В воскресенье в Петербурге и Новосибирске прошли гражданские акции в поддержку свободы творчества, против произвола чиновников из министерства культуры, против вмешательства церкви в работу светских учреждений культуры.
В Петербурге около ста горожан, возмущенных увольнением директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича и запретом оперы "Тангейзер" режиссера Тимофея Кулябина, вышли на Марсово поле с плакатами "Спасите культуру от Министерства культуры", "Нет цензуре", "Венера, Мединского прогони!", "Кехман и Мединский? Нет, Герцен и Белинский". Собравшиеся скандировали лозунги: "Мединского в отставку!", "Догма и цензура — это не культура!", "Верните Тангейзер!".
Два человека с георгиевскими ленточками попытались помешать акции, порвать плакаты, устыдить своих идейных противников. Организаторы акции заранее договорились, что на ней не будет партийной символики. Но все же над головами митингующих развевались два флага Российского социалистического движения. Поддержать новосибирский театр пришли также известный в Петербурге музыкант Михаил Новицкий и гражданский активист Игорь Андреев, более известный как Степаныч. А вот театральных деятелей на Марсовом поле почти не было, что очень удивило и огорчило акционистку, театрального режиссера Леду Гарину.
– Я думала, сюда придет поддержать своих новосибирских коллег множество актеров и режиссеров, но почему-то их здесь нет. И я передаю им привет и хочу сказать: если вас тут нет, то скоро придут к вам в театр – и обязательно найдут, за что предъявить претензии – или со стороны церкви, или со стороны оскорбленных родителей. Я работаю в театре и последние четыре года занимаюсь различной активистской деятельностью, и я слышу от своих театральных коллег, что я сошла с ума, и что они сами занимаются чистым искусством и далеки от политики. Мои коллеги-активисты занимаются акциями гораздо дольше, они могли бы рассказать, какие произошли нападки на образование, сколько было уволено вузовских преподавателей, как сокращают врачей. Но каждый раз люди, которых выселяют из общежитий или рабочие "Форда", которые бастуют, – они выходят одни, их никто не поддерживает, и это очень страшно. Ведь когда на улицу выйдут петербургские театральные работники, их тоже некому будет поддержать. Все это говорит о том, что в нашей стране наступает фашизм. Он наступает не тогда, когда начинают работать газовые камеры, а когда кого-то притесняют, а остальным все равно.
По мнению Леды Гариной, на работниках искусства гораздо больше ответственности за происходящее, чем на всех остальных. Другие выступающие тоже говорили о том, что работники искусства не должны допускать возвращения цензуры, не должны уступать в этом смысле даже самой маленькой позиции, потому что за маленькой уступкой придет полный запрет на всякую свободу творчества. Акция закончилась без происшествий. Об этом сообщила корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Вольтская.
Несколькими часами ранее в тот же день в Новосибирске прошел митинг под лозунгом "Заступимся за искусство!" На площади перед театром оперы и балета собрались, по разным оценкам, от трех до пяти тысяч человек. "Христом-богом молю, отстаньте от искусства!", "Кафка нам завидует", "Россия – страна с высокой неоднородностью культуры, при таком разнообразии ценностей опасно требовать от всех "одно суждение иметь" – было написано на плакатах. О выступлениях участников митинга рассказывает корреспондент Радио Свобода Мелани Бачина:
"У художника есть право на свободу творчества точно так же, как есть право на свободу вероисповедания", – заявил со сцены Борис Мездрич, уволенный министром культуры бывший директор Новосибирского театра оперы и балета. "Мы собрались на митинг зрителей, митинг слушателей, митинг читателей. Мы те самые люди, которые хотят читать то, что им нравится, слушать, смотреть то, что они считают нужным. И в этом мы не одиноки. Прямо сейчас, в солидарность с нами, наши сограждане стоят на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и на площади Ленина в Иркутске. Они хотят того же, что и мы. Прямо сейчас актеры Московского театра.doc в знак солидарности с нами читают стихи русских классиков, которые когда-то уже были запрещены Православной церковью", – сказал, открывая митинг, организатор, общественный активист Стас Захаркин.
Организаторы митинга транслировали видеообращения известных режиссеров Андрея Звягинцева и Кирилла Серебренникова. Андрей Звягинцев, в частности, говорил, что долг зрителя понимать, что он свободен, услышать то, что он хочет услышать. Кирилл Серебренников считает, что спасти театр и спектакль может только зритель: "Птица может петь только там, где нет удушья и чистая вода, иначе она улетает в другие края". Протодиакон Андрей Кураев, приехавший в Новосибирск, заявил в своем выступлении: "Сегодня день, когда мы вспоминаем несостоявшуюся революцию. Она случилась 2000 лет назад, когда Иисус на ослике въехал в Иерусалим. Все ждали, что он поведет людей против Понтия Пилата, но у него был свой путь", – сказал Кураев.
В резолюции, принятой участниками митинга, в частности, говорится: "Мы, граждане России, выражаем возмущение преследованием театральных работников города Новосибирска, деятельностью радикально настроенных граждан, направленной на срыв культурных мероприятий, и попытками со стороны представителей Русской православной церкви и ряда политических деятелей ввести цензуру художественного творчества".
Участники митинга потребовали от президента России Владимира Путина не допустить любых видов цензуры, гарантировать свободу слова и свободу творчества, соблюдать соответствующие статьи Конституции, отправить в отставку министра культуры РФ Владимира Мединского и нового директора Новосибирского оперного театра Владимира Кехмана и восстановить оперу "Тангейзер" в репертуаре.
Подробный репортаж с митинга читайте здась: "Птица поет только там, где нет удушья", а интервью с режиссером спектакля "Тангейзер" Тимофеем Кулябиным – здесь: "На "Тангейзер" нужно было решиться!"