Верховный суд Карелии 21 апреля рассмотрел апелляцию на постановление Петрозаводского городского суда об аресте известного в республике оппозиционного политика, бывшего сенатора, а ныне депутата регионального Заксобрания Девлета Алиханова.
Алиханов находится под стражей уже два с половиной месяца. Ему инкриминируется незаконное пересечение границы с недействительным дипломатическим паспортом и мошенничество с муниципальной собственностью. Сам Девлет Алиханов на суде заявил о своей полной невиновности и о том, что возбуждение подобных дел – это политический заказ, исходящий от главы Карелии Александра Худилайнена и исполняемый силовиками.
Рассмотрение апелляции на арест Алиханова в Верховном суде Карелии сопровождалось ажиотажем в местных СМИ. Повышенный интерес объяснялся тем, что незадолго до этого заседания сразу восемь коллег Алиханова по парламенту вызвались стать личными поручителями узника. Они написали ходатайства, в которых попросили суд освободить Алиханова из-под стражи, заменив меру пресечения на освобождение под залог или содержание под домашним арестом.
Примечательно, что ходатайства написали люди разных политических взглядов и представители разных фракций, причем одним из подписавшихся стал председатель Законодательного собрания Карелии, единоросс Владимир Семенов, а вместе с ним – руководители трех парламентских фракций Республики Карелия – "Единой России", КПРФ и "Яблока". Все они уверены, что мера пресечения, выбранная для Алиханова – чрезмерна. В своих ходатайствах поручители гарантировали, что Алиханов, будучи на свободе, не станет препятствовать расследованию уголовного дела и установлению истины.
Судья Верховного суда Карелии Наталья Герасина, рассматривавшая апелляцию, пожелала выслушать каждого поручителя. В итоге семеро дали объяснения. В разговоре с нашим корреспондентом они пояснили, что, в основном, ими двигали "чисто человеческие чувства". "Когда творится такой беспредел, мы не могли оставить своего коллегу в беде", – сказали они и сошлись на том, что единственная причина, по которой Алиханов оказался за решеткой, – это его конфликт с действующим главой республики и опасения властей, что политик тем или иным способом повлияет на ход досрочных губернаторских выборов, в случае их назначения в 2015 году.
– Это явно, это заметно, это все знают, что дело Алиханова появилось по политическим причинам, – прокомментировала ситуацию руководитель фракции "Яблоко" в Законодательном собрании Карелии, одна из поручителей Эмилия Слабунова. – И больше всего возмущает цинизм, с которым власти расправляются с человеком. Взять хотя бы пересечение границы. По идее, не Алиханов должен быть наказан, а тот работник Совета Федерации, который в нужное время не забрал у него паспорт и не объяснил, что действие его прекращено. И те пограничники, которые десять раз его свободно выпускали за границу и впускали обратно. Тоже самое по сделке с недвижимостью… Это была публичная сделка с муниципальной собственностью, все они находятся под контролем правоохранительных органов. Это ведь не Алиханов подписывал документы, а вполне конкретные чиновники администрации. Однако же не их судят, а его. На мой взгляд, все это, как минимум, показывает кризис правоохранительной системы.
В кулуарах суда также говорили, что на поручителей оказывалось давление, чтобы они не ходили на суд. Как утверждают наши источники, спикеру Заксобрания Семенову звонил лично Александр Худилайнен. Однако Семенов, как и другие, 21 апреля появился в суде.
– Понимаете, я не мог не прийти, – объяснил нам спикер-единоросс. – Не стану комментировать само дело, резонансное оно, или какое там еще… Суд разберется. Но что касается ареста, это слишком строгая мера. Я хорошо знаю Алиханова, наверное, уже лет двадцать. И как его товарищ, и как гражданин, я верю ему и знаю, что он порядочный человек, и если даст слово, то обязательно его сдержит. И уж, конечно, если это будет залог или домашний арест, то он никуда не сбежит от следствия.
