Джазовая музыка была изначально интимной: похоронной и танцевальной. Что может быть интимнее похорон? Даже роды менее интимны, ибо разрыв, прощание с материнским раем и переход в жизнь. А похороны – прощание с раем или адом и переход в великое Неизвестное.
Ну, а танцы вели как раз к родам, к законным или же не совсем. Танцы были живым и активным интимом. Мало того, как карнавал в Венеции, танцы могли быть чем-то анонимным, встречей в полутьме, в табачном дыму, в алкогольном угаре. Так и начинался джаз: марширующим на похоронах оркестром, который отгремев медной скорбью, менял ритм и переходил в пляс, возвращаясь в жизнь.
На самых коротких в мире (по непроверенному сообщению из Киева, автор Александр Косюкевич, и на вполне достойно коротких в 22 и 31 метр, прошу подтвердить!), на коротких волнах «Свободы» вы слушаете еженедельное и упрямо свингующее «Время Джаза». Вы так же можете слушать нас без помех и в любое удобное для вас время с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Jelly Roll Morton - Dead Man Blues – 3:14 (Jelly Roll Morton - The Pearls – Bluebird)
«Dead Man Blues», «Блюз мертвеца» пианиста и лидера комбо «Горячие Острые Перчики» Джелли Ролла Мортона. Запись сделана по новейшей технологии тех дней, т.е. в 1926 году. Позже, волшебники наших дней, Рей Хол и Рик Роуи из Сан-Франциско, приложили гигантские усилия, чтобы из запиленных патефонных пластинок, создать вполне приемлемый компактный диск.
Джелли Ролл был пианистом раннего джаза и рэгтайма и претендовал на то, что это он «изобрел» джаз. Скажем честно, первенство это у него оспаривали многие. И вздохнем: отцов-основателей джаза мы знаем очень плохо. Их просто не записывали вообще.
Добавлю, что новоорлеанцы все еще плотно были связаны с африканскими традициями, а именно там, в Африке, и вплоть до наших дней, трагедия прощания, похорон заканчивается возвращением к жизни во всех ее проявлениях, со всеми радостями и ужасами.
Scott Joplin - Weeping Willow Rag – 3:19 (Scott Joplin - The Greatest Ragtime Of The Century – Biograph)
«Weeping Willow Rag», «Рэг Плачущей Ивы» - абсолютная классика Скотта Джоплина, май 1916 года. Этот rag был записан Скоттом Джоплиным для пианолы, механического пианино, на перфорированную картонную ленту, ее ролик, piano roll. Фирма «Biograph» реставрировала и перенесла этот rag на компактный диск в 1987 году. Но самый знаменитый rag Джоплина «Maple Leaf Rag» был записан им в том же 1916 году, на месяц раньше. Вы, наверняка, слышали эти ранние записи или их дубли в фильмах Чарли Чаплина.
Scott Joplin - Maple Leaf Rag 3:11 (Scott Joplin - The Greatest Ragtime Of The Century – Biograph)
«Maple Leaf Rag», «Рэг Кленового Листа» Скотта Джоплина, он же за пианино в момент записи - создания ролика. Апрель 1916 года, Нью-Йорк.
По сравнению с пианистами рэгтайма эпохи (Джелли Ролла Мортона, Джеймса Пи Джонсона, Юби Блейка, Джимми Блисa, Томаса Райта Уоллера по кличке «Фатс») Скотт Джоплин был и уникальным исполнителем, и гениальным композитором. «Maple Leaf Rag» был его музыкальным подвигом, tour de force, как пишет Майкл Монтгомери. Именно Скотт Джоплин установил законы стандартов рэгтайма: четыре темы вместо трех и лирическая линия мелодии, которая скрепляла вместе стандарт.
Но мэтры рэгтайма – это эпоха конца девятнадцатого века и первые восемнадцать лет двадцатого. Рэгтайм был танцевальной музыкой негритянских красно-фонарных кварталов Сент-Луиса и Нового Орлеана. Рэгтайм был детищем марширующих оркестров, а не наоборот. Лишь однажды марширующему оркестру (кларнеты, трубы, тромбоны, банджо, барабаны) удалось промаршировать с пианистом – пианино было водружено на телегу. Марширующие оркестры, игравшие так же в притонах и хонки-тонк, всё еще были афроамериканской музыкой. Под этот, не нашедший еще имени, джаз танцевали cakewalk. Рэгтайм был детищем этой музыки и европейских танцев: всячески мазурок, полек, вальсов и даже котильонов.
