В Калининграде сегодня, как ожидается, состоится второе заседание суда по делу о немецком флаге над зданием ФСБ, который год назад вывесили трое активистов Комитета общественной самозащиты (КОС) – Михаил Фельдман, Олег Саввин и Дмитрий Фонарев. Их обвиняют в оскорблении чувств ветеранов Великой Отечественной войны. Молодым людям грозит до семи лет заключения. Накануне в доме другого активиста КОС, Дмитрия Иркитова, полицейские провели обыск и изъяли компьютер.
Дмитрий Иркитов находится в больнице, через неделю ему предстоит серьезная операция на легких. Пока Дмитрий находился в больнице, правоохранители провели обыск, изъяли компьютер. Некоторое время назад сотрудники органов провели с Дмитрием беседу, они предостерегали его от ведения какой-либо оппозиционной деятельности. По словам активиста КОС Алескандра Жиденкова, Иркитова обвиняют в распространении в социальных сетях призывов к изменению общественного строя, вероятно, что его аккаунт "Вконтакте" был взломан.
3 ноября 2014 года Дмитрий был избит неизвестными, в связи с чем его здоровье резко ухудшилось. Ранее были совершены нападения на участников "Марша мира": активистов КОС Василия Адрианова и Евгения Гришина, члена партии "Патриоты России" Андрея Богданова и блогера Виктора Горбунова. Пострадавшие говорят, что расследование по факту нападения и причинения телесных повреждений фактически не ведется.
16 марта в Калининграде состоялось первое открытое заседание суда по "делу о флаге". Год назад Михаил Фельдман, Олег Саввин и Дмитрий Фонарев вывесили немецкий флаг на гараже ФСБ в знак протеста против аннексии Крыма. За год, проведенный активистами КОС в СИЗО, следователи написали восемь томов уголовного дела. Прокурор Михаил Горшков зачитал обвинительное заключение:
"Фельдман, Саввин и Фонарев своими согласованными действиями и поведением грубо нарушили общественный порядок, глубоко оскорбили и унизили чувства и политические ориентиры граждан РФ, чувства ветеранов ВОВ, память погибших. Акцией, лишенной всяких основ нравственности и морали, выразили несогласие с внешней и внутренней политикой РФ, совершив преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ".
На вопрос судьи Алексея Полнякова, согласны ли они с предъявленным обвинением, Фельдман и Саввин заявили, что им непонятно, в чем их обвиняют. Фонарев признал, что флаг вывесил именно он, но не с целью оскорбить память погибших и ветеранов ВОВ.
Активист КОС Анна Марьясина считает, что текст обвинительного заключения напрашивается на экспертизу:
– Обвинение утверждает, что подсудимые руководствовались "чувством политической ненависти и вражды к внутренней и внешней политике РФ". Выходит, что от несогласия до ненависти и вражды меньше шага, а любое упоминание немецкой атрибутики должно оскорблять ветеранов и погибших...
Журналист Катарина Радзиховская рассказала, что с Михаилом Фельдманом она познакомилась незадолго до его ареста. Тот дал ей почитать единственный экземпляр своего фэнтези "Охота на Гончую". Катарина пообещала найти издателя, но из-за резонансного процесса роман печатать никто не готов. Однако она получила заказ на серию рассказов, которые выйдут под псевдонимом, и более того, Катарина уверена, что открыла русского Стивена Кинга:
– Я не понимаю, почему Миша находится в СИЗО. Я не верю, что флаг ФРГ может оскорбить ветеранов. Позорное дело вышло, как в сталинские времена, когда сажали за селедку в газете с портретом вождя. Интересно, если я над своим домом вывешу флаг Кыргызстана, меня тоже посадят?
По словам активиста КОС, журналиста Екатерины Ткачевой, акция с флагом не была согласована с Комитетом общественной самозащиты, и лично она эту акцию никогда бы не поддержала:
– Но сидеть за облупленный гараж ФСБ – это безумие! Этот гараж и этот кронштейн я уже включила в обязательную экскурсионную программу, – говорит Екатерина. Она, как и ее коллеги из КОС поддерживает задержанных, передает продукты, посещает суды.
