К эксклюзивному видео "Лайфньюз" о чеченской "свадьбе века" – несовершеннолетней Луизы Гойлабиевой с начальником местного РОВД Нажудом Гучиговым – вопрос: если свадьба добровольная, почему в роли "родственника" выступает человек по прозвищу Лорд, Магомед Даудов, один из ближайших, наряду с Адамом Делимхановым, сотрудников Рамзана Кадырова? Пребывающий в тюрьме политолог Руслан Кутаев, осмеливающийся поднять ныне запрещенную тему сталинской депортации чеченцев, описывает Магомеда Даудова как одного из двух избивавших и пытавших его людей.
Вот слова Игоря Каляпина, правозащитника из "Комитета против пыток", об этом "родственнике" Гойлабиевой, в прошлом году участвовавшем в судебном процессе над Кутаевым: "Господин Даудов, увидев по репортажам "Новой", что дело принимает не совсем желательный для него оборот, просто явился в суд и напугал всех участников судебного процесса со стороны обвинения до заикания. Даудов явился на процесс в качестве свидетеля, при этом при его появлении и судья, и прокуроры, и судебные приставы вскочили по стойке "смирно". После этого визита Даудова судья перестал даже соблюдать приличия".
Думаю, что появление Магомеда Даудова под руку с Луизой Гойлабиевой – то, что необходимо знать о "добровольной" свадьбе века. Странно, что Рамзан Кадыров, обвинивший журналиста "Новой газеты" во вмешательстве в личную жизнь "двух любящих людей", не видит проблем в трансляции свадьбы по телеканалу "Лайфньюз". Кто-то даже приподнимает рукой лицо несчастной – мол, "смотри в камеру" – хотя по чеченской традиции невеста должна демонстрировать скромность и не улыбаться, не смотреть на окружающих, а потупить взор. Не принято демонстрировать любовь на людях. Но эта, видимо, выглядела чересчур убитой.
Может даже показаться, что бедняга, смотря в пол, проявляет скрытый протест. Да нет никакого протеста, все уже зачищено. Так же с одной из грозненских психиатрических клиник сняли портрет Рамзана Кадырова и вывеску "Вместе в светлое будущее" – чтобы не поощрять ненужные ассоциации. Хорошо, хоть пару не заставили целоваться для демонстрации счастья эксклюзивно для "Лайфньюз", по русской традиции. Ведь Чечня – это Россия, во всяком случае, в республике присутствует российская армия.
В современной Чечне чиновники прикрывают вседозволенность исламом и традициями, хотя и ислам, и традиции запрещают браки по принуждению. "Похищение невесты" может иметь место, но жених должен изыскать возможность удостовериться, что невеста не будет против. Перефразируя русскую пословицу, можно сказать – в некоторых российских регионах "ислам что дышло".
Анастасия Кириленко – парижский журналист