Ссылки для упрощенного доступа

"Мы будем сражаться в тени"


Надежда Савченко под охраной покидает зал заседаний суда. 17 апреля 2015 года
Надежда Савченко под охраной покидает зал заседаний суда. 17 апреля 2015 года

Перевод Надежды Савченко в больницу не скажется на действиях защитников "украинской пленницы", заявил адвокат Марк Фейгин

Украинская военнослужащая Надежда Савченко, находящаяся в московском СИЗО по обвинению в причастности к убийству российских журналистов, будет переведена на лечение в московскую городскую клиническую больницу №20. Ранее тюремное ведомство сообщило, что Савченко возобновила голодовку. Состояние здоровья арестованной ухудшилось, в связи с чем в понедельник в "Матросской тишине" и проведен врачебный консилиум.

В минувшую пятницу Следственный комитет России предъявил Савченко обвинение в окончательной редакции. Савченко все обвинения в причастности к гибели Игоря Корнелюка и Антона Волошина отвергает и заявляет: ее захватили в плен сепаратисты и затем переправили в Россию, где она была арестована. В феврале Басманный суд Москвы продлил арест Надежды Савченко до 13 мая. На этот же срок продлено следствие по делу. Собеседник Радио Свобода – адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин:

– Я только что вышел от Надежды Савченко. Ее переводят в 20-ю горбольницу города Москвы в связи с медицинскими показания к госпитализации в более специализированное учреждение, где есть возможность компетентного и профессионального лечения. Состояние здоровья Савченко в последнее время ухудшилось: у нее очень низкий сахар, у нее аллергические реакции. В общем, обнаружились все показания к тому, чтобы отправить ее в гражданскую больницу, где оказывают медицинскую помощь более профессионально. Это решил врачебный консилиум медсанчасти "Матросская тишина" СИЗО-1, этот вопрос в их компетенции находится. Савченко согласна с госпитализацией. Сегодня она чувствует себя, мягко говоря, не очень...

– Надежда не изменила своего решения – она продолжает голодовку?

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:20 0:00
Скачать медиафайл

– Она ее, как известно, возобновила. Я убеждал Надежду в том, что сейчас в голодовке нет необходимости с учетом ее госпитализации. Она не ответила определенно – собирается прекратить голодовку или нет.

– На каком именно этапе сейчас находится юридическое разбирательство? Что в эти дни вы предпринимаете по делу Савченко?

Марк Фейгин
Марк Фейгин

– В минувшую пятницу мы ознакомились с обвинительным постановлением в окончательной редакции. Фигурируют обвинения по трем статьям – это покушение на убийство мирных граждан (часть 2 105-й), пособничество в убийстве двух граждан России Волошина и Корнелюка (та же часть 2 105-й, но через 33-ю статью). Ей больше не вменяют в вину убийство журналистов (в этой статье есть такой пункт – "причинение смерти при исполнении профессионального долга"). Фактически следствие согласилось с тем, что журналисты не были в жилетах с надписью "Пресса", что они не были аккредитованы в зоне боевых действий. Третья статья – это часть 1-я 322-й статьи – незаконное пересечение границы (кстати, там срок наказания до 2 лет, и Савченко теоретически подпадает под амнистию). Теперь нам надо отбиться от этих двух статей, очень тяжелых. Посмотрим, как ситуация сложится. Мы должны в среду проводить допрос в связи с УПК после предъявления окончательной редакции. Но, видимо, все-таки как-то может перенестись из-за госпитализации.

– Время от времени появляются сообщения о том, что вокруг этого процесса начинаются какие-то внесудебные действия: дескать, если Савченко признает свою вину – ее отпустят, потом говорят о возможности досрочного освобождения или немедленного освобождения после приговора. Вы в курсе этих слухов?

