В Московский городской суд в пятницу отклонил апелляционную жалобу на приговор оппозиционеру Сергею Мохнаткину. Накануне заседание было отложено, чтобы дать возможность подсудимому пообщаться со своим адвокатом. В конце 2014 года Сергей Мохнаткин был осужден на 4,5 года колонии строго режима за избиение двух полицейских годом ранее во время акции на Триумфальной площади в защиту свободы собраний. Мохнаткин настаивает на своей невиновности и требует привлечь к уголовной ответственности сотрудника полиции, который, по мнению оппозиционера, нанес ему телесные повреждения. В связи с этим Сергей Мохнаткин уже месяц держит голодовку.
Сергей Мохнаткин, который с декабря прошлого года находится в следственном изоляторе "Бутырка", объявил голодовку 2 марта – в знак протеста против уголовного преследования. Мохнаткин требует привлечь к ответственности сотрудника полиции Сергея Шорина, который, по версии оппозиционера, ударил его во время акции на Триумфальной площади 31 декабря 2013 года. По версии обвинения, Мохнаткин сам дважды ударил Шорина по лицу и по голове, а также нанес телесные повреждения сотруднице второго оперативного полка Татьяне Григоренко. В конце 2014 года Тверской суд Москвы приговорил Мохнаткина к 4,5 годам колонии строгого режима.
Активист движения "Русь сидящая", общественный защитник Сергея Мохнаткина Петр Курьянов навещал оппозиционера в СИЗО 30 марта и рассказал Радио Свобода подробнее о его состоянии:
Он относится к тем людям, для которых голодовка – это, можно сказать, свято. И он по совести ее держит
– Со 2 марта он на голодовке. Первое и основное его требование – добиться возбуждения уголовного дела в отношении полковника Шорина. Это не сухая голодовка, если бы была сухая, Сергей бы уже давно "загнулся". Он пьет кипяченую воду. Я ему предлагал чай с сахаром попить хотя бы, но он ни в какую. Если вы знаете Сергея, он достаточно настырный в этом, не в первый раз сидит. Он относится к тем людям, для которых голодовка – это, можно сказать, свято. И он по совести ее держит. Сам он держится бодрячком. Но похудел заметно. Неделю назад я к нему ходил и сейчас – разница видна.
Вместе с Петром Курьяновым посетить Сергея Мохнаткина в СИЗО 30 марта собиралась и его адвокат – Каринна Москаленко. Однако сотрудники СИЗО уже в третий раз не пустили ее к своему подзащитному:
– Я опять его не увидела по вине следственного изолятора, администрация которого меня упорно к нему не допускает, – говорит Москаленко. – Они утверждают, что теперь все адвокаты послушно, вопреки гарантиям закона, идут и униженно просят всякие разрешения на свидания. Почему я говорю униженно? Потому что меня унижает ситуация: если у меня есть гарантия закона, то почему я должна просить какие-то разрешения у лиц, которые, какое бы высокое положение ни занимали, все равно не так высоки, чтобы корректировать закон? Это меня даже пугает, потому что, как мне объяснили, все уже давно смирились с этой ситуацией. Я давно хожу в следственные изоляторы, тюрьмы, колонии со своим удостоверением и ордером. И этого было достаточно, потому что так указывает закон. Но, видимо, адвокатов решили выстроить в шеренги и заставить просить какие-то разрешения. Все это меня заставляет требовать исполнения закона в отношении меня и Мохнаткина.
Абсурдная ситуация: судья откладывает, чтобы адвокат, именно Москаленко, явилась к нему, а вот начальник ФСИН решает сделать по-своему
2 апреля Мосгорсуд приступил к рассмотрению апелляционной жалобы по делу Сергея Мохнаткина, но тут же по просьбе подсудимого отложил разбирательство на 3 апреля. Сергей Мохнаткин пояснил суду, что в СИЗО ему так и не дали пообщаться со своим защитником – адвокатом Каринной Москаленко. 2 апреля суд предоставил адвокату и подсудимому такую возможность в начале заседания, но 10 минут оказалось недостаточно, поэтому заседание было отложено.
