в демократизации институтов глобального управления: от "мягкой силы" к коллективному принятию решений?", Сейф аль-Ислам регулярно появлялся на страницах мировых таблоидов как из-за своего эксцентричного поведения и любовных романов с известными красавицами, так и в связи с политическими и благотворительными проектами. Он – бывший друг клана Ротшильдов и княжеской династии Монако, а также, например, российского олигарха Олега Дерипаски – на Западе многими считался активным сторонником проведения в своей стране либеральных реформ, напоминает московский востоковед-арабист Елена Супонина:
– Он стал политиком по своим склонностям, по воле отца, но в молодости он же все время вел себя как представитель обыкновенной "золотой молодежи". Часто без огласки бывал в России – например, его видели на дне рождения Ксении Собчак, где он общался со многими представителями такой же "золотой" российской молодежи. Там он познакомился с девушкой с Украины по имени Надя. Я как-то с ней общалась, и она мне рассказала о нескольких своих нелегких годах совместной жизни с аль-Исламом. Это отношения, где были и попойки, и девушки легкого поведения, и много чего другого, бурного. Но когда началась война, он взял оружие в руки, и, несмотря на то что его личность вызывает неоднозначные оценки, несмотря на всю его брутальность, способность побить кого-то, даже, может быть, любимую девушку, как это бывало, к нему относятся с уважением, потому что он повел себя мужественно в решающие моменты. А на арабском Востоке такое поведение вызывает уважение – да и не только там.
Когда в 2011 году в Ливии начались народные волнения и вооруженные выступления против режима Каддафи, Сейф аль-Ислам активно поддержал отца и потом клялся отомстить за его смерть, до самого момента своего пленения выказывая несомненные храбрость и выдержку. После того, как Муаммар Каддафи уже был убит и всем стало ясно, что режим свергнут, Сейф аль-Ислам все равно возглавлял остатки сил сопротивления победившему Переходному национальному совету Ливии. Вот что он говорил западным журналистам осенью 2011 года:
– Сейчас наступил очень важный, критический момент. Все должны вести себя очень и очень осторожно. У нас нет времени, чтобы рисковать судьбой страны, чтобы терпимо относиться к людям, которые опять хотят спровоцировать общественные беспорядки. Эти люди взяли в руки оружие. Оружие сейчас повсюду!
После признания Парижем вооруженной ливийской оппозиции Сейф аль-Ислам обратился к бывшему президенту Франции Николя Саркози с требованием вернуть деньги, якобы одолженные ему Триполи для проведения избирательной кампании. А в 2012 году он попросил бывшего британского премьера Тони Блэра, которого также называет своим "хорошим приятелем", спасти его жизнь и как-то вмешаться в проводимый над ним судебный процесс. Сейф аль-Ислам – это человек, который сильно заявил о себе в критический момент, считает арабист Елена Супонина:
– Не только потому, что он сын своего отца, не только потому, что он был допущен к власти благодаря влиянию Муаммара Каддафи, но и потому, что сам проявил себя как гибкий, ловкий, хитрый, умный, хорошо подготовленный молодой политик. Сейф аль-Ислам уже начинал проводить в Ливии реформы. Если отец, Муаммар Каддафи, был настроен более жестко по отношению к деятелям оппозиции, то сын, Сейф аль-Ислам, как раз убеждал его вести диалог, проводить какие-то реформы. И благодаря Сейфу аль-Исламу многие оппозиционеры еще при Муаммаре Каддафи были выпущены на свободу. Сейф аль-Ислам был вхож во многие кабинеты лидеров ведущих стран мира, ему пожимали руки известные западные политики, занимающие очень высокие посты, он прекрасно говорит по-английски, он получил хорошее западное образование. В том числе поэтому, в отношении улучшения имиджа прежнего режима, он сделал очень многое. Только он не успел довести это дело до конца, потому что Муаммар Каддафи сомневался, медлил, и в конце концов начались народные выступления, которые свели все прежние усилия на нет.
Но я думаю, что он не ожидал, что от него все отвернутся, повернутся спиной
Но я думаю, что он не ожидал, что от него все отвернутся, повернутся спиной, – потому что семейство Каддафи не только пожимало руки западным деятелям, но и очень много на Западе тратило. Ведь была же и очень серьезная интрига насчет того, где будут судить Сейфа аль-Ислама и многих его соратников. Многие добивались того, чтобы это происходило в Гааге, чтобы был международный суд. И те, кто лучше относится к Сейфу аль-Исламу, считали, что для его судьбы так будет лучше, безопаснее, и даже если его сурово осудят, по крайней мере, над ним не будут издеваться. И на Западе отменена смертная казнь, так что в суде в Гааге смерть ему бы точно не грозила. В данном случае ливийские власти отказались выдавать его международному суду, несмотря на то что такую передачу поддерживали очень многие, в том числе и Россия, которая не возражала, чтобы суд состоялся за пределами Ливии, – рассказывает Елена Супонина.
В последние месяцы Сейфа аль-Ислама никто не видел, и свои показания на суде он давал по видеосвязи, хотя стопроцентно никто не только не может подтвердить, что все это не было постановочным процессом, но и вообще понять, где находится второй сын бывшего ливийского диктатора, жив он или мертв. Согласно главной версии, его держит в плену в городе Зинтан в 160 километрах к юго-западу от Триполи захватившая его в ноябре 2011 года повстанческая группировка "Зинтанские бригады", активно вовлеченная в нынешний вооруженный конфликт в Ливии. Она считается антиисламистской и сражается, в частности, против ливийских отрядов "Исламского государства", но также противостоит и властям в Триполи – и потому пока отказывается выдавать им Сейфа аль-Ислама, даже для смертной казни. Впрочем, немногие друзья и сторонники самого известного сына покойного ливийского диктатора рассказывают, что, по их информации, Сейф сумел бежать из плена и скрывается где-то за границей.