Осмелюсь напомнить, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза», историю американской музыки, на волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Eubie Blake - Charleston Rag – 3:04 (Eubie Blake - The Greatest Ragtime Of The Century – Biograph)
«Charleston Rag» - Юби Блейка, 8 августа 1917 года, Нью-Йорк. Джеймс Хьюберт Блейк был менее известен, чем Джелли Ролл Мортон, Скотт Джоплин или Джеймс Пи Джонсон. Но без него список был бы не полным. Блейк впервые услышал «Charleston Rag» в 1899 году, ему было 12 лет. Этот рэгтайм еще не был опубликован, так что в 1915 году Юби записал мелодию «Charleston’a» и опубликовал в нотном издании. Здесь важно сказать, что если оркестры, которые вскоре стали называться джазовыми, не публиковали свои пьески до десятых годов, нотные издательства делали деньги, продавая ноты рэгтаймов еще в девяностых годах девятнадцатого века.
Fats Waller - Nobody but My Baby – 3:26 (Fats Waller - The Greatest Ragtime Of The Century – Biograph)
«Nobody but My Baby», «Никто, кроме моей крошки…» - Энди Разафа и Кларенса Уильямса. Томас Райт Уоллер, он же Фатс Уоллер, за фортепьяно. Август 1927 года, Нью-Йорк.
Самые горячие годы рэгтайма это 1900-й – 1918-год. Под rag танцевали и танцуют; это «… танцевальная форма с размером в 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды на чётных долях такта, что придаёт звучанию, (отметим!) типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие рэгтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем». Я цитировал русскую Вики.
А теперь, прежде чем перейти к чисто джазовым комбо, займемся тем, что в крупных городах, особенно в Нью-Йорке, называлось «rent party».
James P. Johnson - Steeplechase Rag – 2:25 (James P. Johnson - The Greatest Ragtime Of The Century – Biograph)
«Steeplechase Rag», «Рэг Скачек с Препятствиями» - Джеймса Пи Джонсона. Все еще май 1917 года. В одной стране про октябрь еще и не думают. Танцуют шимми.
Джеймс Пи, которого многие знают в роли композитора, начал нечто почти из Дворжака, но потом стал тасовать свои три темы, ускоряя ритм. Про него писали (про его рэгтаймы), что они очень пианистические, но они не годятся ни для насвистывания, ни для мурлыканья или напевания под нос.
Вот здесь мы с рваным ритмом, рэгтаймом и расстанемся, но не без последнего штриха…
В Гарлеме в начале двадцатых годов прошлого века родилась традиция rent party – танцевальных вечеринок, на которые приглашали пианиста или оркестр. Так вот ветеранам рэгтайма приходилось туго. Нужно было играть громко, чтобы заглушать, перекрывать голоса гостей и нужно было играть почти без пауз – настоящий марафон. Иначе, кто-нибудь другой уселся бы за фортепьяно. А для пианистов rent party были заработком.
В Саратове, Ставрополе, Спас-Клепиках, Сольвычегодске, быть может в Суздале, Сухуми, Сочи и в подмосковной Салтыковке вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на коротких волнах «Свободы», из космоса через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Louis Armstrong - West End Blues – 3:11 (An Introduction to Louis Armstrong - 1924-38 - Best of Jazz)
«West End Blues» - Джо Кинга Оливера. Луи Армстронг – труба и робкий намек на грядущий скэт; Фрэд Робинсон – тромбон; Джимми Стронг – кларнет и тенор; Ёрл Хайнс – фортепьяно; Мэнси Кара – банджо и Артур Джеймс Затти Синглтоун – ударные. Чикаго, 28 июня 1928 года.
Что ж, меньше маршей, больше танцев, больше танцевальных площадок, ballrooms, больше оркестров. Ранняя фаза свинга. Оркестры еще замаршируют, но уже в частях ВМФ, ВВС и в сухопутных. А пока что Америка танцует. Хотя колыбель джаза, Новый Орлеан, уже не город карнавальных безумств и бессонных притонов: Вашингтон закрыл военно-морскую базу Дельты и город обеднел. Через Чикаго и Канзас джазмены потянулись в Нью-Йорк. Но я сегодня не совсем об этом, не совсем о различных этапах развития джаза и его жанров. Я, скорее, о танцах.
