Примечание редакции
Павел Карназыцкий в 2019 году выслан с территории Украины по обвинениям в распространении антиукраинской пропаганды. Этот текст опубликован Радио Свобода в 2015 году в рамках широкой общественной дискуссии, цель которой заключалась в представлении разных точек зрения на актуальные проблемы, и не совпадает с позицией редакции.
Летняя жара разморила, но политическое межсезонье в Украине тоже ожидается весьма жарким. Осенью страна вступает в местные выборы, с учетом обещаний децентрализации власти схватка за местные советы будет не шуточной. Избиратели разочарованы и президентом, и депутатами парламента, поэтому высока опасность политического реванша Антимайдана. Избиратели все же умнее политологов, и cпрос на политическую элиту – ту, что на протяжении 20 с лишним лет уютно себя чувствовала в коридорах власти, – будет незначительным.
Возможно, не ставя такой задачи, постмайданная власть дискредитировала институты прошлого государства. Когда власть хочет поиграть в очередную "карусельку", она не учитывает то обстоятельство, что избиратели стали другими. Наивность утрачена с первыми потерями в зоне боевых действий.
Противоречия бизнес-интересов олигархов разводят правящую коалицию на два непримиримых лагеря. Один связан со старой номенклатурной гвардией и президентским пулом власти, за второй частью элиты маячит тень группы компаний "Приват". Этот бизнес рожден в лихие 1990-е, когда к слабым не знали жалости. Соответственно, и сегодня их методы борьбы с оппонентами обещают быть жесткими. Наверное, это объясняет, почему "президентские" начали с дискредитации добровольческих батальонов и чистки вертикали власти от ставленников опального экс-губернатора Коломойского. В условиях войны всякие боевые братства на избирательных участках значат больше админресурса, а потому к старту основной схватки противники постараются выбить друг у друга остающиеся козыри.
Чем беднее страна, тем больше собственных ресурсов она положит в обмен на стеклянные бусы
Но вряд ли этим удастся воспользоваться тем, кто надеется, сыграв на противоречиях в рядах новой власти, обрести почву для политического реванша. Их риторика осталась в зоне "вражеской пропаганды". Шансов на реванш у какой-либо части старой политической элиты нет, ответственность за экономические трудности, которые испытывают граждане в последний год, распространяется на весь период так называемого независимого правления. К тому же неудачный выход на сцену бывшего президента Украины с интервью про страусов лишний раз подтверждает, сколь "страшно далеки они от народа", продолжая жить в параллельной реальности.
Сейчас высокий спрос у избирателей на новые политические проекты, но, как уже показали парламентские выборы, ими могут оказаться не самые миролюбивые силы. Или кем-то профинансированные лодки для политических утопленников. Украина в прежние годы обладала всеми признаками декларативного суверенитета: выборы, герб, армия, – но реального суверенитета государство не стремилось получить ни в политической, ни в экономической сфере. Олигархи "выросли" за счет перепродажи российских углеводородов на мировых рынках, поскольку внутри страны имели возможность покупать топливо по цене значительно ниже рыночной. Поэтому два с лишним десятилетия в экономике ничего не делалось для того, чтобы покончить с сырьевой зависимостью от импортных энергоресурсов. Пока был дешевый газ, бизнесмены не тратились ни на модернизацию производства, ни на поиск альтернативных источников энергии. Скидка цены на газ определяла политический вектор, а требование "Газпрома" платить по мировым ценам воспринималось как ущемление интересов украинских финансово-промышленных групп.
Когда закрылась "российская лавочка", украинские олигархи воспылали любовью к валютным заимствованиям, перекладывая кредиты под госгарантии, в итоге страна получила тотальную зависимость от мировых банков. В итоге Киев оказался в весьма неприятной ситуации: энергетическая зависимость требовала одних заявлений, а финансовая стабильность – противоположного политического курса. Многовекторность, декларируемая Леонидом Кучмой, сменилась водоворотом быстрых решений, который утянул на дно Виктора Януковича.
Вся страна после Майдана оказалась на дне воронки от резкой смены политического вектора, за которым не успевало население. Вопрос сохранения единого государства сегодня мало зависит от политического решения в каком бы то ни было формате переговоров. Бумага готова вытерпеть все, но восстановление экономики зависит от того, сколь активно общество поддержит политическую силу, имеющую программу реальных реформ, которая основана на подлинном суверенитете украинского государства во всех сферах. Кредитная зависимость ничуть не приятнее энергетической, она вынуждает государство поступать в интересах третьих лиц в ущерб собственному народу. Лишь устранение влияния госаппарата на предпринимательство создаст благоприятный инвестиционный климат.
У украинского народа есть потенциал для быстрого развития, но не в рамках существующей модели глобализации мировой экономики. Транснациональным корпорациям нужны рынок дешевой рабочей силы и низкая стоимость ресурсов. Ни о каком развитии науки или новых технологиях инвесторы не станут заботиться, потому что им это невыгодно. Чем большая доля добавочной стоимости в их продукте будет создаваться продавцом (транснациональной корпорацией), тем больше прибыли они извлекут. Чем беднее страна, тем больше собственных ресурсов она положит в обмен на стеклянные бусы.
Павел Карназыцкий – киевский блогер
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции