В среду сотрудники российских силовых ведомств заблокировали в Липецке вход на территорию кондитерской фабрики "Рошен", принадлежащей президенту Украины Петру Порошенко. "Сотрудники правоохранительных органов в масках не выпускают с территории фабрики рабочих, нельзя и зайти на фабрику", – сообщили сотрудники липецкого издания Gorod48.ru. По данным прессы, коллектив фабрики и руководство силовики заперли в актовом зале предприятия. Суть претензий, предъявляемых предприятию, пока непонятна. Источники ТАСС сообщили, что появление ОМОНа и обыски на фабрике связаны со "спором хозяйствующих субъектов".
Это не первые обыски на липецкой фабрике Петра Порошенко. В марте прошлого года силовики также блокировали ее работу в рамках уголовного дела о нарушении авторских прав. Эксперты полагают, что новые обыски на кондитерской фабрике – очередной виток давления российских властей на президента Украины.
По словам наблюдавшего за событиями журналиста липецкого издания Gorod48.ru Игоря Лугового, в обыске на предприятии участвовали сотрудники московских подразделений ОМОНа, ФСБ и УЭБиПК МВД России:
Людей с вечерней смены не отпустили домой, собрали их в актовом зале
– Захват этой фабрики случился сегодня в 8 утра. Людей с вечерней смены не отпустили домой, собрали их в актовом зале и там же – все руководство фабрики. А тех, кто приходил на фабрику утром, на работу, их просто на предприятие не пускали. Что там происходит – неизвестно. Нам удалось поговорить лишь с начальником юридического отдела фабрик "Рошен" Еленой Армияровой. Ее отпустили, она на своем автомобиле выехала из ворот фабрики, и я спросил у нее, что происходит. Она сказала, что непонятно, какую-то бумагу передали главбуху предприятия, что там написано – неизвестно. И ей только предложили: либо ты остаешься со всеми здесь, либо ты можешь быть свободна. И можно сказать, что женщина выбрала свободу. Нам удалось дозвониться до замдиректора этой фабрики Константина Вахонина, и он сообщил очень коротко, что работает Следственный комитет Москвы и ему лично ничего не предъявлено. Из ворот этой фабрики выходили работники УФСБ по Липецкой области, журналисты знают некоторых в лицо, а порядок обеспечивает липецкий ОМОН.
Заместитель гендиректора фабрики Константин Вахонин, до которого Радио Свобода дозвонилось во время обысков, комментировать ситуацию отказался, переадресовав все вопросы правоохранительным органам:
У нас все в порядке, спасибо, что позвонили
– У нас все будет хорошо, вы за нас не переживайте, у людей своя работа, они ее сделают, и мы сегодня уже запустимся. У нас все в порядке, спасибо, что позвонили. Все.
Руководитель пресс-службы УМВД по Липецкой области Наталья Маслакова подтвердила "Интерфаксу", что на фабрике "Рошен" работают московские силовики, но суть дела не пояснила.
Пресс-секретарь кондитерского концерна Инна Петренко в интервью РС назвала действия силовых структур на предприятиях в Липецке "неправомерными и недопустимыми", так как представители российских силовых структур "вторглись на территорию предприятий корпорации в г. Липецк, с. Сенцово и с. Косыревка без предварительных уведомлений". На сайте "Рошен" говорится, что если на фабрике проходит налоговая проверка в рамках выдвинутой ранее претензии, то ее проведение подобным образом является недопустимым и неправомерным.
Обыски на липецкой фабрике уже проходили в марте прошлого года. Тогда следственные действия проводились в рамках уголовного дела о нарушении авторских прав. Российская корпорация "Объединенные кондитеры" вменила "Рошен" иск о незаконном использовании бренда "Ласточка". Работа фабрики на некоторое время прерывалась, но в октябре возобновилась.
Однако уже в ноябре липецкий филиал из-за сокращения спроса на продукцию начал массовые увольнения сотрудников. Без работы остались более 400 человек. Накануне стало известно, что Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение об отказе "Рошен" в иске к "Объединенным кондитерам" о защите деловой репутации.
Корпорацию, считающуюся одним из крупнейших в мире производителей кондитерских изделий, основал Петр Порошенко. Президент Украины является и главным акционером компании. В состав корпорации входят фабрики на Украине, в Литве, Венгрии и России. Порошенко заявлял о намерении продать свой бизнес после вступления в должность президента Украины, но пока этого не сделал.
Украинский политик, председатель Одесского областного Совета Алексей Гончаренко полагает, что новые обыски на фабрике Петра Порошенко – это очередной виток давления российских властей на президента Украины:
– Я думаю, Порошенко прекрасно отдает себе отчет о возможности таких проблем, и я не думаю, что это является какой-то катастрофой для него. В то же время для любого нормального бизнесмена-инвестора это еще один сигнал, что в России дело плохо, и там правит бал политическая целесообразность, а не закон. Поэтому может быть все, что угодно. Могут обвинить в промышленном шпионаже - что украли рецепт конфет "Белочка" 1948 года или еще что-нибудь. Это все непредсказуемо, это просто политическая история.
"Независимая газета" сообщает, что фракция КПРФ готовит законопроект о национализации липецкой фабрики "рОШЕН". "Учитывая напряженную ситуацию с Украиной, мы не исключаем, что эти деньги могут использоваться для поддержки формирований бандеровцев, то есть на подрыв безопасности нашей страны. Нужно лишить их такой возможности", - заявил изданию глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Политолог Станислав Белковский полагает, что Петр Порошенко уже смирился с тем, что потеряет российскую часть своего бизнеса:
- Думаю, что российская собственность Петра Порошенко воспринимается Владимиром Путиным как один из рычагов давления на позицию Украины. И в зависимости от того, как с точки зрения Кремля Порошенко будет себя вести, хорошо или плохо, будет ли он договороспособен, согласится ли он обеспечивать Крым, будет или нет договариваться с США о поставках летальных вооружений, в зависимости от этого Кремль будет формулировать свою позицию по его российским активам. Это ситуативно. Но мне представляется, что Петр Порошенко всю жизнь мечтал стать именно президентом Украины, и в этом смысле, хотя он человек жадный, как все капиталисты, собственность для него вторична, и он, мне кажется, смирился с тем, что может ее потерять. Ибо главной жизненной цели он уже достиг.
Сам Петр Порошенко в марте заявил в интервью украинскому телеканалу "1+1", что "продать корпорацию "Рошен" не дает российская власть". "Все мои действия убедительно доказывают, что давить на меня нельзя ни по одному направлению, в том числе и в вопросах собственности. Потому на сегодняшний день российские власти препятствуют этой продаже", – объяснил украинский президент, добавив, что не имеет ни времени, ни права вмешиваться в процесс продажи своего бизнеса.
Несмотря на давление российских властей, штрафы и убытки, которые несет фабрика "Рошен" в Липецке, ее сладкая продукция не исчезает с полок магазинов в российских городах и по-прежнему пользуется спросом среди потребителей.