На Балканах пытаются выяснить обстоятельства нападения на премьер-министра Сербии Александра Вучича, прибывшего в Боснию и Герцеговину на траурные мероприятия по поводу 20-й годовщины геноцида в Сребренице 11 июля. Политики в Белграде и Баня-Луке назвали этот инцидент "покушением" и "атакой на Сербию". Субботнее происшествие подтверждает: боснийский конфликт 90-х годов прошлого века, остающийся предметом острых споров, продолжает служить источником напряженности в республиках бывшей Югославии.
В минувшую субботу в Мемориальном комплексе Поточари собрались около 50 тысяч человек, чтобы почтить память жертв Сребреницы. Расстрел в июле 1995 года более чем 8 тысяч мальчиков, мужчин и стариков, осуществленный военными формированиями боснийских сербов под командованием Ратко Младича, называют самым крупным военным преступлением в Европе после Второй мировой войны. Международный суд ООН признал эту расправу геноцидом. Премьер Сербии Александар Вучич, в прошлом сторонник радикальных националистов, прибыл в Поточари впервые, при этом он совершил визит, несмотря на негативные рекомендации экспертов по вопросам безопасности.
Вучича достаточно тепло встретили организаторы мероприятия и родственники жертв, однако позднее его освистали. Толпа попыталась забросать сербского политика камнями, пластиковыми бутылками и другими мелкими предметами. В итоге премьеру разбили губу и очки. Инцидент произошел после окончания официальной церемонии, когда Вучич вышел к месту возложения цветов. Делегацию Сербии, проходившую мимо разгневанной толпы, пришлось срочно эвакуировать. Полиция оттеснила эмоционально настроенных граждан, один из нападавших был задержан. Глава исламской общины Сребреницы Хусеин Кавазович успокоил собравшихся, призвав их вести себя достойно в день похорон. Скандальный инцидент, хоть и не привел к срыву траурных мероприятий, все же бросил тень на это важное событие, поставив под вопрос профессионализм служб, занятых обеспечением безопасности.
Похороны в Поточари (раз в год на Меморальном кладбище погребают останки жертв трагедии, идентифицированные за минувшие 12 месяцев) всегда проходят при огромном стечении людей. Неясно, почему программа пребывания Вучича в Сребренице изначально не была скорректирована таким образом, чтобы избежать почти прямого контакта сербской делегации с многотысячной толпой.
Сразу после инцидента сербскому премьеру были принесены извинения. Власти Боснии и Герцеговины, ассоциации родственников жертв трагедии, организаторы мероприятий в Поточари и известные боснийские политики осудили нападение, заявив, что произошедшее оскорбляет жертв Сребреницы и угрожает процессу примирения на Балканах. Хотя полная картина происшествия пока не установлена и официальных данных об участниках нападения, их планах и заказчиках (если таковые были) нет, некоторые политики уже выступили с категоричными оценками. Лидер боснийских сербов Милорад Додик, не упускающий возможности покритиковать власти в Сараеве, назвал инцидент спланированным, возложив при этом ответственность на лидеров боснийских мусульман, которые, по его мнению, не оценили искренние намерения Вучича, протянувшего руку дружбы.
Нет сомнений, что нападение было подготовлено и организовано, что намерения нападавших были крайне опасны. В давке Вучич мог погибнуть
Додик заявил журналистам, что полиция Республики Сербской (на территории которой и находится Сребреница) не отвечала за обеспечение безопасности внутри Мемориального комплекса, а была размещена за его пределами. Однако, по мнению политика, лишь вмешательство полицейских-сербов спасло жизнь Вучича. Ответственность за обеспечение безопасности внутри комплекса была возложена на Дирекцию по координации полицейских служб Боснии и Герцеговины, считает Додик.
– Нет сомнений, что нападение было подготовлено и организовано, что намерения нападавших были крайне опасны. В давке Вучич мог погибнуть. К счастью, благодаря быстрому реагированию специальных сил Республики Сербской, этого не произошло, – сказал Додик журналистам. При этом он добавил: инцидент поставил под угрозу отношения между сербами и боснийскими мусульманами.
– Если боснийские мусульмане хотят иметь общее государство с сербами, то они должны пожать руку мира, протянутую из Сербии, и отказаться от желания строить унитарную Боснию и Герцеговину, – подчеркнул он. Инцидент с Вучичем Додик также решил использовать для напоминания о своих противоречиях с Сараевом, переводя проблему в плоскость межэтнических отношений.
Такой ненависти я еще никогда не видел, но по-прежнему готов протянуть руку дружбы боснийским мусульманам
В Белграде после первой эмоциональной реакции на инцидент с сербской делегацией в Поточари все же решили не идти на обострение отношений с Сараево. Вучич, вернувшись домой, сообщил журналистам: "Такой ненависти я еще никогда не видел, но по-прежнему готов протянуть руку дружбы боснийским мусульманам". Говоря о нападении, Вучич упомянул боснийских футбольных болельщиков в качестве возможных зачинщиков, с другой – сообщил об угрозах убийства в его адрес, причем под радикальными исламистскими лозунгами. Сербский премьер, по его словам, ни в чем не винит родственников жертв Сребреницы или лидера боснийских мусульман Бакира Изетбеговича. В белградских газетах появились сообщения, что к нападению на Вучича причастен некто Асим С., связанный с преступным миром и одновременно являющийся представителем правящей Партии демократических действий, которую и возглавляет Изетбегович. Эти сообщения официально не подтверждены и не опровергнуты.
При этом Вучич не дает подробных разъяснений, почему он пренебрег советами по поводу безопасности в Поточари и предупреждениями о том, что его визит может вызвать возмущение. В 1990-е годы, в период вооруженных конфликтов на Балканах, Вучич был членом Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, который много лет провел под судом в Гааге по обвинению в военных преступлениях. Не сообщается, рассматривал ли Вучич возможность посетить центр в Поточари в другой день, чтобы отдать дань жертвам Сребреницы в более спокойной обстановке.
Известно, что Александр Вучич, позиционирующий себя как современный европейский политик, любит внимание телекамер и нередко прибегает к популистским шагам, поэтому его визит в Сребреницу многие наблюдатели на Балканах восприняли как часть политической саморекламы. Однако, как выяснилось, в Боснии не забыли его противоречивые заявления о конфликтах 1990-х годов и тот факт, что Вучич отказывался считать массовые расстрелы в Сребренице актом геноцида.
Сербия, кандидат на вступление в Европейский союз, не заинтересована в дестабилизации своих и без того хрупких отношений с Боснией и другими республиками бывшей Югославии. В то же время политические лидеры в Сербии, включая Вучича и президента страны Томислава Николича, опираются в основном на националистический электорат, их риторика часто затрагивает трагические военные события. Постоянные попытки "героизации сербского народа", преуменьшение масштабов преступлений, совершенных бонсийскими сербами в 1990-е годы при открытой поддержке сербских политиков, включая самого Вучича и Николича, могут привести к новым конфликтам.