Как утверждают историки, Америка никогда так и столько не танцевала, как в эпоху Великой Депрессии. Все разновидности танцев: линди хоп, чарльстон, джиттербаг, линди-чарльстон, шэг, бальбоа, блюз (блюз, как танец), танцы Восточного побережья, Западного – под общей шапкой, общим небом Свинга, сотрясали США. Что ж, это была терапия и не из худших.
Cab Calloway - Some of These Days – 3:01 (Cab Calloway - Zac Zuh Zaz - Saga Jazz)
«Однажды», «В один из этих самых дней…» Шелтона Брукса. Кэб Кэллоуей (вокал) и его оркестр в «Cotton Club’e», Гарлем, 18 декабря 1933 года. Танцует сцена, танцует сам Кэб Кэллоуей, реже танцуют белые посетители знаменитого клуба. Мы уже совсем близко к тому свингу, под который танцуют толпы по всей стране. Не хватает лишь одного человека – Бенни Гудмена.
Benny Goodman - Sing, Sing, Sing – 8:38 (Benny Goodman & His Orchestra - 1935 – 1939 – Giants of Jazz)
«Sing, Sing, Sing», «Пой, пой, пой, свингуя…» Луи Прима написал музыку и слова этого легендарного стандарта в 36 году. Но самой известной версией стала та, которая все еще свингует у вас в ушах – Бенни Гудмена. Она была записана Гудменом 6 июля 1937 года в Голливуде и стала, буквально, «неофициальным гимном эпохи свинга».
Состав: Гудмен – кларнет и лидер; Харри Джеймс, Зигги Элмэн, Крис Гриффин - трубы; Ред Баллард и Мюррей МаКикерн - тромбоны; Хайми Шертцер и Джордж Кёниг - альт-саксофоны; Артур Роллини и Видо Массо - тенор-саксофоны; Джесс Стэйси - рояль; Аллан Риус - гитара; Гарри Гудмен - контрабас и Джин Крупа - ударные. Аранжировка Джимми Манди.
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза», посвященного сегодня джазу на марше и джазу, под который танцуют. Часть первая. Вы можете слушать нас на волнах «Свободы» и через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Glenn Miller And His Orchestra - Moonlight Serenade – 3:29 (Glenn Miller - Swing For Victory - Frémeaux & Associés)
«Moonlight Serenade», «Серенада Лунного Света» Гленна Миллера, оркестр ВВС под руководством майора Миллера. Знаменитые записи, собранные в серию «Дисков Победы», «V-Disks», которые отправлялись на фронты Второй Мировой.
«Moonlight Serenade» - заодно и, вне общей темы, для нашего слушателя, из Казани, который подписался в комментах «Бартали».
Но вот еще одна деталь, вернее персонаж эпохи свингового безумия. Впервые я нарвался на выражение «а taxi dancer», читая Генри Миллера. Один из «Тропиков», кажется «Козерога». «A taxi dancer» - это платный партнер, партнерша на танцах. То есть приходит человек на танцульки один; свободных дам нет или же он – застенчив. Вот тут-то он и может нанять партнершу на танец, на один. Для этого нужно купить билетик или несколько. Один танец, одна партнерша – 10 центов. Бум «taxi dancers» выпал на военную эпоху и чаще всего касался одиноких демобилизованных или же солдат и моряков, оказавшихся по разным причинам в отпуске. «A taxi dancer» была лишь партнером по танцам; флирт исключался, но был обычным делом.
Duke Ellington - Mood Indigo – 15:26 (Duke Ellington - Masterpieces By Ellington – Columbia)
«Mood Indigo», «Индиговое настроение» Дюка Эллингтона. Его же и оркестр, декабрь 1950-го года. Альт-сакс – Джонни Ходжеса. Вокал – Ивонны Ланоз.
Если молодежь послевоенных лет, обожала быстрые танцы, ветераны танцплощадок, пляжных на песке дансингов и холлов отелей, явно предпочитали медленные танцы. Как пишут историки джазовых танцев - «с тесным контактом». В конце-то концов аргентинцы называют танго «вертикальным сексом», хотя он не всегда, если уж уточнять, вертикален, тьма углов и диагоналей...
Вот и все на сегодня. Звукорежиссер наших танцулек – Александр Аркадьев. Подкаст этого и предыдущих выпусков «Времени Джаза» вы найдете на нашем сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, удач в жизни и бизнесе, чао, бай-бай!