Обвинение – безумный документ, который нам представили в пятницу, – доказывает, что процессуальная работа проведена нами филигранно

– Такие слухи всегда сопровождают громкие судебные дела. Я не помню ни одного существенного, сколько-нибудь громкого дела, где бы не было попыток закулисно решать его вопросы. Но это все – внепроцессуальные явления. Как адвокат я признаю какие-то сделки или договоренности при условии доказанной фактической вины обвиняемого лица и признания вины этим лицом. Тогда сделка уместна, тогда она соответствует закону. Но как можно признавать вину, если вы невиновны?! Это уже – шантаж, давление и обвинительный уклон. Если адвокат в этом участвует (фактически против интересов своего доверителя) – это беззаконие. Я в таких вещах не участвую. Поэтому говорить об обоснованности слухов авторитетно, как непосредственный участник переговоров, я не могу. Я не буду участвовать в переговорах при непризнании подзащитным вины, например, в обмен на его освобождение.

Я считаю, есть уровень политических переговоров, способных повлиять на юридические решения по такого рода делам. Могут обговариваться какие-то взаимные компромиссы, но в них я также не принимаю участия, поскольку это вопрос политический – Кремля, "нормандского формата", России, Украины, США, каких-то международных организаций вроде Красного Креста. Адвокат для обсуждения таких компромиссов не нужен. Я должен добросовестно выполнять свою работу – доказывать невиновность своего подзащитного, что я и делаю.

Плакат с требованием освобождения Надежды Савченко в зале заседаний Верховной Рады Украины
Плакат с требованием освобождения Надежды Савченко в зале заседаний Верховной Рады Украины

Если в Европе будут красть людей, перевозить их в Россию и тут судить, то ничего хорошего из этого не будет

Этот безумный документ, который нам представили в пятницу, доказывает, что процессуальная работа проведена нами филигранно. Все, что мы представили, – от биллинга телефонных разговоров до показаний свидетелей из Киева, материальных доказательств – привело следствие в тупик. Им нечего даже написать, по 322-й статье – вообще ничего. Савченко просто, руководствуясь своим мотивом, перешла границу, сообщает нам следствие. Где перешла, когда перешла, как он сбежала из плена сепаратистского батальона "Заря"? Где свидетели ее перехода? Где какие-то видео? Ничего! Так про любого человека можно сказать все что угодно. А обвинительное постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно содержать детальный разбор действий этого лица. Поэтому я считаю, что это – заслуга защиты. А все остальное – это вещи факультативные.

– На Украине продолжается кампания по освобождению Надежды Савченко. Парламент принял санкционный "список Надежды Савченко", в который включены разные российские чиновники, ответственные, как считают на Украине, за ее страдания. Политическая атмосфера, в которой проходит процесс, помогает вам или мешает?

Какой бы атмосфера ни была, защита должна добросовестно выполнять свою работу

– Во-первых, такого рода кампании надо проводить. Извините, но если в Европе будут красть людей, перевозить их в Россию и тут судить, то ничего хорошего из этого не выйдет. Что касается атмосферы, в которой мы работаем. Эта атмосфера – враждебная. Я и мои коллеги находимся в совершенно враждебном окружении, и эта атмосфера инспирируется определенной частью российского общества, управляемой и артикулируемой Кремлем, и никем другим. Все это делается с привычным для сегодняшней России уровнем всеобщего пропагандистского озлобления. Поэтому мы действуем, как написано у Геродота про сражение при Фермопилах. Помните, когда к спартанскому царю Леониду пришли персы с предложением положить оружие и прекратить сопротивление, эти послы заявили: "Нас так много, что наши стрелы затмят солнце". На что греки ответили: "Значит, мы будем сражаться в тени!" Вот так и мы: какой бы атмосфера ни была, защита должна добросовестно выполнять свою работу. Что мы и делаем, – заявил в интервью Радио Свобода адвокат Надежды Савченко Марк Фейгин.

В понедельник председатель Верховной Рады Украины Владимир Гройсман подписал рекомендацию Совета национальной безопасности и обороны Украины о введении персональных санкций против российских граждан, которых в Киеве сочли ответственными за уголовное преследование Надежды Савченко. Проект этого документа подготовлен комитетом по иностранным делам. В приложении к постановлению представлен так называемый "список Савченко" – перечень из 35 граждан России, в отношении которых депутаты Рады призывают ввести санкции. В их числе, помимо президента России Владимира Путина, – руководители ФСБ и Следственного комитета Александр Бортников и Александр Бастрыкин.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"

XS
SM
MD
LG