Топонимика Москвы причудлива. Как это бывает в любом городе с долгой историей, названия улиц и площадей зачастую отражают не реалии сегодняшнего дня, а исчезнувшие сущности. В Воротниковском переулке уже несколько веков как не живут стражи проходов в крепостных валах воротники. А Верхний Таганский тупик в наши дни и не тупик вовсе. Спустившись под горку и не встретив никаких препятствий, он круто поворачивает за угол дома и перетекает в Нижний Таганский тупик. В июне на домах в этих двух переулках сменят таблички. Два тупика станут улицей Владимира Высоцкого.
Такое решение приняла Межведомственная комиссия Правительства Москвы по наименованиям. Новость мало кого порадовала. И вовсе не потому, что, по мнению критиков, Владимир Высоцкий не достоин такой чести. Как раз наоборот. Смутило, что место выбрано уж больно скромное и малообитаемое. Тут же вспомнили о улице Кадырова – с чествованием памяти о главе Чечни долго не тянули. Тут же всплыли давние идеи дать имя Высоцкого Ленинскому проспекту, проспекту Андропова или станции метро "Войковская". В этом же ряду – мнение профессора МГУ филолога Владимира Новикова, написавшего на своей страничке в фейсбуке:
"С Высоцким продолжают бороться – именно так я расцениваю решение московских властей назвать улицей Высоцкого два глухих тупика в районе Таганки. В Москве есть улица Шверника, на которой в 1963 году Высоцкий поселился с матерью – Ниной Максимовной. Н.М. Шверник – забытый партийный функционер, тусклое имя которого давно пора стереть с карты Москвы. А улица – живая, на ней находится Дом аспиранта и стажера МГУ. Здесь живет молодежь, которая должна услышать имя и слово поэта. Народ Высоцкого! Неужели мы примиримся с тем, что его опять пытаются загнать в тупик? ".
Словесную игру использует и общественное движение Архнадзор, чье открытое письмо озаглавлено "Тупик Высоцкого" и как из него выйти”. У градозащитников иные поводы для возмущения. Они напоминают, что Нижний и Верхний Таганские тупики как топонимы являются объектами нематериального культурного наследия. Поэтому в Архнадзоре возражают против предлагаемого Комиссией по именованиям способа увековечивания – за счет исторических названий улиц:
"Если такое решение будет принято, оно станет первым более чем за четверть века. Начиная с 1986 года, когда исторические имена были возвращены Остоженке и Красным воротам, Москва не лишилась ни одного старинного уличного имени.
Общественное движение "Архнадзор":
1) призывает мэра, Правительство Москвы не создавать опасный прецедент и отклонить рекомендацию Комиссии по наименованиям;
2) предлагает Комиссии подумать об увековечении памяти Владимира Высоцкого иным способом, например, путем создания новых топонимических объектов. Именем Высоцкого могут быть названы безымянный сквер в центре Таганской площади либо безымянная площадка у слияния Верхней и Нижней Радищевских улиц, рядом с Театром на Таганке. Эти варианты не потребуют изменения адресной документации, поскольку площадь и улицы сохраняют свои названия. Оба варианта являются более соответствующими масштабу личности народного поэта, чем тупики на задворках Таганского холма".
Сын Владимира Высоцкого Никита Высоцкий подчеркивает, что, хотя сейчас к нему все обращаются за комментариями, его мнение – это просто мнение одного из москвичей:
– Я доволен тем, что спустя почти 35 лет решение о том, чтобы улица Высоцкого была, принято. Я доволен, потому что эта история то затухала, то опять возникала в связи с юбилеями, в связи с чьими-то высказываниями, и то, что она сейчас разрешилась, это хорошо. Я думаю, нет решения, которое устроило бы всех. Я был готов к тому, что сейчас люди заговорят, что это исторические названия, что это неправильно, а другие будут говорить, что эти тупики слишком маленькие. Как будто дело в том, большой, длинный, широкий... Другое дело, что это не совсем улица, и назвать ее именно улицей Высоцкого довольно странно. Но это решение московского правительства, комиссии при мэрии московской, и, в каком-то смысле, я считаю – слава богу, что оно состоялось. Но повторю, у любого решения были бы и союзники, и противники, поэтому у меня негатива резкого нет. Наоборот, есть некоторое облегчение, что эта история все-таки разрешилась.
В одном из этих тупиков – Культурный центр-музей Владимира Высоцкого, там я работаю, а на другом – служебный вход в Театр на Таганке. Поэтому для меня это все равно место родное.
Я могу перечислить не один десяток предложений, какие были. Среди них – даже совсем несбыточные, типа переименовать Ленинский проспект в проспект Высоцкого. Но когда в течение 35 лет и письма писались, и на какие-то комиссии это выносилось, а этого все не было и не было, то это уже стало как какой-то дурной знак. Наконец сейчас решение принято. Переделывать это решение – боюсь, тогда уже мои дети этого не застанут, – говорит Никита Высоцкий.