В понедельник официальные представители администрации Барака Обамы сравнительно сдержанно отреагировали на известие о намерении России выполнить контракт по поставке Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300. Американские эксперты говорят, что появление такого оружия в руках Ирана чревато крайне негативными последствиями.
По словам представителей Белого дома и Государственного департамента, в американском правительстве испытывают "беспокойство" относительно решения Москвы. "Учитывая дестабилизирующие действия Ирана в регионе, в таких государствах, как Йемен, Сирия или Ливан, мы считаем, что сейчас не время продавать ему такие системы", – заявила пресс-секретарь Госдепартамента Мэри Харф. Вместе с тем она предположила, что это решение Москвы не отразится "на единстве" тех, кто участвует в переговорах с Ираном. Пресс-секретарь президента Обамы Джош Эрнест высказался более двусмысленно. Напомнив о том, что единство в рядах "шестерки", которая ведет переговоры с Ираном, является ключевым условием для достижения успеха, он заявил, что осуществление сделок по доставке зенитно-ракетных комплексов Ирану, как и бартерной закупки Москвой иранской нефти вызовет "серьезную тревогу" в Белом доме.
Еще до достижения окончательного ядерного соглашения Владимир Путин начинает демонтаж международных санкций и игнорирует эмбарго на поставки оружия Ирану, введенное ООН
На Капитолийском холме американские законодатели не скрывали своего негодования. Они считают, что такие действия России свидетельствуют о порочности предварительной договоренности с Ираном. "Еще до достижения окончательного ядерного соглашения Владимир Путин начинает демонтаж международных санкций и игнорирует эмбарго на поставки оружия Ирану, введенное ООН", – настаивает сенатор Марк Кирк. Госдепартамент, впрочем, признал, что военное эмбарго, введенное в 2010 году, не запрещает поставок Тегерану подобных противовоздушных систем. Американские законодатели на этой неделе намерены провести голосование по законопроекту, которым им будет предоставлено право распорядиться судьбой соглашения, подписанного президентом. У них будет право одобрить его, видоизменить или заблокировать.
Почему попытка передачи этого оборонительного оружия Ирану вызывает столь сильные эмоции? Стивен Бланк, сотрудник Американского внешнеполитического совета в Вашингтоне, считает, что дело в ядерных объектах Ирана:
– Это высокоэффективные противовоздушные ракеты. Вследствие этого они значительно повысят возможности Ирана по защите своего воздушного пространства, отчасти нейтрализуя опасность авиаударов по его ядерным объектам. Естественно, эти системы не исключают возможности проведения подобной операции, но ее стоимость будет гораздо выше, то есть за нее, например, придется расплатиться большим числом сбитых самолетов. Риск подобной акции возрастает.
– Россия настаивает на том, что у нее есть полное право поставлять такие вооружения Ирану. Вы с этим согласны?
Когда русские отчаянно нуждаются в деньгах, они продадут все что угодно кому угодно
– Русские также говорят в унисон с иранцами, что, как только будет подписано окончательное соглашение, антииранские санкции должны быть отменены. Американские представители говорят, что это не так. Иными словами, в данный момент Москва подыгрывает Тегерану. Она, судя по ее поведению, не испытывает повышенного беспокойства относительно появления атомной бомбы в руках иранцев. Русские хотят воспользоваться возможностью привязать к себе Иран в свете возможной отмены санкций против Тегерана и ради этого они идут на такие шаги. Другой пример: сегодня было объявлено о том, что Москва продает Пекину еще более современные противовоздушные комплексы С-400. Когда русские отчаянно нуждаются в деньгах, они продадут все что угодно кому угодно, – говорит американский военный эксперт Стивен Бланк.
Как объясняет американский специалист в области ракетных технологий Анджело Кодевила, появление такого оружия в арсенале Ирана резко повысит его военно-стратегические возможности:
– С-300 является мощным оружием, хотя оно и не будет столь эффективно в руках иранцев, потому что для достижения его полного потенциала необходимо использование системы раннего предупреждения, которой нет у Ирана. Важно, что эти ракеты могут применяться не только против самолетов, но и против баллистических ракет. Что мы можем получить в результате? Иран, работающий над своим ядерным оружием, баллистическими ракетами, будет иметь противовоздушные системы, которые помогут ему сравнительно надежно защитить себя от воздушных атак, включая ракетные удары. С помощью России он превращается с военно-стратегической точки зрения в мощную силу, которой он прежде не был.
– Как вы считаете, можно предположить, что появление такого оружия в руках Тегерана приблизит перспективу ядерного Ирана, ведь считалось, что он действует с оглядкой на Израиль и США, которые не исключали уничтожения иранских ядерных объектов?
Иран превратится в ядерное государство вне зависимости от действий кого-либо. Иранцы давным-давно приняли решение создать ядерное оружие
– На мой взгляд, Иран превратится в ядерное государство вне зависимости от действий кого-либо. Иранцы давным-давно приняли решение создать ядерное оружие. Новое соглашение – это то, на чем настаивает западный мир, чтобы убедить, что он что-то сделал. В рамках этого соглашения Тегеран сможет продолжать свои работы. У него уже почти наверняка есть достаточно радиоактивного материала для создания ядерного оружия. Но у него нет пока технологий для создания современного ядерного заряда, в том числе взрывателей, – высказал свое мнение эксперт в области вооружений Анджело Кодевила.