В середине апреля я собирался поехать на семинар в Германию, посвященный правам ЛГБТ. Принес в визовый центр посольства Германии все необходимые документы, включая приглашение от организаторов мероприятия, в котором они обязались оплатить расходы, и план семинара. Через несколько дней получил отказ в визе по причине сомнения консульства в указанной цели поездки. Странная ситуация, но, насколько я знаю, не уникальная.
Еще в 2013 году посольство Великобритании отказывало в выдаче визы журналистке "Новой газеты", которой угрожала реальная опасность в России. Журналистка собиралась несколько месяцев переждать в Лондоне, ей гарантировалось полное материальное обеспечение от правозащитной организации Article 19. Одна из основных целей Article 19 – защита журналистов, попавших в ситуацию личной для них угрозы.
В 2014 году посольство Франции отказало в получении визы бывшей обвиняемой по "Болотному делу" Марии Бароновой. С ее слов, Марии отказали как раз из-за того, что она проходила по этому делу в качестве обвиняемой. Может, и мне было отказано в визе по этой причине?
Неужели Германия и часть других западных стран продолжают следовать курсу Realpolitik, разменивая права человека на нефть и газ?
С другой стороны, российским чиновникам (за исключением небольшой группы попавших под санкции) въезд в Германию открыт. Члены национальных и региональных правительств и парламентов, конституционных и верховных судов вообще освобождаются от уплаты визового сбора. То есть те, кто в результате фальсификаций выборов, использования административного ресурса и других незаконных действий обретают власть, могут беспрепятственно попасть в Европу. А тем, кто отстаивает в России права человека, – далеко не факт, что будет разрешен въезд в ЕС.
В России вводятся все новые дискриминационные запреты для ЛГБТ-сообщества. Полиция на митинге 8 марта 2015 года в московском "Гайд-парке" запретила радужный флаг и задержала девушку, которая его поднимала. И это далеко не единичный случай. Это прямо противоречит принятой в 2010 году Комитетом министров Совета Европы рекомендации "О мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентичности". Наша страна подпадает под действие этой рекомендации, никто ее не отменял, но российское правительство все делает наоборот. Гомофобные нападения власть поощряет, никак не преследуя нападающих. А вот за попытку самообороны от таких нападений вполне могут возбудить дело за "хулиганство" и отправить в тюрьму на несколько лет. Почему же Европа действенно не реагирует на такой беспредел со стороны российских властей?
Политические убийства, военные авантюры в соседних государствах, репрессии и тюрьма для оппозиции стали повседневностью в России. Европа официально декларирует приверженность защите прав человека в РФ, но ведь эти слова не подтверждаются на деле? Первый канцлер объединенной Германии Отто фон Бисмарк ввел понятие Realpolitik. Такая политика исходит, прежде всего, из практических соображений, а не идеологических или моральных. Неужели Германия и часть других западных стран продолжают следовать этому курсу, разменивая права человека на нефть и газ?
P.S. Уже после того, как этот текст был опубликован: в консульстве Германии сказали, что утром 10 апреля дадут мне визу, так что хоть и с опозданием на 1 день, но на семинар по правам ЛГБТ я попаду.
Николай Кавказский – член правления комитета "За гражданские права", член партии "Яблоко" и ЛевСД. Бывший обвиняемый по "Болотному делу"