В Египте сотрудники спецслужб, военные и полиция, по-прежнему борющиеся с угрозой исламизма в лице организации "Братья-мусульмане" и сторонников свергнутого президента Мохаммеда Мурси, на днях приговоренного к смертной казни, безнаказанно совершают десятки тысяч сексуальных преступлений в отношении всех, кто считается угрозой режиму нового президента Абдул-Фаттаха ас-Сиси. В их число входят и активисты и лидеры оппозиционных движений, и члены НКО, и все ЛГБТ-сообщество. Таков основной вывод доклада, обнародованного только что международными правозащитными организациями.
Сексуальное насилие новые власти, армия и правоохранительные органы Египта массово используют как инструмент укрепления страха перед новым режимом и подавления всякого инакомыслия, говорится в докладе, подготовленном базирующейся в Париже Международной федерацией за права человека (FIDH) при участии Amnesty International. После военного переворота 3 июля 2013 года, в результате которого был свергнут президент-исламист Мохаммед Мурси, 16 мая этого года вместе с еще 16 своими ближайшими соратниками приговоренный к смертной казни, в Египте установился хотя и светский, но крайне репрессивный режим, с каждым днем становящийся все более жестоким, утверждают авторы документа.
В докладе Международной федерации за права человека говорится, что количество сексуальных преступлений, совершенных в Египте сотрудниками спецслужб, полицейскими и военными в последние два года, достигло огромных масштабов, несмотря на обещания нового режима сделать борьбу с таким насилием приоритетной задачей государства.
Совершаемые преступления против половой неприкосновенности имеют самые разные формы – от прямых, очень часто групповых изнасилований и угроз изнасилования в тюрьмах и полицейских участках до прямых пыток, публичных раздеваний, осмотров и обысков и других унижений с сексуальным подтекстом, наподобие "тестов на девственность", принуждения вступать в половую связь и последующего шантажа на этой почве. По большому счету, почти все египтяне обоих полов, которых сейчас задерживают по тому или иному поводу различные спецслужбы, подвергаются разному сексуальному насилию, вне зависимости от предъявления обвинений и обстоятельств ареста.
Авторы доклада подчеркивают, что сексуальное насилие исторически было одним из излюбленных орудий подавления общества в Египте при всех властях и режимах, начиная еще со времен Гамаля Абделя Насера, создавшего современные спецслужбы страны, которых насчитывается более десятка, однако своего пика оно достигло сегодня. С 2013 года ни один сотрудник полиции, государственных либо армейских служб безопасности, среди которых самой дурной славой пользуется крупнейший "Аль-Амн аль-Ватани" ("Департамент безопасности Родины") не был привлечен к ответственности, несмотря на показания тысяч жертв. Рассказывает 23-летняя каирская студентка и гражданская активистка Ясмин эль-Барамауи, участвовавшая в 2014 году в демонстрации против усиления власти военных:
– Когда меня свалили на землю ударом дубинки, сзади подъехала полицейская машина и специально придавила колесами мои длинные волосы. И они воспользовались тем, что я была фактически распята на асфальте. Они схватили меня за ноги, содрали одежду и белье и перевернули на живот. Не хочу вам сейчас живописать эти гадкие подробности. Несколько мужчин-полицейских изнасиловали меня так, как каждому из них захотелось. Я кричала и плакала, но мне это не помогло.
Доклад Международной федерации за права человека полон таких свидетельств и рассказов жертв насилия и их родственников, хотя в большинстве случаев потерпевшие, боясь новых унижений и огласки и не надеясь на справедливое правосудие, предпочитают скрывать факты совершенных против них преступлений. Практически узаконенная властями безнаказанность преступников только способствует тому, что масштаб насилия ежемесячно прогрессирует, говорят авторы документа.
По их данным, чаще всего в Египте преступники в погонах насилуют и подвергают унижениям, как "идейных" противников режима, женщин – активисток правозащитных и гражданских организаций, студентов исламских университетов, членов семей своих политических оппонентов, включая совсем маленьких детей, а также, особенно, членов ЛГБТ-сообщества. В Египте, где ислам является доминирующей религией, гомосексуалы всегда находились в крайне уязвимом положении, однако именно с приходом к власти "светского" режима бывшего министра обороны ас-Сиси против них была развернута организованная кампания нетерпимости. Египетские правоохранительные органы в данном случае заявляют, что как раз "ведут борьбу с сексуальным насилием", которое якобы пропагандируют и практикуют геи и лесбиянки и которое, как считается, угрожает национальной безопасности страны. При этом гомосексуальность в Египте не считается уголовным преступлением – задержанных обвиняют обычно в "непристойном поведении", "проституции" и "хулиганском нарушении общественного порядка".
Ситуация с правами человека в Египте в последний год тревожит мировое правозащитное сообщество все больше, с момента, когда режим Абдул-Фаттаха ас-Сиси начал массово, сотнями, выносить смертные приговоры своим противникам, хотя ранее пришедшие к власти египетские генералы заявили о себе как о "разумной цивилизованной силе", готовой бросить вызов действительно захлестывавшему страну радикальному исламизму. Вершиной этой цепи объявленных казней, впрочем, еще не исполненных, стал оглашенный 16 мая смертный приговор самому свергнутому президенту Мохаммеду Мурси и другим лидерам "Братьев-мусульман":
– После тщательного изучения статей уголовного кодекса суд принял решение, в соответствии с египетскими законами, передать свое вердикт на утверждение Верховного муфтия страны. Окончательный приговор будет объявлен 2 июня.
Мурси и его соратники сейчас были признаны виновными в шпионаже в пользу неназванных иностранных государств и причастности к побегу из египетских тюрем в начале 2011 года тысяч политзаключенных, во время массовых народных выступлений, приведших к отставке многолетнего президента Хосни Мубарака. Ранее, в апреле этого года, Мохаммед Мурси был приговорен к 20 годам тюрьмы по обвинениям, связанным с преследованием участников антиправительственных выступлений в 2012 году, когда уже он был главой государства.