В Дорогомиловском районном суде Москвы в среду начинаются слушания по делу об аварии в московском метро в июле прошлого года. Жертвами катастрофы стали 24 человека, еще 188 получили ранения. По версии следствия, подсудимые – сотрудники метрополитена – нарушили правила безопасности при установке стрелочного перевода, из-за чего три вагона электропоезда сошли с рельсов.
Виновниками прошлогодней аварии в московском метро следователи считают старшего мастера дистанции капитального ремонта службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерия Башкатова, помощника мастера дистанции пути Юрия Гордова, замначальника дистанции капитального ремонта службы пути Алексея Трофимова и директора ООО "Спецтехреконструкция" Анатолия Круглова. Их обвиняют в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ).
С конца мая 2014 года на перегоне между станциями метро "Парк Победы" и "Славянский бульвар" велись работы по укладке стрелочного перевода для пуска нового участка, к которым привлекли подрядчиков. По версии следствия, авария произошла из-за того, что при врезке стрелочного перевода на действующей линии метрополитена обвиняемые пренебрегли требованиями безопасности, а стрелочный механизм был зафиксирован обычной 3-миллиметровой проволокой, которая порвалась. В результате поезд сошел с рельсов.
Следователи считают, что проволокой, которая лопнула во время движения поезда, остряк стрелки закрепил Трофимов. Башкатова и Гордова обвиняют в том, что они неправильно установили стрелку, Круглов же, как подрядчик, по мнению обвинителей, несет личную ответственность за качество ремонтных работ на участке.
Частично вину признает только директор субподрядной организации Анатолий Круглов. По информации, появившейся в конце июня в некоторых интернет-изданиях, он трижды пытался заключить сделку со следствием и добиться особого порядка рассмотрения дела, но следователи посчитали, что информации, которой предлагал поделиться Круглов, недостаточно для сделки, а для особого порядка вину нужно признавать полностью.
Причинно-следственных связей между аварией и действиями Башкатова абсолютно не усматривается
– Следствие считает, что Башкатов причастен к аварии, но я абсолютно убежден, что Валерий Петрович невиновен, – говорит адвокат Сергей Князькин, – ему вменяют то, что он участвовал в ремонте стрелочного перевода, который послужил причиной катастрофы. Сам Башкатов участвовал в установке правого остряка перевода, то есть того остряка, который даже после аварии остался неизменным. Через несколько дней один из работников метро полностью поменял всю работу, которая была сделана Башкатовым и Трофимовым, и закрепил проволокой этот остряк, после этого произошла авария. В данном случае причинно-следственных связей между аварией и действиями Башкатова абсолютно не усматривается.
По словам Сергея Князькина, защита подсудимых недовольна качеством следствия и тем, что не были проверены все версии случившегося.
– Мы подготовили ряд ходатайств, где как раз говорим, что, например, версия, связанная с неисправностью подвижного состава, абсолютно не учтена, а есть доказательства того, что такие проблемы были, это и сколы бетона, и части от мотора, которые валялись до аварии, и показания свидетелей. В дорожно-технической экспертизе и в материалах дела этому не дано вообще никакой оценки. И мы будем требовать, чтобы была повторная железнодорожно-техническая экспертиза.
Вскоре после аварии Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что причиной катастрофы в метро и гибели людей стал не технический сбой, а недостаток дисциплины "у отдельных сотрудников метрополитена", после чего директора московского метро Ивана Беседина освободили от занимаемой должности. Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что к катастрофе привела коррупция в бывшем руководстве метрополитена, а в июне этого года стало известно о девяти новых обвиняемых из числа сотрудников метро и коммерческих структур, участвующих в строительных работах.
Начальника Службы пути ГУП "Московский метрополитен" Юрия Сильянова, его заместителя Валерия Малышева, начальника третьей дистанции пути Службы пути Николая Мельникова и его заместителя Анатолия Казанцева, монтеров пути третьей дистанции пути ГУП "Московский метрополитен" Юрия Шеянова и Наталию Веденеску так же, как и нынешних подсудимых, обвиняют в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшем смерть двух и более лиц.
Некоторые из них, по словам Сергея Князькина, заявлены в качестве свидетелей на начавшемся сегодня процессе.
И руководство должно нести ответственность
– Мы попытаемся, конечно, попросить, чтобы были допрошены все эти лица в качестве свидетелей по нашему делу, потому что, например, в плане производства работ было указано ограничение скорости – 40 километров в час, а в приказах, которые начальники подписывали по установке стрелочного перевода, этого ограничения не содержится, и поезд шел со скоростью 64,5 километра в час, что, естественно, тоже сказалось на последствиях. И руководство должно нести ответственность. Еще очень важный момент – практика установки стрелочных переводов была следующей: каждую ночь в выходные два часа устанавливали какую-то часть перевода. Следствие утверждает, что Башкатов и другие не соединили остряки внутри перевода металлической тягой, и это привело как раз к тому, что остряки подвинулись к правому рельсу, и поезд ушел вправо. Но после этой аварии практика изменилась, и теперь на сутки перекрывают одну станцию или две, и в это время устанавливают стрелочные переводы. То есть практика установки стрелочных переводов, поэтапная, все же была, и это тоже вопрос к руководству, который будет во втором деле рассматриваться.
Авария на Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена произошла в час пик утром 15 июля 2014 года. С рельсов сошли три вагона поезда на отрезке пути между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар". Жертвами катастрофы стали 24 человека, более 180 получили ранения.