"В пять часов меня будят мои сломанные часы в голове, и я уже не могу заснуть. Ну, какого черта, ругаю я себя, ведь не надо идти на работу. На работу я не хожу уже три года, пенсионерка. И в суд сегодня не надо, продолжаю ругать себя. Суд был вчера…"
Наталья Лебедева в свои почти семьдесят лет впервые оказалась в суде как обвиняемая. И это событие настолько выбило ее из колеи, что она до сих пор не может прийти в себя. Лебедева считает себя законопослушной гражданкой, она и в суд-то шла полностью уверенная в своей невиновности. Поэтому даже адвоката не взяла. Но оказалось, что Лебедева – нарушительница общественного порядка. Точнее, так решил Советский районный суд Томска. Он признал ее виновной по статье 20.2.2 КоАП – организация несогласованной публичной акции.
Раньше одиночные пикеты не требовали согласования с властями, и от участников, если их было несколько, требовалось только одно – соблюдать положенную дистанцию между собой. Выходя на одиночные пикеты, Наталья Лебедева и другие активисты исходили именно из этой нормы закона. Однако, они не учли законодательной новации. С этого года российские правоохранительные органы обращают внимание не только на дистанцию между пикетчиками, но и на содержание акции. И если несколько человек, пусть и порознь, стоят с похожими лозунгами, то это толкуется уже как акция коллективная.
Наталью Лебедеву суд оштрафовал. Причем суд был не один, а целых три. За три одиночных пикета, в которых пенсионерка участвовала почти год назад. И за каждый ей назначили штраф в 10 тысяч рублей. То есть всего Наталья Лебедева должна выплатить государству 30 тысяч в течение 60 дней. Ее пенсия чуть меньше 12 тысяч.
"Вообще, минимальный штраф по этой статье 20 тысяч, но, так как я пенсионерка, суд благородно сделал мне скидку", – объясняет Наталья Лебедева. "А как вы будете платить, они интересовались?" – спрашиваю я. "Они сказали, их это не волнует. Хотя следователи и сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом, которые выступали в суде в качестве свидетелей по моему делу, мне сочувствовали. Они даже сказали, что вот мы вас наказываем, но нам вас жалко, как вы теперь будете рассчитываться за такой неожиданно большой штраф из вашей пенсии, которая чуток не дотягивает до среднего размера по России. Такие симпатичные молодые мужчины. Можно даже сказать, что в конце всего этого тройного суда, который закончился в десятом часу вечера, я их прямо полюбила. Стокгольмский синдром в чистом виде", – смеется пенсионерка.
Сердце болит за тех, кто пришел на разрешенную акцию и попал под раздачу. Там и совсем молодые и не очень. Люди получили по три года тюрьмы, это не укладывается в голове просто
Почти год назад, 6 мая 2014 года, Наталья Лебедева вышла на одиночный пикет в защиту "узников Болотной". Таких, как она, в Томске было еще семь человек. Потом выходила на такие же акции 6 июня и 6 июля 2014 года. И только в феврале 2015-го на допросе у следователя Лебедева узнала, что на пикетах постоянно велась скрытая съемка. И хотя тогда у полиции к пикетчикам претензий не было, замечаний о возможных правонарушениях им никто не делал, спустя почти год претензии появились, и эта съемка скрытой камерой оказалась доказательством нарушения закона. Все восемь человек, которые выходили в Томске на одиночные пикеты в защиту "узников Болотной", уже допрошены. Всем предстоит суд. Наталья Лебедева была первой.
В качестве доказательств вины полицейские представили в суд видеосъемку и скриншоты из социальных сетей, где была опубликована информация о проведении одиночных пикетов. Причем, как уверяет Наталья Лебедева, сама она такую информацию у себя на странице не размещала. Кроме того, в материалах дела фигурируют скриншоты со страниц активистов "ВКонтакте", но Лебедева в этой соцсети не зарегистрирована, и об этом она следователю сказала.
"Я думала, они там для общей картины, а выяснилось, на меня записали эти публикации "ВКонтакте". В общем, все на меня это повесили: и раздачу шариков на пикете, и плакаты, и скриншоты с чужих страниц. Теперь всем под копирку эти же обвинения с этими же доказательствами и скриншотами предъявлять будут. Так я понимаю", – говорит Наталья.