Больше всего Екатерину задевает реакция некоторых горожан, которые считают себя либералами, но при этом осуждают активистов, упрекая их в пиаре или желании получить политическое убежище:
– Эти люди считают, что протест нужно выражать другим способом, но не уточняют каким. Они не ходят на согласованные митинги, не стоят в одиночных пикетах, не выражают своей гражданской позиции, но при этом уверены, что имеют право осуждать. Да, поступок детский, но ребята уже год сидят в тюрьме, прошли через карцер и голодовку.
Мама Михаила Фельдмана Тамара Федоровна с возмущением вспоминает, как правоохранительные органы несколько дней скрывали от нее местонахождение сына:
– Когда Мишу в апреле арестовали, я три дня его разыскивала. Телефон был отключен, квартира закрыта. Обратилась к участковому, он сказал, что ничего не знает, а позже я от Миши узнала, что участковый присутствовал при задержании.
Пенсионерка написала несколько запросов в МВД и прокуратуру, после чего ей сообщили, что ее сын арестован по обвинению в хулиганстве. После задержания Михаил в знак протеста почти месяц провел в карцере.
– Миша много читает, пишет продолжение романа. Голодать я ему запретила. Я вдова, Миша у меня один. Он меня успокаивает, говорит, что скоро их отпустят, – поделилась своими переживаниями Тамара Федоровна. По ее словам, такого унижения и хамства, как в пункте передач СИЗО, она никогда и нигде не встречала.
По словам активистов КОС, судьбой своего сына Олега также обеспокоен и Сергей Саввин, сотрудник управления по связям с общественностью и СМИ в калининградской администрации. И хотя политические взгляды у них расходятся, он не понимает, почему его сына как опасного преступника содержат в СИЗО. Сергей Саввин надеется, что его сына отпустят. Мама Олега на свидания не ходит, суды не посещает, от комментариев воздерживается.
Александр Жиденков рассказал, что Олег Саввин – образованный и мягкий человек и что сейчас он изучает французский язык. Как и Михаил Фельдман, он пишет стихи. Адвокат Мария Бонцлер рассказала, что перед судом к Саввину посадили сокамерника, который склоняет его к признанию своей вины.
У активиста КОС Василия Адрианова, хотя в этой акции он участия не принимал, год назад был проведен обыск. В ходе обыска у Василия, его матери и брата были изъяты компьютеры, книги, документы и магниты с надписью "Украина – це Европа". До сих пор активисту и его близким так ничего и не вернули. Осенью, после "Марша мира" Адрианов был избит неизвестными в подъезде дома, где живет адвокат Мария Бонцлер. Василий много лет был знаком с Дмитрием Фонаревым. По его словам, Дмитрий не был оппозиционером, но много читал, думал о социальной несправедливости, которую наблюдал вокруг, и принимал все близко к сердцу. Он планировал переехать в Калининград, но все обернулось иначе.
Мама Димы Фонарева недавно приезжала из Москвы на свидание к сыну. Татьяна Алексеевна работает корректором, занимается редактурой, все это оплачивается скромно. Недавно она похоронила старшего сына, из-за похорон образовались долги, а еще нужны деньги на передачи, на приезд к Диме из Москвы. Татьяна Алексеевна подрабатывала мойщицей окон, бралась за любую работу. Она рассказала, что Дима всегда был очень скромный, задумчивый, глубоко верующий, он много работал, чтобы обеспечить себя самостоятельно. Дима на условия содержания не жалуется, но выглядит изможденным, а главное, Татьяна Алексеевна не понимает, почему сына держат в СИЗО, ведь он чистосердечно признался, что повесил этот флаг, и отсидел 15 суток. Это уголовное дело, по словам Татьяны Алексеевны, издевательство над здравым смыслом.