"Эта ситуация абсурдна", – говорит Петр Курьянов, поскольку 26 марта Мосгорсуд уже переносил апелляционное рассмотрение на неделю, чтобы дать возможность Сергею Мохнаткину подписать соглашение с Каринной Москаленко и подготовиться к заседанию:
– Абсурдная ситуация: судья откладывает, чтобы адвокат, именно Москаленко, явилась к нему, а вот начальник ФСИН решает сделать по-своему. У них есть какие-то инструкции, они незаконные. Мы с Сергеем это обсуждали, и больше всего возмущает, что адвокатское сообщество Москвы молча с этим соглашается. Со стороны кажется, что это ерунда, но когда адвокат приходит в СИЗО с ордером, как полагается, ему говорят: иди к следователю и возьми у него разрешение. Он идет, а со следователем начинаются проблемы: то он недоступен, то он не отвечает, то у него следственные действия в другом месте. И так день, два, три, порой неделю не удается взять разрешение. А что случится за неделю с человеком в СИЗО без адвоката? Сами понимаете: какие показания можно выдавить и как можно дело сфабриковать, – заключает Петр Курьянов.
Защита Сергея Мохнаткина и он сам настаивают на невиновности и просят суд отменить приговор первой инстанции. По словам Каринны Москаленко, Мохнаткина фактически осудили за участие в мирной публичной акции. Решение по апелляционной жалобе необходимо, по словам адвоката, чтобы подать полноценную жалобу в ЕСПЧ. В отношении Сергея Мохнаткина были нарушены сразу несколько статей Европейской конвенции по правам человека: были нарушены запрет на бесчеловечное обращение, право Мохнаткина на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство и, на что особо обращает внимание Каринна Москаленко, право на свободу собраний и объединений:
Мы видим на скамье подсудимых людей, которые насильственных действий не совершали, а наоборот, сами были жертвами таких насильственных действий. И Сергей Евгеньевич не исключение
– Меня как человека, который знает его основные требования и позицию по делу – недопустимость ограничения права на участие в мирных акциях, – больше всего занимает бессовестное нарушение статьи 11 Европейской конвенции по правам человека со стороны всех ветвей власти. И по делу "Каспаров и другие против России", и по более поздним делам, где заявителями были Борис Немцов и другие люди, Европейский суд уже неоднократно высказался по поводу того, что недопустимо применять репрессии в отношении лиц, выходящих на мирные публичные акции. Даже если они протестные – это абсолютно нормально. Ненормальны, скорее, акции в поддержку правительства: оно работает – пусть и дальше работает. А если надо выразить свое несогласие, то это нормально – выйти на публичную акцию. Такие акции должны проходить без эксцессов со стороны властей. У меня есть и другие доверители, которые были осуждены по акции 6 мая, по "Болотному делу". Сейчас их жалобы находятся в ЕСПЧ. Прецедент уже создан, есть решения Европейского суда о том, что недопустимо подвергать людей арестам и ограничивать их право на свободу собраний, если они проходят мирно и без актов проявления насилия со стороны митингующих. В итоге мы видим на скамье подсудимых тех людей, которые никогда никаких насильственных действий не совершали, а наоборот, сами были жертвами таким насильственных действий. И Сергей Евгеньевич не исключение. Мне очень хочется, чтобы я в суде могла высказаться по этому поводу. Я думаю, что меня суд услышит. Но, к сожалению, я не уверена, что меня суд полностью поймет. А если и поймет, то совсем не уверена, что он разделит мою позицию или что суду позволят ее разделить, – сомневается Каринна Москаленко.
Четыре года назад Сергей Мохнаткин уже привлекался к ответственности по аналогичному делу. 31 декабря 2009 года его также задержали после акции "Стратегии-31" на Триумфальной площади. Мохнаткин утверждал, что ничего противозаконного не совершал, а просто проходил мимо и заступился за женщину, которую избивали сотрудники полиции. В июне 2010 года Тверской суд приговорил его к 2,5 годам колонии за нападение на сотрудника полиции. Весной 2012 года оппозиционер был помилован по указу президента Дмитрия Медведева. После освобождения Мохнаткин занялся общественной деятельностью, в том числе и выступал в суде в качестве общественного защитника в "Болотном деле".