13 апреля в Берлине начинается встреча "нормандской четверки" по урегулированию кризиса на Украине на уровне министров иностранных дел. О проведении этой встречи было объявлено всего за несколько дней, официально заявлено о намерении обсудить выполнение минских договоренностей по Украине.
Какого-либо существенного прогресса от берлинских переговоров в Киеве не ожидают. Эту встречу многие эксперты рассматривают как подготовку к переговорам в "нормандском формате" при участии президентов Украины, Германии, Франции и России, которая может состояться, когда сторонам будет что обсудить.
Глава МИД Украины Павел Климкин в столице Германии намерен поднять вопрос о несоблюдении минских соглашений донбасскими сепаратистами и об игнорировании этих соглашений Россией, продолжающей поставлять на украинский восток военную технику и оружие.
Как отмечают в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, сейчас в Донбассе в распоряжении формирований так называемых "ДНР" и "ЛНР" значительно больше вооружения, чем до момента подписания минских соглашений. За последние недели в Донбасс были переброшены современные российские танки Т-80 и Т-90, бронемашины, системы артиллерии и противовоздушной обороны.
О прогнозах развития ситуации в регионе и позициях Украины и России на переговорах в Берлине рассуждает эксперт по вопросам международной политики Тарас Чорновил:
– Украинская сторона будет акцентировать внимание на игнорировании выполнения минских соглашений со стороны так называемых "ДНР" и "ЛНР", не выполнен даже первый пункт – о прекращении огня. Сепаратисты продолжают обстрел украинских позиций, хотя реже применяют артиллерию. Кроме того, не выполнен пункт соглашений о полном отводе от линии разграничения тяжелых вооружений. Очевидно, что российская сторона в Берлине будет говорить о невыполнении Киевом политической части последних договоренностей в Минске, что необходимо признавать структуры Донбасса, возобновлять социальные выплаты и восстанавливать регион. И ключевой вопрос переговоров, о котором ранее объявил президент Украины Петр Порошенко, – возможность ввода в Донбасс миротворцев. Речь идет о двух абсолютно разных процессах. Первый касается возможности направления в зону конфликта миротворцев ООН, второй – миротворцев полицейской миссии Евросоюза. Окончательная позиция РФ по этому вопросу неизвестна. В Москве за последнее время по этому поводу звучали взаимоисключающие заявления. Берлинская встреча четырех министров призвана лишь подготовить почву для новых переговоров в "нормандском формате" на высшем уровне. Мне кажется, что Россия взяла курс на ступенчатую эскалацию конфликта в Донбассе. Сомневаюсь, что в ближайшее время Россия решится на проведение крупной наступательной операции. Москва, вероятно, будет стремиться к тому, чтобы этот конфликт был в полузамороженном состоянии, то есть крупных боевых действий не будет, но регулярно будут захватываться не крупные города, а небольшие населенные пункты, находящиеся сейчас под контролем украинских военных, для дестабилизации, в том числе, и политической ситуации на Украине, – говорит Тарас Чорновил.
По мнению доктора политических наук, профессора Национального университета "Киевский политехнический институт" Лидии Смолы, минские договоренности не вели к завершению кризиса, поэтому, видимо, и было принято решение собраться в Берлине:
Без стратегического изменения ситуации, без видения дальнейшего развития этого региона вряд ли встреча нормандской четверки будет иметь какой-то результат
– Минск-1, Минск-2 имели тупиковый результат. Война продолжается. Россия не имеет возможности и сил захватить Донбасс, взять его под полный контроль. Украина не имеет возможности свою территорию освободить. Такая в некоторой степени патовая ситуация. Но концентрация российских войск на границах с Украиной, количество погибших, которые есть в этой войне с российской стороны и с нашей стороны, говорит о том, что нужно применить какие-то дипломатические действия. Соответственно, Россия предпринимает эти действия. Также, я думаю, активизация России в этом конфликте обусловлена и другими геополитическими вопросами. Мы знаем о встрече Обамы с Кастро и о возможностях изменения взаимоотношений США и Кубы после того, как Россия простила Кубе громадный долг. Мы видим дальнейшую потерю влияния России на международном уровне. Я думаю, что предпринятые действия и эта встреча – попытка России снова заговорить с активной позиции, попытка активизировать и как-то усилить свое влияние на фоне ухудшения экономического положения и на фоне отсутствия побед непосредственно в военных действиях. Я думаю, что несмотря на такую активность, договоренности снова будут формальными и не будут иметь каких-то результатов. Я думаю, что самым большим успехом в этом формате будет гуманитарный аспект: обмен пленными, какие-то вопросы, связанные с обеспечением продуктами питания на оккупированных территориях. Но без стратегического изменения ситуации, без какого-то видения дальнейшего развития этого региона вряд ли встреча "нормандской четверки" будет иметь какой-то результат.