По каждому одиночному пикету, в котором участвовала Наталья Лебедева, было отдельное судебное заседание. Каждый раз она пыталась объяснить судье, что они проводили одиночные пикеты, ничего не нарушали, никого, кроме самих себя, каждый в отдельности, не "организовывали". На третьем заседании судья произнес:
"Но ведь вы пришли все с одной идеей – поддержать осужденных по Болотному делу, стояли кучкой и общались?" (На видео, действительно, пикетчики стоят группкой и разговаривают, но без плакатов.)
"Оказывается, – продолжает свой рассказ Наталья, – "с одной идеей нельзя всем приходить на одиночные пикеты. И еще нельзя в одинаковых футболках. На пикетчиках были футболки, на которых написано: "Свободу политзаключенным", эти футболки в суде признали наглядной агитацией".
Наталья Ивановна помешивает сахар в кофе и вздыхает. Мы сидим на ее маленькой уютной кухне. Здесь, в "хрущевке" томского Академгородка кандидат наук Наталья Лебедева прожила почти всю свою жизнь. По специальности она радиофизик. Сначала работала в Институте систем управления и радиосвязи, потом ее взяли, о чем она мечтала, в Томский институт сильноточной электроники, работать под началом академика Геннадия Месяца. В 2012-м вышла на пенсию. Тогда же, три года назад, умер муж, единственный сын живет в другом городе.
"Зачем вам все это? Зачем вы выходили на эти одиночные пикеты?" – спрашиваю я. Она отвечает, слегка задумавшись и с какой-то горечью в голосе: "Понимаете, там ведь на Болотной многих арестовали. Разных людей, были такие, как Удальцов, Развозжаев, за них сердце у меня не болит, они политики, риски понимали. Сердце болит за тех, кто пришел на разрешенную акцию и попал под раздачу. Там и совсем молодые и не очень. Люди получили по три года тюрьмы, это не укладывается в голове просто. И вот людей осудили, люди сидят… и в стране тихо. Стыдно, понимаете, что никто ничего… Вроде, какое мое дело – сиди ватрушки пеки, а что-то поднимает меня и тащит… Не позволяет совесть молчать, понимаете…"
Наталья Ивановна машет рукой, как бы смахивая таким образом вдруг набежавшие слезы. "Когда мы стояли с этими одиночными пикетами, некоторые люди проходили и поддерживали нас, а некоторые нападали. Был случай, напали, плакат порвали, полиция, которая стояла и наблюдала, не вмешалась. Некоторые считают, и их немало, что мы городские сумасшедшие. Считают, что мы не сами это делаем, что нам кто-то за это платит".
6 мая будет очередная годовщина, и участники прошлогодних одиночных пикетов в Томске снова хотят выйти на городскую площадь. Они уверены, что все эти показательные процессы сейчас идут лишь с одной целью – запугать. "Страшно, конечно, ведь в следующий раз по закону могут оштрафовать на 150 тысяч, а потом и до 5 лет лишения свободы может грозить. Но что делать? Будем стоять и стараться соблюдать их законы", – Наталья Ивановна разводит руками.
Сейчас Наталья Лебедева готовится подать апелляцию. Помочь бесплатно пенсионерке взялся один из томских адвокатов. Хотя Наталья Ивановна и не верит, что областной суд решение районного отменит.
Наталья Лебедева первая прошла через суд и теперь старается поддержать своих товарищей, которым суды только предстоят. Одного из участников тех одиночных пикетов, 70-летнего Анатолия Вторушина, в прошлом учителя физики, задержали полицейские прямо на улице и доставили в зал суда для рассмотрения дела. В суде старику стало плохо, и его по скорой увезли в больницу. Вот уже второй день у его палаты дежурят сотрудники полиции, ждут, когда он немного поправится, чтобы отвезти его в суд по делу почти годичной давности и, вероятно, оштрафовать так же, как пенсионерку Лебедеву. Потому что он вместе с ней выходил на одиночный пикет в защиту "узников Болотной". В его деле, кстати, тоже фигурируют скриншоты со страниц в социальных сетях, хотя пенсионер Вторушин живет очень бедно и у него нет компьютера, он им и пользоваться-то не умеет. Но в вину ему вменяют ту же статью административного кодекса – организация несанкционированной акции. Он, объединенный одной идеей с другими людьми, вышел на одиночный пикет. А это нарушение.
Как сказала в завершение нашего разговора Наталья Лебедева: "Только сегодня я вдруг поняла смысл закона, по которому меня судили: нельзя людям с одинаковой идеей в голове стоять рядом".