Один из депутатов-поручителей, лидер фракции КПРФ в карельском парламенте Александр Меркушев даже заявил, что "готов посидеть в СИЗО вместо Алиханова".
– Я вот хочу предложить судье – посадите меня вместо Алиханова, - сказал Меркушев – Потому что с таким же успехом любого можно посадить. Он же никого не убил, не зарезал, откуда такая мера пресечения?! Она неадекватная не только по Алиханову, но вообще по всем людям, которые якобы совершили экономические преступления. Законодательство в России настолько запутанное, особенно если касается сделок с муниципальной и государственной собственностью… Надо менять законодательство, а не людей сажать. И уж если на то пошло… Алиханов ведь прекрасно знал, к чему все идет, он это чувствовал. И он имел возможность уехать. Из Карелии, из страны. Но он же не уехал. Алиханов – не тот человек, который побежит. Он этого не сделал и не сделает. И поэтому ручаться за него легко, в нем нет сомнений.
Еще один аргумент, который приводили практически все поручившиеся за Алиханова, – будучи депутатом и сенатором, он много сделал для Карелии и Петрозаводска, и поэтому не заслуживает того, как с ним сейчас поступает государство.
Апелляция на арест Девлета Алиханова рассматривалась в Верховном суде Карелии в течение двух дней. Опрос депутатов-поручителей и других участников процесса занял несколько часов. В итоге в удовлетворении апелляционной жалобы было отказано – несмотря на поручительства, суд принял решение оставить меру пресечения без изменения. Это значит, что политик проведет в следственном изоляторе еще почти три месяца – до 12 июля текущего года. К этому стоит добавить, что в уголовном деле Алиханова до сих пор не установлены потерпевшие и круг лиц, с которыми депутат якобы вступил в сговор для совершения мошеннических действий с недвижимостью. То есть никто не может даже предположить, а сколько вообще продлится следствие и когда материалы по делу попадут в суд.
Как пояснил адвокат Алиханова Михаил Шогин, теперь защита будет оспаривать решение Петрозаводского суда об избрании меры пресечения в Верховном суде России, а также в Европейском суде по правам человека. По словам адвоката, все два с половиной месяца, которые Алиханов уже провел под арестом, он содержался в одиночной камере. Какое-то время это была одиночка в СИЗО Петрозаводска, но был период, когда депутата отвозили в другую, "знаменитую" на всю страну колонию в Сегежском районе Карелии. Там, напомним, отбывал срок наказания и оттуда был освобожден по амнистии Михаил Ходорковский. Не исключено, что после отказа Верховного суда республики изменить меру пресечения Девлету Алиханову, его отправят для дальнейшего содержания под стражей именно туда, в Сегежу.
– Длительность этого спектакля будет зависеть от того, как скоро решится вопрос о сроках проведения выборов", – считает лидер фракции "Яблоко" в Законодательном собрании Карелии Эмилия Слабунова.
Местные СМИ сегодня называют Алиханова "последним политическим узником Карелии". После того, как в феврале и марте в республике сразу несколько оппозиционных политиков оказались за решеткой по обвинению в экономических преступлениях, под стражей в настоящее время остался только Алиханов. Массовые акции протеста против "политических репрессий" и за отставку действующего губернатора Карелии Александра Худилайнена, который, как считают многие, стоит за громкими арестами, заставили власть смягчить напор на оппозицию. Так, обвиняемые в мошенничестве депутат Петросовета от партии "Яблоко" Ольга Залецкая и директор торгового дома "Ленторг" Александра Корнилова в начале апреля были выпущены из СИЗО под домашний арест. Такую же меру пресечения избрали для обвиняемого в мошенничестве с налогами бывшего спикера Петросовета Олега Фокина, который до этого более месяца провел в следственном изоляторе. Все это дало повод думать, что из-под стражи выпустят и Алиханова, который оказался в СИЗО при схожих обстоятельствах. Однако решение Верховного суда Карелии оказалось не в его пользу, что, по мнению наблюдателей, говорит как минимум об избирательности карельского правосудия.