– С российской стороны каких-то мирных инициатив вы не ожидаете, какого-то смягчения позиций?
Миротворцы – это уже сила, с которой не считаться будет невозможно
– Они будут декларировать желание мирного урегулирования этого конфликта. Но мы говорим не о словах, которые декларируются, а мы говорим о непосредственных действиях. Взять, к примеру, даже недавние события – инциденты с российскими самолетами и самолетами НАТО, увеличение группировки войск и вооружения на границе с Украиной.
– Петр Порошенко не раз заявлял о желании Киева направить в зону конфликта миротворческий контингент. Москва этому всячески противится. Будет ли украинская делегация поднимать этот вопрос в ходе совещания нормандской четверки?
– Я думаю, что Россия будет пытаться все-таки обсуждать этот вопрос напрямую с США, исключая из этого процесса Украину и таким образом отрицая ее субъектность. С другой стороны, миротворцы на востоке [Украины] России, безусловно, в этой ситуации невыгодны. Потому что если ОБСЕ многих происходящих в Донбассе вещей "не видит", то миротворцы – это уже сила, с которой не считаться будет невозможно, – считает профессор Национального университета "Киевский политехнический институт" Лидия Смола.
Вопрос о вводе в Донбасс российских миротворцев, как не исключают в Киеве, может поднять на встрече в Берлине глава МИД России Сергей Лавров. "Украина будет расценивать такой шаг со стороны России как акт агрессии", – заявил накануне заместитель командующего АТО генерал Валентин Федичев. По данным украинской разведки, в России создана некая "волонтерская бригада", которая может быть в любой момент переброшена на восток Украины для выполнения миротворческой миссии.
Из зоны АТО тем временем сообщают о значительном увеличении численности подразделений российских войск, как в непосредственной близости от украинской восточной границы, так и на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, что, по мнению руководителей антитеррористической операции, может свидетельствовать о подготовке России к наступлению на востоке Украины:
– Запланировано наращивание численности российских "наемников-добровольцев", а также увеличение до 500 единиц количества танков, ББМ, а также артиллерийских систем. Также запланирован открытый ввод так называемых "миротворческих бригад". Однако скрытое введение Россией "псевдомиротворцев" уже давно произошло. Так, 15-я отдельная мотострелковая бригада ВС РФ (место постоянной дислокации – пгт Рощинский Самарской области РФ) носит наименование "миротворческая" и входит в состав 2-й армии Центрального ВО. Ее подразделения давно находятся на территории Украины в районе Луганска. Именно такие российские "миротворцы" должны войти на восток Украины для принуждения к миру. И речь идет не только о Донбассе. В далеко идущие планы оккупантов входят и Харьковская, и Запорожская и другие области Украины, – заявил генерал Валентин Федичев.
За минувшие сутки сепаратисты около двадцати раз обстреливали позиции украинских военных в Донбассе. Посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба, комментируя в своем твиттере последние события в зоне конфликта, написал: "Обстрелы в Донбассе – это созданные террористами и Россией военные декорации к очередному акту политической драмы, который сегодня сыграют в Берлине".