В Йемене, уже несколько лет охваченном гражданской войной, продолжаются ожесточенные бои между поддерживаемыми Ираном повстанцами-хуситами и мятежными армейскими частями, с одной стороны, и сторонниками сбежавшего в Эр-Рияд президента Абда Раббу Мансура Хади, за которыми стоит коалиция мусульманских суннитских государств во главе с Саудовской Аравией. Несмотря на помощь Красного Креста и других международных организаций, положение мирного населения страны ухудшается с каждым днем. От войны страдают не только сами йеменцы, но и многие остающиеся в стране иностранцы, в том числе из стран Центральной Азии.
В последние дни сотни людей, в том числе и представители центрально-азиатских государств, были вывезены из Йемена российскими самолетами. Но многие до сих пор не могут покинуть Йемен из-за непрекращающихся обстрелов и авианалетов. Правительства стран Центральной Азии призывают своих граждан к немедленной эвакуации в связи с разрастанием вооруженного конфликта. Доктор из Узбекистана по имени Акбар работает в Йемене последние 4 года:
– В каждой йеменской больнице работает по 3-4 узбека. Некоторые отправились в аэропорт и провели там 4 дня, но так и не смогли улететь из Йемена. Нам сказали, что рейс 6 апреля был последним, но мы не знаем, правда это или нет.
Точное количество граждан Узбекистана, остающихся в Йемене, неизвестно – по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч. Дочь одного из узбекских докторов в Йемене, не захотевшая называть свое имя, сообщила в интервью корреспонденту Радио Свобода в Ташкенте, что узбекские средства массовой информации уделяют проблеме мало внимания:
– Моя мама рассказала мне, что не может вылететь, поскольку аэропорт подвергся атаке. Она просила меня не волноваться. Местное телевидение обо всем этом молчит.
Многие медики из Центральной Азии, работающие в Йемене, заключили свои контракты при посредничестве российских компаний. Некоторые доктора из Узбекистана не хотят эвакуироваться, поскольку приехали в Йемен через Россию без разрешения властей своей страны, что является нарушением законов и может караться тюремным заключением на срок до 12 лет. Кроме того, они боятся потерять работу, которая приносит им доход в среднем в шесть раз больший, чем на родине, где зарплата врача составляет около 100 долларов в месяц.
Иностранные врачи в Йемене пользуются и социальными льготами, часто им предоставляется бесплатное жилье. Деньги, заработанные в Йемене, многие посылают домой для поддержки оставшихся на родине семей. Гражданин Киргизии Нурбек Исраилов сказал в интервью Радио Свобода, что не покинет Йемен, несмотря на риск, притом что сам он остается на юге страны, где идут самые тяжелые бои:
– Это внутренний конфликт, местные жители воюют друг с другом. Доктора в это не вовлечены. Я лично знаю около 20 докторов из Киргизии, работающих в Йемене. И большинство из нас находится на юге.
Хадийя Додожон из Таджикистана, напротив, очень хочет уехать:
– Таджикское посольство в Катаре сказало нам ехать в Оман. Но Саудовская Аравия нас не пускает. Мы поехали в провинцию Эль-Махра на границе с Оманом на автобусе. Гуманитарная ситуация везде чрезвычайно тяжелая. У нас недостаточно горючего и питьевой воды.
Хадийя Додожон – одна из приблизительно 30 докторов из Таджикистана, которые бежали от боев в провинцию Эль-Махра. По оценкам таджикского посольства в Омане, в Йемене до начала военных действий находились около двухсот таджикских медицинских работников. Примерно сто из них были эвакуированы в Россию, откуда потом вернулись на родину.