Уральский город Екатеринбург за время войны на Восточной Украине в Донбассе принял тысячи беженцев оттуда. Но в Свердловской области один за другим закрываются центры временного пребывания для переселенцев, легальной работы для бежавших от войны людей нет. За многие месяцы без работы семьи украинцев оказались в плачевном положении. Бюрократы – и российские, и украинские – не решают проблемы беженцев. На помощь им пытаются прийти общественники, но выставленный на благотворительной акции в Екатеринбурге ящик для пожертвований наполнялся медленно. Да и сами украинцы не хотят быть в России нахлебниками.
В центре Екатеринбурга беженцы с Украины при поддержке общественного движения "Нелегалов.Нет" провели ярмарку и сбор денег для нуждающихся переселенцев. Несколько тысяч человек, граждан Украины, только в Свердловской области до сих пор не могут легализоваться. На фоне официальных заявлений об упрощенной процедуре получения гражданства беженцы не могут оформить российские документы, а значит, и найти достойную работу. Тем временем в регионе сокращается количество пунктов временного содержания.
Главная проблема у беженцев возникает с работой. После поправок, внесенных в Трудовой кодекс в конце прошлого года, работодатели просто боятся официально устраивать иностранцев: многие из них так и не разобрались, какими документами надо отчитываться за сотрудников, получивших статус временного убежища. Украинцам предлагают низкооплачиваемую работу без трудового договора. Руководитель движения "Нелегалов. Нет" Наталья Тагильцева рассказала Радио Свобода:
Процедура оформления российского паспорта занимает не меньше трех лет
– Все идет по замкнутому кругу. Беженцам охотно сдают жилье, но никто не хочет делать временную регистрацию. Если берут на работу, то нелегально. Без прописки и справки о доходах нельзя попасть в программу по возращению соотечественников для ускоренного получения гражданства. Обычная процедура оформления российского паспорта занимает не меньше трех лет.
Фактически семьи, живущие сегодня в пунктах временного размещения на территории Свердловской области, выживают за счет того, что не платят за жилье и еду. Многие не оформляют документы из-за того, что нет денег на госпошлины. Объяснила ведущая благотворительной ярмарки Елена Гоменюк:
Нет денег на справку – меняй профессию
– Я культработник с 15-летним стажем, в Донецке проводила школьные мероприятия. Спустя три месяца здесь нашла работу по специальности в детском саду. Для трудоустройства нужна санитарная книжка, стоит 5 тысяч рублей. Врач так и заявил: нет денег на справку – меняй профессию. А у меня нет денег. Я и так уже поработала и горничной, и огороды копала, и на заводе. Буду снова полы мыть.
Несколько беженцев признались Радио Свобода, что у многих переселенцев положение сейчас довольно плачевное, люди нервничают и не знают, как и на что жить дальше. С начала года в Свердловской области сокращают пункты временного размещения, из 29 сегодня работают 15. На фоне проблем с легализацией люди, кроме всего прочего, боятся остаться и без крыши над головой.